
В статье описываем все способы, как определить износ тормозных колодок самостоятельно. Рассказываем о признаках износа колодок, как проверить состояние, про их примерный срок службы и что делать автовладельцу.
Признаки износа тормозных колодок
Тормозные колодки со временем изнашиваются и это нормально для любой машины. Главное, не игнорировать симптомы износа, иначе потеря управления из-за отказавших тормозов станет весьма неприятным сюрпризом.
Вот главные признаки износа колодок:
- Вибрации руля или биение педали при торможении. Такое возникает из-за неровно изношенных колодок или деформированных тормозных дисков.
- Машину тянет в сторону при торможении. Виновником может быть как заклинивший суппорт, так и разная степень износа колодок на колесах.
- Снижение эффективности тормозов. Если увеличился тормозной путь, а машина слабо реагирует на нажатие педали тормоза, проблема может быть в перегреве и деградации материала колодок.
- Металлический скрежет. Самый опасный звук, который говорит, что фрикционный слой полностью стерся. Теперь тормозит металлическая пластина колодки, которая трется о диск. Это повреждает диск и грозит отказом тормозов.
- Скрип при торможении. Если изначально колодки не скрипели, значит, этот звук издают индикаторы износа — специальные металлические пластинки на колодках. Они срабатывают при остатке фрикционного слоя около трех-четырех мм и предупреждают, что пора готовиться к замене колодок.
Если машина оборудована электронными датчиками износа колодок, то при критической толщине накладок загорится индикатор на приборной панели. На некоторых моделях автомобилей бортовой компьютер показывает конкретное колесо, тогда как на других индикатор общий, и приходится самостоятельно проверять состояние колодок.
Как проверить состояние тормозных колодок

Первое, на что смотрят — толщина рабочей накладки. У большинства производителей минимальная допустимая толщина три мм. Когда колодка тоньше, она уже не гасит тепло и быстрее нагревает диск. Из-за этого тормоза работают не так эффективно, как прежде.
Второй способ проверки — наблюдение за звуками при торможении. На большинстве колодок современных автомобилей есть металлический индикатор износа. Он начинает слегка скрипеть при касании с диском. Если звук появился на постоянной основе, значит, материал колодки износился до критического уровня.
Как самому оценить износ:
- Через колесные диски. Если у авто литые диски с крупными проемами, колодки иногда видно. Тогда визуально оцените толщину материала на металлической пластине.
- Снимите колесо. Если установлены «штамповки», то без этого не обойтись. Оцените остаток фрикционной накладки.
- Обязательно проверьте внутреннюю колодку. Она изнашивается быстрее внешней. Не поленитесь заглянуть с обеих сторон скобы суппорта.
Примерный срок службы колодок передней оси 20–50 тыс. км. Задние держатся дольше, до 80 тысяч. Но многое зависит от стиля езды и качества деталей. Агрессивное вождение с частыми резкими торможениями может сократить срок службы до 10–15 тыс. км. Спокойная езда, ровная поверхность тормозного диска без износа и правильный подбор колодок помогают дотянуть до верхней границы ресурса. Чтобы быть уверенным в состоянии, рекомендуется проверять колодки каждые 10 тыс. км или во время каждого сезонного обслуживания машины.
Что делать при износе колодок

Если проверка показала, что колодки износились до минимальной толщины, откладывать замену нельзя. Стертая колодка перестает эффективно тормозить и может повредить диск.
Замена проводится всегда попарно на одной оси. Даже если износ только с одной стороны, на вторую тоже ставят новые колодки, чтобы тормозное усилие было равномерным.
Заменить колодки можно самостоятельно — нужен только набор ключей и домкрат. После установки новых колодок нужно дать им притереться. Поэтому первые 200–300 км избегать резких торможений.
Главное об износе тормозных колодок
Тормоза — не та система, где нужно экономить. Ремонт дисков или суппортов обойдется дороже комплекта колодок. Запомните главное:
- Минимальная толщина накладки — до трех мм.
- Средний срок службы колодок 20–50 тыс. км.
- Передние колодки изнашиваются быстрее задних.
- Даже если износилась только одна сторона, менять нужно весь комплект колодок на оси.
- При проблемах с тормозами обязательно осмотрите колодки.
- Появившийся при торможении скрип — чаще всего сигнал встроенного индикатора износа.
- Скрежет говорит о полном износе фрикционной накладки и контакте металла колодки с поверхностью тормозного диска.
- Если откладывать замену колодок, можно повредить тормозные диски.
