История появления в СССР гаражных кооперативов

Как и когда появились эти культовые «места силы» и почему ими зачастую дорожат даже больше, чем дачей или машиной? Минутка ностальгии — на Авто Mail.
Автор Авто Mail

Он и собственная мастерская, и кладовка, и сокровищница, и убежище от всех невзгод. Он — гараж: уникальное пространство, наполненное куда большим количеством смыслов и назначений, чем простое парковочное место с собственными воротами.

Открытый гараж
Он – гараж: куда больше, чем просто парковка. Это целый мир за железными воротамиИсточник: Unsplash

Как искренне и точно сказал Булгаков на страницах своего культового произведения, москвичей испортил квартирный вопрос. Книга была закончена в 1940-м году, а начата — еще в 1928-м, однако с тех пор в пристрастиях столичных жителей изменилось немного: личные квадратные метры — до сих пор являются ценностью. Зачастую — главной. Только вот тезис «квартирный вопрос» за 85 лет несколько расширился: в него вошли не только жилая, но и нежилая недвижимость. В частности — гаражи.

Михаила Афанасьевича понять можно: когда он создавал свой бессмертный труд, ни о каких гаражах, тем более частных, советский гражданин и помыслить не мог. Ключевой вопрос — собственность. А в Советском союзе она была сплошь государственная — личная в рамках постройки коммунизма не предполагалась.

Впрочем, были, конечно, и разного рода исключения: для соблюдения формальностей были созданы кооперативы. Ключик кроется в том, что кооператив — это собственность уже не государственная, но еще и не частная — групповая. Кооператив не только владеет неким объектом недвижимости, но и управляет им! Именно этим маневром и пошли в 1960-м году, когда Совет Министров СССР примет постановление № 1475 «Об организации кооперативов по строительству и эксплуатации коллективных гаражей — стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев». С днем рождения, ГСК!

Гараж стал коллективной собственностью — не частной, но и не государственной
Гараж стал коллективной собственностью — не частной, но и не государственнойИсточник: Кармаев Евгений/Фотохроника ТАСС

Таким нехитрым образом получаем и официальную дату начала гаражно-кооперативного движения в нашей стране, и юбилей — в нынешнем году гаражу, сначала советскому, а потом и российскому — 65 лет.

Дьявол, как всегда, скрывался в мелочах: во-первых, заявиться в кооператив мог только автовладелец — предоставлялись документы на машину. Во-вторых, гараж, что предназначался исключительно для хранения транспортного средства, соответствовал размеру конкретного транспортного средства: кстати, именно поэтому в любом старом ГСК есть «боксы» разного размера. Так что замена автомобиля на более современный и комфортный, читай, больший по размеру, мог стать причиной головной боли: новая «Волга» в гараж от «Жигуля» просто не влезала. Третий пункт кроется в расшифровке: ГСК — это гаражно-строительный кооператив. То есть государство согласовывало место, а вот строиться предстояло самим кооператорам.

Гараж остался самым доступным помещением для работы и хранения
Гараж остался самым доступным помещением для работы и храненияИсточник: Кавашкин Борис/Фотохроника ТАСС

Да, разрешение на покупку необходимых материалов и прочее, давали безусловно, но деньги нужно было заплатить. И немалые: так железная «коробка» могла стоить в начале эпохи гаражного строительства 3−4 тысячи рублей, а роскошный и просторный кирпичный гараж — и 9 тысяч рублей. Просто напомним, что в 1964-м году автомобиль «Волга» стоил 5 600 рублей.

Впрочем, это никогда и никого не останавливало: кооперативы росли, как грибы, а различные сложности с документами быстро решались — у родственников просили, на худой конец. Сам же по себе гараж очень быстро стал местом сбора и общения «со всеми вытекающими», на требования «только хранение ТС и мелких запчастей» достаточно скоро перестали обращать внимание, а на территориях многочисленных ГСК зарождался первый советский малый бизнес. Гараж, как известно, имеет ворота, а что за ними происходит — кому какое дело. Более того, рукастые советские умельцы научились и ремонтировать, и красить автомобили буквально подручными средствами: шутка про покраску из пылесоса — не шутка.

оветский гараж быстро превратился в место общения и малый бизнес
оветский гараж быстро превратился в место общения и малый бизнесИсточник: Котляков Эдуард/Фотохроника ТАСС

Здесь же, в ГСК, зарождались и крошечные швейные мастерские, и склады, и множество других направлений некогда запрещенного, а после — совсем не обласканного вниманием малого бизнеса. Часть выросла в полновесные предприятия с большими цехами, некоторые — отжили свое, а другие так и остались в формате ГСК.

«Гаражники» были, есть и будут — ведь именно гараж является самым дешевым вариантом нежилого помещения, в котором можно вести коммерческую деятельность. Относительно комфортно, относительно законно. В «лихих девяностых» и «сумасшедших двухтысячных», в «богатых десятых» и «безумных двадцатых» гараж остается местом уединения и размеренного времяпрепровождения, возможность побыть наедине и провести время в компании единомышленников. Местом для себя и для дела, для хранения отжившего свое скарба или сезонных вещей, которым не нашлось места в квартире. Кладовка — это для богатых, а у народа — гараж. С годами они дорожали и дешевели, строились и сносились, однако во все времена оставались ценными.