Стабилизатор поперечной устойчивости: зачем нужен и как работает

Как влияет стабилизатор на переднюю и заднюю подвеску, зачем он нужен и какие в нем бывают неисправности? Рассказываем о назначении стабилизатора поперечной устойчивости и принципе его работы в проекте Авто Mail
Авторы и эксперты
Автор Авто Mail
Сергей Марков
Владелец СТО
Что это
Для чего нужен
Устройство
Как работает
Признаки неисправности
Мнение эксперта
Что это
Для чего нужен
Устройство
Как работает
Признаки неисправности
Мнение эксперта
Еще

Стабилизатор поперечной устойчивости — это металлическая трубка в форме буквы П, устанавливаемая на подвеске. Производители настаивают, что этот элемент повышает безопасность и управляемость, однако некоторые водители считают его ненужным и даже снимают его с подвески.

Cтабилизатор поперечной устойчивости на белом фоне
Стабилизатор — это ключ к устойчивости в поворотах и нормальному управлению автомобилемИсточник: legion-media.ru

В написании статьи принял участие эксперт: опытный автомеханик, специалист по внедорожному тюнингу Сергей Марков.

Что такое стабилизатор поперечной устойчивости

Стабилизатор поперечной устойчивости — это металлический стержень, прикрепленный к колесам при помощи втулок. Его устанавливают на независимой подвеске: в зависимых его роль выполняют балка или штанга.

Для чего нужен стабилизатор поперечной устойчивости

Главная задача стабилизатора, как легко догадаться из названия, стабилизировать автомобиль при движении. Стабилизатор приходит в действие, когда автомобиль накреняется. Это может произойти при движении по неровной поверхности или во время входа в крутой поворот.

Cтабилизатор поперечной устойчивости включается в работу только в момент крена. В движении по прямой он не задействован
Сергей Марков
Опытный водитель, директор СТО

Стабилизатор повышает управляемость движения в резких поворотах, более эффективно распределяет нагрузку и помогает покрышкам сохранить сцепление с дорогой. В общем и целом он делает движение более безопасным для водителя и пассажиров.

Ту же функцию (балансировка и распределение нагрузки) выполняют пружинные стойки в некоторых вариантах подвески. Однако для того, чтобы пружины обеспечили нужный уровень устойчивости, они должны быть очень жесткими. От этого страдает плавность хода, поэтому в современных моделях авто используется именно стабилизатор.

Устройство стабилизатора

Расположение стабилизатора поперечной устойчивости
Стабилизатор поперечной устойчивости подвески состоит из стержня, стоек и крепежных втулокИсточник: Evan Mason, CC BY-SA 3.0, wikimedia.org

СПУ устроен достаточно просто. Он состоит из трех основных частей:

  • Полый центральный стержень, изготовленный из стальной трубы. Работает по принципу торсиона (упругого элемента);
  • Две стойки (правая и левая) — по одной на каждое плечо стержня;
  • Комплект втулок для крепления стабилизатора к передним колесам.

Как работает стабилизатор поперечной устойчивости

Функция стабилизатора — уравновесить нагруженную и ненагруженную стороны автомобиля в момент маневра. При вхождении в поворот меняется распределение массы автомобиля: внешняя сторона становится тяжелее, а внутренняя легче: создается крен. Стабилизатор повышает жесткость подвески, прижимая внутренние колеса к дороге, и автомобиль выравнивается.

Иногда водители обращаются ко мне с просьбой отключить стабилизатор поперечной устойчивости, потому что он отрицательно влияет на проходимость автомобиля по бездорожью. Это действительно так: на особо сложных участках способность колес оказаться на разной высоте иногда является преимуществом. Однако нужно понимать, что без стабилизатора машина теряет в управляемости, запаздывает реакция на повороты руля. Автомобиль со снятым СПУ не подходит для быстрого движения по скоростным участкам. Любители автоспорта, наоборот, устанавливают усиленные стабилизаторы повышенной жесткости. Такая конструкция повышает управляемость автомобиля.
Сергей Марков
Опытный водитель, директор СТО

Есть ли разница между передним и задним стабилизатором

Автомобиль Geely Preface с задним стабилизатором поперечной устойчивости на городской дороге
Передний и задний стабилизатор поперечной устойчивости чаще ставят на городские модели — для лучшей устойчивости и управляемостиИсточник: Авто Mail

Задний стабилизатор устанавливается не на всех моделях автомобилей. Иногда производитель решает, что в данной конструкции одного переднего стабилизатора будет достаточно. Оба стабилизатора чаще встречаются на комфортных городских моделях, в то время как на внедорожниках обычно обходятся только передним СПУ.

В тех случаях, когда на машине установлено два стабилизатора, первый, как правило, будет более массивным. Это вполне логично: передняя часть автомобиля тяжелее задней и сильнее кренится в повороте. Чтобы ее стабилизировать, требуется большее усилие. Больше никаких отличий в устройстве переднего и заднего стабилизатора не существует.

Признаки неисправности стабилизатора и его компонентов

Стержень стабилизатора поперечной устойчивости — достаточно долговечный узел. Иногда он стачивается в местах соприкосновения с кузовом, но это происходит после очень длительной эксплуатации. Чаще ломаются стойки стабилизатора, снабженные резиновыми накладками и движущимися частями.

На какие признаки нужно обратить внимание:

  • Автомобиль начинает хуже держать дорогу;
  • Снижается управляемость;
  • В повороте кузов сильно кренится;
  • Появляются посторонние шумы: стук, скрип и т. п.
 Простой способ проверить стабилизатор на исправность: резко выкрутить руль до упора в одну сторону и, лежа под автомобилем, нажать на стойку рукой. Потом повторить то же самое в другую сторону и нажать на вторую стойку. Если стойка поддается нажиму (есть люфт) или раздается стук, значит, она подлежит замене. Для замены стоек необязательно обращаться на СТО: при должной сноровке ее можно провести самостоятельно.
Сергей Марков
Опытный водитель, директор СТО

Мнение эксперта

Механик осматривает автомобиль поднятый на подъемнике в поиске неисправности стабилизатора
Поломка стабилизатора поперечной устойчивости не критична, но лучше не затягивать с ремонтом — он важен для управляемостиИсточник: Freepik

Сергей Марков, специалист по внедорожному тюнингу, директор СТО:

«Стабилизатор поперечной устойчивости относится к вспомогательным узлам автомобиля. Его поломка не приведет к немедленной остановке машины: при осторожной езде автомобилем можно некоторое время пользоваться. Однако он играет важную роль: выравнивает крен при поворотах и распределяет нагрузку. Поэтому я рекомендую поддерживать его в рабочем состоянии».

Главное о стабилизаторе поперечной устойчивости

Подводим итоги. Что нужно знать водителю о стабилизаторе поперечной устойчивости:

  • Стабилизатор — это металлический стержень П-образной формы, устанавливаемый на передней подвеске автомобиля (реже на задней). Его главная задача — стабилизировать крен автомобиля в повороте;
  • Стабилизатор состоит из центрального стержня, двух стоек и втулок крепления;
  • Передний и задний стабилизаторы по конструкции не отличаются друг от друга, но передний больше по размеру и более массивный;
  • Главные признаки неисправности стабилизатора: ухудшается управляемость, увеличивается крен в поворотах.