
В статье подробно разбираем, где расположен датчик, какие симптомы указывают на его неисправность, что понадобится, и как провести замену датчика охлаждающей жидкости самостоятельно.
Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) устанавливается в тех местах системы охлаждения, где можно точно измерить температуру антифриза, выходящего из двигателя. Чаще всего его можно найти:
- в корпусе термостата;
- в верхней части головки блока цилиндров (ГБЦ);
- в патрубке, идущем от двигателя к радиатору.

В большинстве автомобилей ДТОЖ вкручивается в резьбовое отверстие. Так, чтобы его чувствительный элемент напрямую контактировал с потоком охлаждающей жидкости. Благодаря этому датчик в режиме реального времени отслеживает, насколько прогрелся двигатель, и передает данные в блок управления (ЭБУ), а от туда показания выводятся на приборную панель.
В современных автомобилях часто используются два и более датчика температуры:
- первый — для ЭБУ, он отвечает за управление работой двигателя, включение вентилятора, расчет топливной смеси;
- второй — для стрелочного указателя температуры на приборной панели.
Иногда эти функции совмещают в одном корпусе с двумя выходами.
На большинстве машин с передним приводом и поперечно расположенным двигателем ДТОЖ находится в месте выхода охлаждающей жидкости из двигателя, у основания термостата или рядом с ним. На V-образных моторах и продольных компоновках доступ сложнее — датчик может «прятаться» за впускным коллектором или креплениями навесного оборудования.
Чтобы быстро определить точное местоположение датчика:
- ищут рядом с корпусом термостата;
- прослеживают толстый верхний патрубок от радиатора до двигателя — он как раз выходит из зоны, где установлен датчик;
- ориентируются по проводке — к ДТОЖ всегда подходит фишка с двумя или тремя проводами.
При снятии датчика из системы охлаждения может вытечь часть антифриза. Поэтому желательно сливать жидкость заранее или работать быстро, пока давление невысокое и мотор холодный.
Признаки неисправности ДТОЖ двигателя
Этот датчик передает данные о температуре антифриза в блок управления двигателем. На основе этой информации система регулирует подачу топлива, момент зажигания, работу вентилятора и другие параметры. При сбое в работе датчика двигатель начинает получать ложную информацию, что приводит к целому ряду симптомов. Вот основные признаки неисправности ДТОЖ:

- Плавающие показания температуры — указатель температуры на приборной панели показывает некорректные или резко скачущие значения. Иногда стрелка замирает в одном положении, независимо от реального нагрева двигателя.
- Сложный холодный запуск — если датчик постоянно передает сигнал о высокой температуре, ЭБУ не обогащает смесь, и мотор плохо заводится «на холодную». В некоторых случаях двигатель может вовсе не запуститься.
- Проблемы на холостом ходу — из-за ошибочной температуры блок управления не может правильно корректировать обороты, и двигатель работает нестабильно. «Плавают» обороты, появляется вибрация.
- Повышенный расход топлива — когда ЭБУ считает, что двигатель все еще холодный, он продолжает подавать переобогащенную смесь. Это повышает расход топлива, особенно заметно при езде по городу.
- Черный дым из выхлопной трубы — признак слишком богатой смеси. При постоянном «холодном» сигнале от ДТОЖ топливо не сгорает полностью, и из выхлопной системы идет темный дым.
- Частое включение вентилятора охлаждения — или наоборот — вентилятор не включается даже при перегреве. Все зависит от типа поломки. При «открытом» датчике ЭБУ считает, что двигатель перегрет, и включает вентилятор заранее. А при «зависшем» — может не включить его вовсе.
- Срабатывание сигнала Check Engine — при резких скачках температуры или полном отсутствии сигнала от датчика ЭБУ записывает ошибку, и на панели загорается контрольная лампа.
- Перегрев двигателя — в крайних случаях при отказе вентилятора или неправильной работе системы охлаждения двигатель может перегреться, особенно при езде в пробках или в жару.
- Нарушения в работе АКПП — некоторые модели автоматических коробок передач зависят от данных ДТОЖ. Ошибки датчика приводят к рывкам, задержкам при переключении и другим сбоям.
Что понадобится для замены датчика температуры охлаждающей жидкости
Для упрощения процесса лучше подготовить все необходимое для замены заранее. Большинство нужных инструментов найдется в гараже:

- Набор ключей — в зависимости от конкретного автомобиля, датчик может крепиться при помощи гаек или болтов на 19 мм. Это один из самых распространенных размеров, но иногда подходят ключи на 13 или даже 8 мм. Лучше заранее выяснить размер под свой двигатель.
- Емкость для слива охлаждающей жидкости — подойдет широкая миска, ведро или невысокий пластиковый лоток. Объем охлаждающей жидкости доходит до 5–7 литров, поэтому выбирайте емкость с запасом.
- Новый датчик температуры охлаждающей жидкости — лучше подбирать по VIN-коду или оригинальному каталожному номеру. Также стоит проверить наличие уплотнительного кольца в комплекте — у некоторых моделей оно несъемное.
- Герметик для резьбовых соединений — при замене старого датчика желательно нанести немного герметика или воспользоваться тефлоновой лентой, чтобы исключить возможные протечки.
- Антифриз, если потребуется долить — после демонтажа датчика часть охлаждающей жидкости вытечет. Ее можно вернуть обратно, но если жидкость старая или загрязнена, лучше сразу заменить или хотя бы долить свежую. Обязательно того же типа и цвета, что и основной объем.
- Рабочие перчатки и ветошь — перчатки защитят руки от антифриза и горячих элементов под капотом, а ветошь пригодится, чтобы вытереть остатки жидкости при замене.
- Доступ к двигателю снизу — на некоторых моделях ДТОЖ установлен в нижней части блока. В таком случае удобнее работать на яме, эстакаде или с помощью подъемника. Если такого варианта нет, понадобится домкрат и надежные упоры.
Пошаговая инструкция по замене датчика температуры охлаждающей жидкости
Перед заменой датчика важно дождаться, пока двигатель полностью остынет. Также желательно заранее сбросить давление в системе и отключить минусовую клемму аккумулятора. Иначе можно спровоцировать короткое замыкание или получить ожоги.
1. Слив охлаждающей жидкости
Подставьте емкость под радиатор или сливную пробку блока цилиндров. Открутите пробку радиатора или расширительного бачка, чтобы сбросить давление. После этого откройте сливной кран или выкрутите сливную пробку и слейте часть антифриза. Полностью сливать систему обычно не нужно — достаточно понизить уровень жидкости до места установки датчика. Это предотвратит вытекание антифриза при демонтаже.
2. Отключение разъема питания
На датчике температуры установлен разъем с защелкой. Осторожно нажмите на фиксатор и отсоедините разъем. Иногда на нем могут быть следы коррозии — при необходимости зачистите контакты и убедитесь, что проводка в порядке.
3. Демонтаж старого датчика
Для откручивания потребуется ключ, чаще всего на 19 мм. Но размер может отличаться в зависимости от марки автомобиля. Выкручивайте аккуратно, чтобы не повредить резьбу на корпусе двигателя или термостате, куда он вкручен.
4. Подготовка посадочного места
После демонтажа старого датчика очистите резьбовое отверстие от остатков герметика, грязи и следов охлаждающей жидкости. Если датчик устанавливался с медной шайбой или уплотнительным кольцом — снимите его и удостоверьтесь, что в отверстии ничего не осталось.
5. Установка нового датчика
Новый датчик можно установить с уплотнительным кольцом или герметиком — в зависимости от изначальной конструкции. Сначала закручивайте его вручную, а потом затяните ключом до упора. Но без излишнего усилия, чтобы не сорвать резьбу. Большинство производителей указывают момент затяжки — обычно 15–20 Н·м.
6. Подключение разъема
Убедитесь, что датчик установлен ровно, и подсоедините обратно электрический разъем до характерного щелчка. Если есть следы окисления — обработайте его диэлектрической смазкой.
7. Залив охлаждающей жидкости

Закрутите сливную пробку, после чего долейте антифриз до нужного уровня. Если в системе предусмотрен штуцер для стравливания воздуха — используйте его, чтобы избежать воздушных пробок.
8. Проверка
Подключите аккумулятор, заведите двигатель и дайте ему прогреться. Убедитесь, что вентилятор срабатывает при достижении рабочей температуры, а стрелка на приборной панели показывает корректные данные. Также проверьте, не появились ли ошибки на панели и нет ли утечек из-под нового датчика.
Советы эксперта
На наши вопросы отвечает Андрей Коромыслов, технический консультант KRAUF автозапчасти:
В каких случаях замена датчика температуры охлаждающей жидкости действительно необходима, а в каких проблему можно решить без замены?
«До того, как автомобили стали оснащаться электронными системами управления, датчик подключался напрямую к стрелочному указателю в панели приборов. Сопоставляя показания стрелки и реальную температуру охлаждающей жидкости (ОЖ), можно было сделать вывод о работоспособности системы. Проверку цепи выполнить было также просто: при отсоединении провода от датчика стрелка падала вниз, при замыкании провода датчика на корпус (массу) — стрелка поднималась до максимума. Если этого не происходило, то искали обрыв провода или проверяли указатель, при исправности того и другого меняли датчик.
В современных автомобилях электронные системы способны определять неверные сигналы от датчиков, на панели приборов при этом будет включаться индикация «Check Engine». Если выполнить чтение ошибок сканером, можно понять, в каком направлении двигаться для решения проблемы. В случае неисправности ДТОЖ, помимо наличия ошибки в системе, дополнительно будет постоянно включен вентилятор охлаждения двигателя для предотвращения перегрева.
Зачастую, при неверных показаниях указателя температуры или наличии ошибок по датчику в системе, его меняют, как говорится «по умолчанию». Бывает так, что замена не приводит к желаемому результату и показания стрелки с ошибками все равно остаются. Причиной может быть окислившиеся контакты в разъеме датчика, обрыв или замыкание проводки и тому подобные проблемы. Так что, при подозрении на неисправность датчика, нужно убедиться в целостности разъема, клемм и проводов.

Также бывает, что по показаниям на панели приборов даже при длительной работе двигатель нагревается медленно, стрелка падает вниз при езде по трассе, зимой в салоне становится холоднее. Электрические проблемы тут не при чем, скорее всего, есть проблемы с заклинившим в открытом положении термостатом. И в обратной ситуации, когда двигатель реально перегревается и стрелка на панели приборов лезет вверх, доходя до «красной зоны», прежде всего необходимо проверять работу вентилятора, уровень ОЖ, работоспособность термостата, насоса и других компонентов системы охлаждения».
Можно ли визуально определить неисправность ДТОЖ или всегда требуется диагностика?
«Внешне неисправный датчик можно определить по нескольким признакам:
- коррозия и разрушение контактов внутри разъема ДТОЖ;
- повреждение корпуса ДТОЖ от избыточного момента затяжки или использования неподходящего инструмента;
- коррозия и разрушение корпуса чувствительного элемента ДТОЖ от использования в системе некачественной жидкости.
При серьезном перегреве ДВС датчик тоже может оплавиться, но, если такое произошло, двигатель уже скорее всего поврежден настолько, что проблема с датчиком отойдет далеко на задний план».
Можно ли ездить с неисправным ДТОЖ, и к чему это приведет?
«В “доэлектронную” эру неисправность ДТОЖ приводила только к неверным показаниям стрелки указателя на панели приборов. Проблемы с включением вентилятора и охлаждением ДВС могли возникнуть только при выходе из строя термовыключателя, который замыкал цепь электровентилятора при достижении определенной температуры.
Так что, если до перегрева двигателя ситуация не доходила, с заменой ДТОЖ (если он не был конструктивно объединен с термовыключателем) можно было повременить.
В современных авто, электронная система управления без нормальных показаний ДТОЖ будет работать, но некорректно (горит Check Engine), проявляется это следующим образом:
- постоянно воет электровентилятор, ДВС нормально не нагревается, на бортсеть авто ложится дополнительная значительная нагрузка;
- проблемы с запуском ДВС — подача топлива зависит от температуры ОЖ, если электроника ее не знает, то топлива может быть слишком мало для холодного пуска и слишком много “на горячую”. Соответственно, растет расход топлива, а динамика падает;
- постоянная работа вентилятора способна вызвать его отказ, возрастает риск перегрева двигателя с тяжелыми последствиями.
Поэтому неисправный датчик лучше поменять. Желательно выбрать, в первую очередь, качественный, а во вторую — не переплачивать лишнего».
Главное по замене ДТОЖ
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости — несложная процедура, но требует аккуратности и подготовки. Ниже — основные моменты, которые нужно помнить:
- ДТОЖ чаще всего расположен в районе термостата, на ГБЦ или в патрубке радиатора. Чтобы точно определить место установки, нужно проследить за верхним патрубком или проводкой к датчику.
- Основные признаки неисправности: нестабильная работа двигателя, проблемы с запуском, повышенный расход топлива и срабатывание Check Engine.
- Для замены потребуются ключи (обычно на 19 мм), новый датчик, герметик или уплотнительное кольцо, емкость для антифриза и перчатки.
- Процесс включает: слив части охлаждающей жидкости, отключение разъема, демонтаж датчика, очистку посадочного места, установку нового элемента, подключение питания, долив антифриза и проверку работы.
- После замены обязательно проверить герметичность, правильность подключения и отсутствие ошибок. Двигатель должен прогреться до рабочей температуры, а стрелка на приборной панели — показывать корректные значения.


