Система зажигания: зачем нужна в автомобиле, из чего состоит и как работает

Во всех современных автомобилях, за образование искры и воспламенение топливно-воздушной смеси отвечает система зажигания. Без нее просто нельзя обойтись. Расскажем о ее работе подробно.
Василий Бахолдин
Автор Авто Mail
Что такое система зажигания
Устройство и элементы
Как работает
Типы систем
Основные неисправности
Рекомендации
Главное
Что такое система зажигания
Устройство и элементы
Как работает
Типы систем
Основные неисправности
Рекомендации
Главное
Еще
Автовладелец осматривает свечу зажигания в двигателе автомобиля
Система зажигания автомобиля — это группа приборов и компонентов, которая нужна для формирования искры в нужный моментИсточник: legion-media.ru

Бензиновый двигатель внутреннего сгорания функционирует за счет энергии от сжигания топлива. А для того, чтобы это произошло, в камеру сгорания нужно подать искру. И в строго определенное время. В статье объясним, как это делает система зажигания, каких типов она бывает, почему ломается и как защититься от неполадок.

Что такое система зажигания и какое у нее назначение

Автомобильная система зажигания — это группа взаимосвязанных компонентов, которые обеспечивают формирование искры в каждом из цилиндров двигателя в момент, наиболее подходящий для воспламенения топлива. Она необходима для нормального запуска мотора и его бесперебойной работы.

Это справедливо для бензиновых и газовых моторов, потому что в дизельных двигателях для воспламенения топливно-воздушной смеси используют сжатие без искры.

Устройство и элементы системы зажигания

Назовем основные элементы системы, отвечающей в автомобиле за воспламенение топлива:

Автовладелец держит в руке свечу зажигания — основной элемент системы зажигания
Свеча зажигания — основной элемент системы, благодаря которому возникает искра Источник: Freepik
  • Источник энергии. Обычно речь идет об аккумуляторной батарее, при запуске двигателя, и генераторе, производящем ток на ходу.
  • Замок зажигания/выключатель. Механическое или электрическое устройство, необходимое для запуска стартера и подачи напряжения на бортовую сеть.
  • Накопитель. Устройство отвечает за накопление энергии и преобразование ее в искру. Бывает индуктивным — катушка зажигания, работающая в качестве трансформатора. И емкостным — конденсатор, накапливающий заряд и передающий его впоследствии на свечу.
  • Свечи зажигания. Элементы с изолятором из фарфора и двумя электродами. Именно между этими электродами после подачи напряжения возникает искра, поджигающая топливную смесь.
  • Распределитель зажигания или трамблер. Устройство, которое направляет высокое напряжение от накопителя на свечи. Бывает механическим и статическим. Механический распределитель в виде вала приводится в действие от двигателя и контактным бегунком распределяет напряжение по высоковольтным проводам. В статическом варианте нет вращающихся деталей, катушка присоединяется к свече, а управление идет от электронного блока.
  • Коммутатор. Создает импульсы для работы катушки зажигания. Он включается в цепь и по сигналу от блока управления прекращает питание, что вызывает скачок напряжения самоиндукции в катушке. Есть только в бесконтактных системах зажигания и некоторых электронных системах.
  • Блок управления. Это — микропроцессорное устройство, определяющее момент запуска катушки зажигания на основании данных, поступающих от многочисленных датчиков.
  • Высоковольтные провода. Специальные проводники спиралевидной формы с усиленной изоляцией, которые идут на свечи.

Как работает система зажигания автомобиля

Основная функция всей системы зажигания — воспламенять топливо. Для этого нужно провести электричество в бортовую сеть, повысить напряжение до необходимого уровня, и в нужный момент произвести искру в каждом из цилиндров. Расскажем, как все это происходит.

Внутреннее сгорание

Цилиндры двигателя внутреннего сгорания
Автомобиль начинает движение благодаря работе цилиндров двигателя внутреннего сгорания Источник: Freepik

В цилиндре двигателя при движении поршня вверх смесь топлива и воздуха сжимается. Когда поршень приближается к верхней точке хода, катушка зажигания вырабатывает импульс высокого напряжения, передающийся через распределитель на соответствующую свечу зажигания. Между ее электродами возникает искра, вызывая воспламенение смеси и расширение газов, толкающих поршень обратно вниз. Эта энергия передается на трансмиссию к колесам, приводя автомобиль в движение.

Катушка зажигания

Основная задача этого узла — обеспечение высокого напряжения, необходимого для образования искры на свече. Внутри катушки расположены первичная и вторичная обмотки, соединенные между собой индуктивно. Ток низкого напряжения проходит через первичную обмотку, создавая энергию магнитного поля. Затем прерывается контакт первичной цепи, происходит резкое изменение в токе, которое индуцируется в виде высокого напряжения во вторичной обмотке.

Прерыватель-распределитель

Он определяет порядок подачи импульсов высокого напряжения от катушки к каждой свече зажигания. Прерыватель контролирует последовательность включения отдельных цилиндров и синхронизирует подачу искры с положением поршней. Работа устройства, в зависимости от системы, основана на механическом взаимодействии контактов или на информации с электронных датчиков положения коленвала.

Типы систем зажигания

В современном автомобилестроении чаще всего используют три типа систем зажигания. 

Контактная

Хотя они применялись в основном на старых автомобилях, но до сих пор остаются актуальными. В таком зажигании при сомкнутых контактах ток идет от АКБ или генератора в катушку. Там образуется ток высокого напряжения, и по высоковольтным проводам передается на крышку распределителя. В нем через контакты происходит распределение тока на каждую свечу зажигания в определенной последовательности.

Преимуществом системы многие годы остается ее простота и надежность. Она редко ломается, а ремонт не представляет большой сложности. Однако есть и минусы: ток высокого напряжения быстро разрушает контакты; износ крайне негативно влияет на эффективность системы; на двигателях с высокими оборотами надежность падает.

Бесконтактная

Это более современная и распространенная система, которую можно встретить на многих моделях автомобилей. Принцип ее действия следующий:

  • когда коленвал совершает движение, датчик создает импульс, которые подается на коммутатор;
  • коммутатор вырабатывает ток, поступающий на первичный контур катушки зажигания;
  • когда импульс прерывается, ток преобразуется в высоковольтный и передается на распределитель;
  • после этого ток распределяется по свечам зажигания в соответствии с установленным порядком воспламенения смеси в цилиндрах

Такой вариант зажигания обеспечивает более высокую энергию и стабильные импульсы во всем диапазоне работы двигателя. Это положительно сказывается на показателях мощности и обеспечивает хорошую экономию топлива. Однако она не такая надежная, дороже по цене, а провести ее диагностику или ремонт будет сложнее.

Микропроцессорная или электронная

Такие системы могут быть прямого зажигания (напряжение напрямую поступает к электродам) и с распределителем (через механическое устройство, которое подает напряжение на нужную свечу). Они управляются электронным блоком управления, реагирующим на сигналы датчиков, и определяющим оптимальные параметры работы. 

Модуль воздействует на воспламенитель, обеспечивающий подачу тока на катушку зажигания. Высокое напряжение через провода или сразу с катушки идет к соответствующей свече зажигания.

Использование такой системы имеет ряд преимуществ и решает многие проблемы. В электронной системе нет окисления контактов, выше уровень вторичного напряжения, не нужно часто регулировать углы опережения, а топливо сгорает более эффективно. Однако диагностику и ремонт можно провести только в специализированных сервисах.

Основные неисправности системы зажигания

Проблемы с зажиганием обычно сразу проявляются на работе автомобиля. Это сложности с запуском двигателя, падение мощности или повышенный расход топлива. Назовем самые частые причины подобных неприятностей:

  • износ или загрязнение свечей зажигания;
  • повреждение высоковольтных проводов;
  • поломка катушки зажигания;
  • нарушение регулировки угла опережения зажигания;
  • проблемы с контактами или износ деталей прерывателя-распределителя;
  • ошибки в ЭБУ, который контролирует многие процессы, в том числе и зажигание;
  • недостаточное заземление системы, что препятствует образованию искры.

Рекомендации по проверке и обслуживанию систем зажигания

Поломки в системе зажигания — нередкая причина неисправности автомобиля. Но проблемы можно избежать если своевременно проходить техническое обслуживание и выявлять неисправности. 

Обслуживание контактных выключателей

Контакты подвержены быстрому износу, поэтому рекомендуется регулярно проверять состояние их поверхности и очищать от нагара и окислов. Обслуживание включает в себя несколько процедур:

  • Визуальный осмотр изоляции и соединений на наличие повреждений. При обнаружении проблемных мест их нужно сразу заменить.
  • Чистка. Контакты очищают с помощью специальных средств в том случае, если видны следы коррозии или окислов.
  • Смазка контактов. Основные и нагруженные соединения рекомендуется смазывать весной и осенью. Это касается клемм АКБ, проводки стартера и генератора, клеммных разъемов датчиков.

Обслуживание свечей зажигания

Новый и старый комплект свечей зажигания, которые важно вовремя обслуживать
Проверять свечи зажигания нужно каждые 15–30 тыс. км. пробегаИсточник: Freepik

Свечи играют ключевую роль в процессе воспламенения смеси. Их проверка должна проводиться каждые 15–30 тыс. км. пробега, а замена производится согласно рекомендации производителя. Очистка свечей от загрязнений и проверка зазоров помогают сохранить эффективность двигателя и продлить его срок работы.

Обычно чистку можно провести при помощи наждачной бумаги или напильника. Если свеча сильно загрязнилась, применяют пескоструйные установки и сжатый воздух. Для восстановления нужного зазора используются специальные щупы.

Проверка цепи зажигания

Если двигатель нормально не запускается, нужно провести ряд процедур для проверки состояния цепи: 

  • Проверить работоспособность АКБ, высоковольтных кабелей, проводов и проверить наиболее важные разъемы.
  • Проверить свечи и искрообразование. Это можно сделать прокручивая двигатель стартером и оценивая интенсивность искры на каждой из свечей.
  • Проверка контактного выключателя. Для этого выполняют тест на выходную мощность катушки.
  • Проверка катушки зажигания. Нужно изучить само устройство на наличие повреждений. Потом измерить сопротивление первичной и вторичной обмоток катушки, сравнивая полученные значения с данными из технической документации.  
  • Проверка блока управления. Также необходимо убедиться в отсутствии обрывов или замыкания на проводах до блока управления двигателем.

Отметим, что работа с электричеством требует определенных навыков и наличия диагностического оборудования. Если у водителя их нет, то лучше всего доверить проверки и обслуживание профессионалам из автосервиса. У них есть для этого все необходимое.

Главное о системе зажигания 

Подведем итоги и назовем основные моменты, которые стоит запомнить:

  • Система зажигания необходима для воспламенения топливно-воздушной смеси в двигателе.
  • Ее главные части: свечи зажигания, катушка зажигания и распределитель.
  • Существуют контактные, бесконтактные и микропроцессорные типы систем зажигания.
  • Основными причинами поломки становятся износ деталей, их повреждение и проблемы с электрической проводкой.
  • Регулярные проверки и уход за системой помогут предотвратить поломки и продлить ресурс двигателя.