Ищем бюджетную машину по параллельному импорту, избегая проблем

Бюджетной будем называть машину до 3 млн рублей. Да, таковы реалии рынка
Автор Авто Mail

Ух, что на рынке происходит. Трамп лютует, курсы скачут, пошлины растут. Прогнозируемость ситуации стремится к нулю. А рубль укрепляется. Если раньше говорили, что лучшее время для покупки машины было «вчера», то сейчас утверждают, что лучше, чем «сейчас», может и не наступить.

Эксперты поделились на две категории: одни считают, что конъюнктура такова, что вот-вот станет полегче, вон и Корея зашевелилась, и Япония уже не так раздраженно реагирует на отправку машин в Россию, да и Китай заваливает нас своей продукцией всеми путями: белым, перелицованным белым и серым. Вторые уверены: даже с ослаблением пошлин и возвращением некоторых автопроизводителей цен «как раньше» нам уже не видать.

Посетитель автосалона Favorite Motors у автомобиля Geely
Белый рынок формируется через локальные салоны — с оглядкой на пошлины и курсИсточник: Сергей Булкин/NEWS.ru/TACC

С белыми продажами пока все более-менее понятно: кто может, открывает в России салоны под своим или специально созданным брендом и торгует за суровый ценник с оглядкой на всевозможные пошлины.

Серый рынок б/у сложнее. Пожалуй, сейчас в нем порядка ненамного больше, чем в начале 2000-х. Все удовольствия в виде перебитых номеров, скрученных пробегов, «распилов», конструкторов, свапов и утопленников — выбирай на вкус. Причем происходить это может как на нашей стороне, так и в той стране, где выбирается машина.

Вменяемые требования: автомобиль должен быть «проходным», от 3 до 5 лет. Пробег — разумным, хотя бы до 30 000 км. Состояние — близкое к идеальному. Комплектация — максимальная или около того (они не критично влияют на цену, во всяком случае, не так, как класс автомобиля и объем двигателя).

В сегменте до 3 млн рублей только кажется, что есть где развернуться. На самом деле, как только дело доходит до конкретных машин, становится грустно.

Есть белорусское направление, но в режиме максимальной экономии вам светит от силы компактный хэтч с двигателем до полутора литров. При этом желающим сэкономить есть опция: машина должна год погонять по Белоруссии, чтобы вы не попали на дополнительные выплаты.

Есть Япония. Там своя специфика, в которой доминирующим аккордом играет правый руль.

Есть Китай. С точки зрения цены, это самый выгодный и, как кажется поначалу, интересный вариант. Однако, к примеру, китайские «европейцы» обладают своей спецификой. Это версии машин для внутреннего рынка, локального производства. Очень часто — с удлиненным кузовом. Как утверждают сервисы, подбор деталей по китайскому VIN — это та еще лотерея. Порядка там меньше, чем в сумасшедшем доме при пожаре. В некоторых случаях запчасти заказывают «наугад»: подойдет — не подойдет. Кроме того, комплектации порой — полная противоположность тому, что хочется получить в России. Машина будет на огромных дисках, с люком и панорамной крышей, спортивным обвесом, красными накладками на суппорты и хромированными — на выхлоп, светодиодными фарами… но «на тряпке», с простейшим кондиционером и моторчиком от бензопилы. Есть, конечно, там и импортированные, европейского производства, машины, но стоят они уже не так вкусно, и в наш ценник, как правило, не укладываются.

Кроме того, состояние автомобилей по фотографии вы никогда не поймете. Рынок б/у машин в Поднебесной — это темный лес. Каждый аппарат нужно не просто ехать и смотреть глазами, а желательно загонять в сервис на подъемник и пристально проверять каждую гайку. Соврут — недорого возьмут. Вернее, дорого. Наконец, еще один важный нюанс: Китай — страна огромная. Вы можете чудом найти идеальный вариант, но будет он где-то в такой глуши далекой, куда ни один подборщик не поедет ни за какие коврижки. И все же находятся компании, которые выстраивают свой бизнес с китайскими коллегами, но это отчаянные ребята с на редкость крепкой нервной системой.

Ноутбук с открытым аукционом Encar
На Encar можно найти авто с пробегом 10 000 км, но нужно быть быстрее конкурентовИсточник: freepik.com / Авто Mail

Есть Корея. По сравнению с предыдущими вариантами — образчик порядка и обстоятельного подхода. Уступают, пожалуй, только японцам. Знаменитый портал Encar, хоть и не эталон дружелюбности, предлагает вам максимально подробную информацию о прошлом машины. Страховки, количество владельцев, пробег, случаи страховые, ремонт, наконец, результаты осмотров и инструментальной проверки — все это в разных комбинациях существует по каждой машине и доступно по одному клику.

Конечно, и там хитрят. Вы будете часто натыкаться на тот факт, что описание машины не вполне соответствует тому, что даже есть на фотографиях. Зато душу греет тот факт, что за махинации с пробегом там грозит серьезное уголовное наказание. Другой момент, что многие из машин, которые якобы есть в наличии — либо уже забронированы, либо проданы. Не торопятся автосалоны снимать объявления, то ли это местное разгильдяйство, то ли расчет, что клиент, не получив искомый вариант, рассмотрит что-то из наличия. Не берусь судить.

Зато здесь есть жирный бонус: цены на местный автопром. Корейские бюджетные автомобили с проходными параметрами, не попадающие ни под санкции, ни под завышенные пошлины, в сухой корейской цене укладываются в 2 млн рублей, если умерить аппетит. Мало того, совсем не исключены случаи продажи реальных автомобилей с пробегом менее 10 000 км, в состоянии новой или почти новой машины.

Кажется, вот он, автомобильный рай: выбирай, хватай и покупай. Но главная проблема в том, что не одни мы с вами такие умные. Рынок прочесывается ежедневно частым гребнем. Любой мало-мальски интересный вариант тут же ставится на бронь и уходит в первые же несколько дней, а то и часов. Теперь это — рынок продавца, как следствие: а) машин мало б) цены потихоньку растут в) в наличии чаще всего популярные в Корее, но не особо любимые в нашей стране дизели.

Hyundai N
Hyundai N — быстрая экзотика с небольшим пробегом, но почти неизученная нашими сервисамиИсточник: Hyundai

Есть варианты для самых отважных. Это — специфические корейские «зажигалки» преимущественно для внутреннего рынка. Вроде Hyundai серии «N». И в 3 млн после уплаты всех российских пошлин и сборов они укладываются. Быстрые, отлично укомплектованные и как правило с небольшим пробегом автомобили, но… совершенно незнакомые российским сервисам. И их обслуживание — лотерея, в которой проигрышный билет стоит катастрофических денег. Например, за детали адаптивной подвески или специфического мотора с двумя нагнетателями, который в этом исполнении только для конкретной модели и существует. Малый тираж, высокая технологичность — получите, распишитесь за космический ценник. И сроки доставки — состаритесь ждать.

И все же это самое оживленное направление импорта. Поставки легковых автомобилей из Южной Кореи в марте достигли самых высоких значений за год. И продолжают расти. Значит, там все еще есть из чего выбрать.

Отдельного «доброго» слова удостаиваются посредники. Российские частники и фирмы, несмотря на все обещания, в основной массе неохотно берутся за заказы до 3 млн рублей. Да, они регулярно рассказывают в телеграм-каналах о счастливых обладателях машины «муха не сидела» и за меньшие деньги. Относитесь к этому как к рекламе. Искать честного посредника, который согласится работать по минимальному ценнику, будете долго, упорно и с фонарем. Хотя такие есть. Но это уже тема для отдельного разговора.