Охлаждение салона в жару: мифы и правда о кондиционере

Разобрали типичные мифы про кондиционер и форточки чтобы выяснить, как безопаснее всего охлаждаться в жару
Автор Авто Mail

Каждое лето во всех автомобилях страны разгораются ожесточенные баталии между пассажирами. Уровень накала страстей зависит от возраста и качества воспитания спорщиков, но суть сводится к одному: открыть окна или включить кондиционер в жару?

Девушка в автомобиле с открытым окном
Современные кондиционеры не страдают от открытых окон – всё решают датчики температуры и давленияИсточник: Авто Mail

Противники технического прогресса говорят, что кондей «жрет» бензин и часто ломается. Их оппоненты парируют: от открытых окон расход тоже нехилый, только еще и шумно. Давайте разберемся, где тут правда, а где мифы. И к какому лагерю стоит примкнуть, чтобы сохранить здоровье и не разориться на сервисе.

Миф № 1. «Из-за открытых окон кондиционер может сломаться»

От умудренных опытом автомобилистов часто можно услышать назидание: «Не включай кондей, когда открыты окна — убьешь компрессор!» Неправда. Современные климатические системы устроены так, что работают по показаниям датчиков температуры и давления. Им совершенно не важно, опущены стекла в машине или нет. Компрессор будет включаться и выключаться автоматически в зависимости от температуры в салоне.

И да, ни одного случая «смерти» кондиционера из-за открытых окон зафиксировано не было. Система проектируется с расчетом на любые сценарии — от городской пробки до загородного шоссе. Даже в кабриолетах, где ни рам, ни стекол нет вовсе, кондиционер работает штатно. Конечно, при сильной жаре и открытых окнах компрессор может работать дольше, но это не критично для его ресурса.

Миф № 2. Кондиционер — лишние траты. То ли дело открытые окна

Говорят, что если не учить в школе физику, то вся последующая жизнь будет наполнена чудесами и волшебством. И это как раз тот самый случай. Формально кондиционер действительно увеличивает расход топлива — в среднем на 5–8% (ему тоже хочется «кушать»). Но при этом почти никто из нас не учитывает, что открытые окна в салоне влияют на экономичность ничуть не меньше.

Открытое окно в машине
На трассе открытые окна увеличивают расход топлива сильнее, чем кондиционерИсточник: Freepik

На невысокой скорости — например, в городских условиях — сопротивление воздуха большой роли не играет. Но как только стрелка спидометра переваливает за 80-90 км/ч, открытые окна превращают машину в парусник. Расход топлива при этом может подскочить до 15-20% — на порядок больше, чем «съедает» кондиционер.

В общем, выключать кондиционер ради экономии бензина целесообразно только на малых скоростях, не превышающих 90 км/ч, но даже в этом случае эффект от экономии неочевиден. Особенно с учетом того, что от сквозняка пассажиров может банально продуть. Еще больше статистики и примеров по этой теме вы найдете в нашей статье «Можно ли сэкономить, если выключить кондиционер и другие системы в машине». А мы двигаемся дальше.

Миф № 3. Фреон испаряется и нужно периодически его заправлять

Переходим к одному из самых живучих мифов, и, чтобы его развенчать, давайте разложим все по полочкам. Кондиционер — это замкнутая герметичная система. Внутри по кругу циркулирует хладагент (фреон), который как раз и выполняет функцию охлаждения.

Кондиционер в машине
Фреон – не расходник. Если он уходит, значит система негерметичнаИсточник: Freepik

Кстати, а вы знали, что такого вещества как «фреон» в природе не существует? На самом деле это просто торговое название, которое ушло в народ — подобно «Ксерокс» или «Памперс». Но вернемся к хладагенту. При нормальной работе системы он не должен уменьшаться в объеме, поскольку он — не расходник, а рабочая среда.

Если уровень хладагента упал, это означает, что система потеряла герметичность. Причиной может быть износ резиновых уплотнителей, микротрещины в трубках, коррозия. В любом случае заправлять кондиционер без ликвидации утечки — все равно что качать колесо, которое «поймало» саморез. Единственный рабочий способ решить проблему — восстановить герметичность системы охлаждения, а не просто «дозаправить кондей».

Миф № 4. Кондиционер нужен только летом, зимой он бесполезен

Запотевшие окна в автомобиле
Зимой кондиционер помогает бороться с запотевшими стекламиИсточник: Авто Mail

Не совсем. Даже зимой кондиционер стоит время от времени включать. Во-первых, он осушает воздух в салоне, благодаря чему стекла быстрее перестают запотевать — особенно в слякотную или снежную погоду. Во-вторых, если система долгое время находится в «спящем режиме», она начинает разрушаться изнутри: высыхают резинки, падает давление, появляются утечки.

Чтобы этого не произошло, запускайте кондиционер хотя бы раз в месяц на 5-10 минут даже зимой — желательно в теплом помещении или при температуре выше +5 градусов. Так система запустится на полную мощность, хладагент и компрессорное масло прокачаются по контуру, смажут все элементы и сохранят ее герметичность. Такая нехитрая зимняя профилактика сэкономит вам приличные деньги в весенне-летний период.

Как пользоваться кондиционером и окнами без вреда для здоровья и кошелька

Составили для вас простую и логичную схему охлаждения салона автомобиля в жару.

  • Сперва проветриваем салон. Если машина долго стояла на солнце и в салоне теперь «печка», для начала откройте окна и дайте горячему воздуху выйти. Это поможет снизить нагрузку на систему охлаждения.
  • Затем — включаем кондиционер. Когда температура в салоне примерно сравняется с уличной, кондиционер сможет быстрее справиться со своей задачей.
  • Не направляйте поток воздуха в лицо. Лучше поверните дефлекторы на лобовое стекло или в ноги. Так холодный воздух будет распределяться более равномерно.
  • Не выставляйте экстремальные температуры. Оптимальная разница между температурой «за бортом» и в салоне не должна превышать 8-10 градусов. Любители устроить в машине «холодильник», это камешек в ваш огород.
  • Следите за фильтрами и техническим состоянием. Грязный салонный фильтр снижает эффективность работы кондиционера, ухудшает циркуляцию воздуха и может стать источником неприятного запаха в салоне. Это не только влияет на расход и нагружает систему, но еще и отражается на здоровье пассажиров.
Кондиционер автомобиля
Проветривайте салон перед включением кондиционера — это снизит нагрузку на системуИсточник: Freepik

Так что же все-таки лучше: кондиционер или открытые окна?

Не будем вас томить. Оба варианта имеют право на жизнь — все зависит от условий эксплуатации и здравого смысла. В городе, особенно на низкой скорости, разумным решением станут открытые окна. Они быстро проветривают салон, снижают температуру и не перегружают климатическую систему.

На трассе ситуация меняется. Здесь уже уверенно лидирует кондиционер: он работает тише, экономичнее и, главное, — он безопаснее для здоровья. Смело включайте кондиционер, если вы хотите доехать до точки «Б» без перегрева, головной боли и ощущения, будто только что выбрались из раскаленной бани на колесах.

В идеале использовать тот инструмент, который действительно подходит конкретно вам в конкретной ситуации. Потому что комфорт в машине — это не прихоть, а базовая потребность. Он напрямую влияет на концентрацию, общее самочувствие водителя и, как следствие — на безопасность пассажиров. Вот почему чрезвычайно важно управлять не только самой машиной, но еще и обстановкой в салоне. Именно так и выглядит осознанное вождение.