Датчик давления масла: как устроен, зачем нужен и как проверить его исправность

Современные автомобили используют для своей работы много электроники, без которой уже нельзя обойтись. Расскажем про датчик давления масла — это прибор, который предупредит о поломке и защитит от серьезных проблем
Василий Бахолдин
Автор Авто Mail
Зачем датчик
Где находится
Виды
Устройство
Почему загорается лампочка
Признаки и причины неисправностей
Как проверить
Главное
Зачем датчик
Где находится
Виды
Устройство
Почему загорается лампочка
Признаки и причины неисправностей
Как проверить
Главное
Еще
Датчик давления масла в автомобиле
Датчик давления масла позволяет контролировать работу масляной системы автомобиляИсточник: legion-media.ru

Чтобы масло качественно защищало от трения узлы двигателя, его подают под определенным давлением. Иначе оно не сможет выполнять свою функцию. Поэтому в любом моторе есть датчик давления масла — это устройство для контроля за состоянием системы смазки. В статье подробно расскажем об устройстве и назначении датчика давления масла, объясним, как проверить его работоспособность.

Зачем в автомобиле датчик давления масла

Именно это устройство в режиме реального времени следит за тем, чтобы масляный насос исправно поставлял смазочную жидкость в каналы блока цилиндров. В случае появления каких-либо проблем он отправляет предупреждающий сигнал на панель приборов, информируя водителя. 

Независимо от конструкции датчик давления масла выполняет следующие функции:

  • контролирует давление масла в двигателе;
  • сигнализирует о его низком уровне или отсутствии;
  • предупреждает водителя о риске серьезной поломки.

Где находится датчик давления масла

Однозначно сказать, где находится датчик давления масла в автомобиле можно только после изучения инструкции по его эксплуатации. Все зависит от модели транспортного средства и его модификаций. Назовем только некоторые варианты:

  • в правой части двигателя в гнезде главного блока цилиндров;
  • слева от двигателя на кронштейне масляного фильтра;
  • сразу на масляном насосе;
  • в торцевой части головки блока цилиндров;
  • непосредственно на картере посередине двигателя.

Виды датчиков давления масла

Эти устройства выполняют одну задачу, но могут делать это по-разному. Автомобилистам полезно понимать, чем они отличаются друг от друга.

Аварийные

Самый распространенный вариант датчика давления масла. Он может регистрировать только два состояния: когда все в норме и критически низкий уровень смазки. Такой датчик не дает много информации, но позволяет избежать наиболее серьезных проблем.

Вид датчика давления масла, реагирующий на аварийно низкий уровень масла
Аварийный датчик давления маслаИсточник: Ozon

Измерительные

Встречаются реже и применяются для постоянного контроля за работой смазочной системы. Они снабжаются циферблатом или другими индикаторами, передающими информацию о давлении масла на приборную панель. Такие устройства позволяют водителю в реальном времени контролировать работу масляной системы, чтобы в нужный момент добавить смазку и не допустить поломки.

Вид датчика давления масла, измеряющий уровень масла в масляной системе
Измерительный датчик давления маслаИсточник: Ozon

Устройство и принцип работы датчика давления масла

В автомобилях уже много лет используют мембранные датчики давления, которые содержат мало деталей и очень надежны. Такой датчик может переносить вибрацию двигателя и сильные перепады температур.

При пуске двигателя масляный насос подает смазку в систему и в датчик. По мере роста давления масло давит на мембрану и та начинает изгибаться. При этом размыкаются контакты контрольной лампы, а изгиб преобразуется в данные, отраженные на циферблате прибора. При падении давления контакты снова замыкаются и лампа на приборной панели сигнализирует о проблеме.

Все современные датчики давления масла можно разделить на два направления: сконструированные на основе простой механики или с использованием электроники. Расскажем подробно о каждом варианте.

Механические

Получили широкое распространение на старых моделях авто. Они состоят из корпуса, толкателя, мембраны, ползунка и обмотки. Под давлением масла мембрана выгибается и воздействует на толкатель, который передвигает ползунок на пластине с нихромовой обмоткой. Данные о движении ползунка передаются на циферблат прибора со стрелочным указателем.

Электронные

Это более надежные и простые датчики, получившие широкое распространение на современных автомобилях. Они преобразуют то же самое механическое воздействие в электрический сигнал, который затем обрабатывается компьютерной системой автомобиля. 

Внутри устройства на металлической мембране находится резистор, реагирующий на ее движение изменением сопротивления. Работа прибора основана на прерывании цепи, ведущей к сигнальной лампе. Когда на мембрану ничего не действует, цепь замкнута и лампочка горит. Под воздействием масла мембрана изгибается и цепь размыкается, а сигнальная лампа гаснет. Чем сильнее кривизна мембраны, тем выше становится значение сопротивления. ЭБУ при помощи преобразователя читает эти параметры и выдает данные о давлении масла на индикатор прибора.

Почему загорается лампочка и что означают сигналы индикатора датчик давления масла

Загоревшаяся на приборной панели лампочка с изображением масленки всегда повод для тревоги. Назовем самые распространенные причины:

  • Низкий уровень масла. Смазка стала заканчиваться в процессе работы двигателя и необходимо как можно быстрее долить ее до минимального уровня.
  • Неправильное масло. Если залить в мотор слишком густое масло, насосу будет сложно обеспечить нужное давление в системе.
  • Неисправности в системе. Речь может идти об утечке масла, поломке насоса или неисправности фильтра. Сломаться может и сам датчик давления масла.
  • Проблемы с электрикой. Обрыв проводов или замыкание могут спровоцировать ложное срабатывание датчика.
На приборной панели горит индикатор низкого уровня масла
Срабатывание датчика давления масла может быть вызвано как низким уровнем масла, так и сбоями в работе электрики, масляной системы или датчика.Источник: Freepik

Любому автомобилисту полезно понимать также и какую информацию несет сигнал индикатора датчика давления масла. Вот эти варианты встречаются чаще всего:

  • При включении зажигания. Это норма, масляный насос еще не начал работу, а значит в системе нет давления.
  • Периодическое срабатывание при работе двигателя. Это уже тревожная ситуация, когда давления масла не хватает в некоторых ситуациях. Нужно провести диагностику, чтобы найти проблему.
  • Лампа горит красными во время работы мотора. Значит наступила опасная ситуация, когда давление оказалось на критически низком уровне. Нужно принимать срочные меры.

Признаки и причины неисправностей датчика давления масла 

Случается, что и сам датчик давления масла выходит из строя. Это чревато опасной ситуацией, когда водитель просто не будет понимать, что масла в системе недостаточно. На это указывают следующие признаки:

  • Лампочка не гаснет. Такое бывает не только при реальной проблеме в системе, но и при поломке устройства.
  • Нестабильные показания. Если есть циферблат давления масла и стрелка на нем постоянно скачет, это может говорить о поломке.
  • Снижение мощности двигателя. При нехватке масла мотор не способен выдавать высокие характеристики.
  • Ухудшается запуск двигателя. Связано с нехваткой масла в системе.
  • На приборной панели мигает индикатор check engine и значок масленки. Это значит, что данные об ошибках поступили в ЭБУ, и он предупреждает об этом водителя.

Выяснить причины, по которым датчик начал барахлить, по силам только опытному водителю или специалисту. Назовем наиболее распространенные:

  • естественный износ, который сказывается на контактах и самом механизме;
  • загрязнение внутреннего пространства датчика или контактов устройства;
  • неисправности в электрической цепи, приводящие к отключению датчика или неверным показаниям от него;
  • механическое повреждение устройства.

Как проверить датчик давления масла

Контрольная лампочка при исправном устройстве должна срабатывать после включения зажигания и гаснуть через пару секунд. Если этого не произошло, пришло время провести диагностику.

Проверить работоспособность датчика давления масла можно своими силами. Независимо от типа устройства понадобится определенная подготовка. Прежде всего нужно заглушить автомобиль и дать двигателю полностью остыть. Затем снять минусовую клемму с аккумулятора. В зависимости от модели автомобиля для демонтажа датчика может понадобиться домкрат, смотровая яма или подъемник. Из инструментов нужно подготовить набор ключей, насос с манометром, отрезок шланга с хомутами и мультиметр.

Когда все готово, можно демонтировать ДДМ при помощи соответствующего гаечного ключа. Открывшееся гнездо закрывают мягким материалом, чтобы не вытекало масло. Сам датчик нужно осмотреть — если он весь в масле, это явный признак неисправности.

Механик демонтирует датчик давления масла гаечным ключом
Снимать датчик давления масла можно только при остывшем двигателе и отключенном аккумуляторе.Источник: Freepik

Алгоритм проверки механического датчика давления масла 

Подготовили пошаговую инструкцию, которая поможет проверить датчик.

  1. Подсоединить насос к входному отверстию, добившись герметичности соединения.
  2. Подсоединить контакты мультиметра к индикатору давления и к корпусу.
  3. Подать воздух под определенным давлением, зафиксировав показатели с манометра и сопротивление с мультиметра.
  4. Повторить процедуру несколько раз при разном давлении.
  5. Сверить полученные данные с технической документацией или с данными из Интернета. Если они не соответствуют норме, значит датчик нужно менять.
  6. Вернуть на место исправный датчик или заменить его на новый.

Алгоритм проверки электронного датчика давления масла

Исправность электронных датчиков проверяют по схожей схеме.

  1. К входному отверстию устройства нужно герметично присоединить насос с манометром.
  2. Подключить мультиметр, переключив его в режим измерения сопротивления. В таком состоянии на дисплее должен быть ноль.
  3. Подать на датчик давление, но небольшое, чтобы не повредить пластину внутри.
  4. Если все в порядке, то очень быстро показания на мультиметре изменятся и покажут разрыв цепи. Если этого не произошло, значит устройство под замену.
  5. Поставить обратно исправный или новый датчик давления масла.

Главное о датчике давления масла 

Напомним основные моменты, которые важно помнить о работе этого устройства.

  • Датчик выполняет важную функцию — контролирует давление в системе смазки в двигатель.
  • При неполадках на приборной панели должна загореться индикаторная лампа в виде масленки.
  • Датчик может находиться в разных местах около двигателя. Проще всего его найти, прочитав инструкцию по эксплуатации авто.
  • Устройство очень простое, его работа основана на изгибе мембраны, размыкающей контакты.
  •  Датчик нельзя разобрать и починить, поэтому неисправный просто меняют на новый.
  • Проверить работоспособность устройство можно своими силами. Для этого нужны только насос с манометром и мультиметр.