После двух громких презентаций в Нью-Йорке и Лондоне самый распиаренный и ожидаемый гоночный блокбастер в истории мирового автоспорта – фильм F1 с Брэдом Питтом в главной роли - наконец вышел на экраны кинотеатров по всему миру, собрав за первый уик-энд проката рекордные для студии Apple Original Films 144 млн долларов. Весьма легкая по сюжету спортивная голливудская драма Джозефа Косински вполне оправдала ожидания широкой публики, но вот среди истинных поклонников и экспертов Формулы-1 реакция оказалась не столь однозначной! В мире автоспорта раздутый «шедевр» Голливуда ждали слишком долго, чтобы удовлетвориться тем, что получили в итоге.

Мировая гоночная фильмография давно перевалила за три десятка картин. И в последние годы все более активно расширяется благодаря автомобильным брендам, которые глядя друг на друга, все интенсивнее вкладываются в свое историческое наследие посредством кино.
Вот только с Формулой-1 в этом плане все оказалось гораздо сложнее. И с правовой, и с чисто технической точки зрения снимать художественные фильмы о Королеве автоспорта - задача весьма накладная и нетривиальная. И дело даже не в деньгах или технических возможностях… Уж слишком фееричен мир Больших Призов Формулы-1, чтобы его отражение в «зеркале Голливуда» получилось еще более ярким. Может быть, именно поэтому на протяжении многих десятилетий никто из гламурных завсегдатаев северо-западного кластера Лос-Анджелеса не решался бросить вызов Королеве автоспорта?
По сути, до июня 2025 года в художественной фильмографии Большого цирка Формулы-1 значилось лишь две полновесных картины: «Гран При» Джона Франкенхаймера 1966 года и «Гонка» Рона Ховарда в 2013-м. Обе по-своему стали шедеврами! Сняты они были в двух совершенно разных сегментах кинематографа: «Гран При» являлся этакой голливудской попыткой показать зрителю истинный мир гонок Формулы-1, в то время как «Гонка» несла в себе скорее псевдодокументальный смысл демонстрации реального противостояния Ники Лауды и Джеймса Ханта. Последнее мы скорее оставим за скобками, поскольку этот жанр более сопоставим с полудокументальным сериалом «Сенна», но уж никак не с новоиспеченным голливудским блокбастером с участием Брэда Питта.
Дабы не быть голословными, давайте просто попытаемся пошагово оценить новый гоночный шедевр Голливуда с семикратным чемпионом мира и самым успешным гонщиком Формулы-1 Льюисом Хэмилтоном в роли одного из продюсеров.
Дебют: 6 баллов

Несмотря на яркий эмоциональный посыл, начало фильма в Дайтоне несколько напрягает своей наигранностью, сразу навевая сомнительные ассоциации: типично голливудская подача автоспорта в формате «Дней Грома» с Томом Крузом и весьма спорного «Гонщика» Ренни Харлина и Сильвестра Сталлоне образца 2001 года.
Съемки: 10 баллов

С точки зрения работы операторов и съемок к фильму нет вообще никаких вопросов! Заручившись помощью F1 TV, Энтони Дод Мэнтл и его команда в плане гоночных съемок отработали выше всяких похвал! Возможно, отдельные негоночные сцены вызывают вопросы, но это уже на уровне придирок и завышенных ожиданий.
Сценарий: 7 баллов

Сам по себе сценарий весьма тривиален, однако благодаря некоторым находкам, вроде истории с хитрым стартом Сонни Хейса в Сильверстоуне, поначалу выглядит достаточно оригинальным, но затем количество глупостей в глазах экспертов и болельщиков Ф-1 со стажем зашкаливает настолько, что «минусы» начинают догонять «плюсы».
Главный герой: 8 баллов

Вместо гонщика-героя Формулы-1 в фильме персонажа Брэда Питта – Сонни Хейса - преподнесли публике на девятибалльной волне хайпа в виде этакого клоуна-хулигана от автогонок. Ярко, отчасти даже интересно, но в целом смотрится довольно глупо!
Реалистичность гоночных сцен: 8 баллов

В каких-то моментах все практически идеально соответствует реальным гоночным условиям, где-то – выглядит чересчур банально и нереалистично. К Хэмилтону, как к главному консультанту картины, однозначно есть вопросы, равно как и понимание того, что в «голливудских шорах» Льюис вынужден был закрывать глаза на многие аспекты. Авария в Монце вообще заставляет задуматься об адекватности постановщиков: учили ли они в школе физику?! Неудивительно, что большинство истинных поклонников Формулы-1, кто хоть как-то разбирается в автогонках, посчитали себя несколько обманутыми после этой премьеры.
Историческое соответствие: 8 баллов

Несмотря на художественный характер фильма, исторические посылы в нем так или иначе присутствуют, хоть и весьма топорно. Так, авария Сонни Хейса, разрушившая его карьеру в Формуле-1, отсылает нас к реальной истории Мартина Донелли на Гран При Испании 1990 года. Да и «игра в покер» за право первого пилота имела место в реальности. Однако уровень исторической интеграции все-же оставляет желать лучшего.
Заимствования: 5 баллов

Не вызывает сомнений, что Косински в создании фильма как мог ориентировался на канонический шедевр Джона Франкенхаймера. Сцена после финиша Большого Приза Венгрии, где двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо поздравляет Сонни Хейса, вообще практически полностью дублирует эпизод поздравления Жана-Пьера Сарти (Ив Монтан) чемпионом мира Грэмом Хиллом в Монако 1966 года.
Надо отдать должное Косински: по аналогии с Франкенхаймером, он выпустил свои съемочные машины на старт реального Гран При в Сильверстоуне, хотя во времена съемок «Гран При» 1966 года это конечно выглядело более реалистично: чемпион мира 1961 года Фил Хилл проехал тогда в Спа целый круг реальной гонки Ф-1 за рулем оборудованного кинокамерой McLaren.
Реалистичность мира Ф-1: 5 баллов

Мир Формулы-1, за исключением нескольких коротких эпизодов и подиумных церемоний, в фильме Косински не показан вовсе. Ни паддока, ни атмосферы реальной Формулы-1 тут не найти, духовно все происходящее на экране смахивает скорее на американские гонки, но никак не на закулисный мир Ф-1,
База команды F-1: 10 баллов

Вот уж чего удалось добиться постановщикам F1, так это идеальной базы и аэродинамической трубы для своей вымышленной команды ApexGP! Во времена съемок «Гран При» Джона Франкенхаймера, Энцо Феррари, прочитав сценарий, предоставил киношникам не только свои машины, но и фабрику Scuderia Ferrari в Маранелло. В случае же с F1 в качестве базы команды выступил знаменитый комплекс «Парагон» McLaren в Уокинге. Да, да – в том самом Уокинге, где в «Войне миров» Герберта Уэллса приземлились марсиане!
Интеграция реальных персонажей: 4 балла

Последний пункт нашего рейтинга – полный провал со стороны создателей нового фильма о Ф-1! Да, в кадре визуально присутствуют реальные пилоты Большого цирка. Видно, что такая подача также навеяна классическим фильмом Франкенхаймера. Вот только в сравнении с «классикой» все это смотрится крайне куцо и бездушно. В отличие от «Гран При», где в съемках были задействованы более 20 реальных гонщиков Формулы-1, четверо из которых выступали дублерами актеров, а еще с десяток снялись в фильме играя самих себя, в новом фильме F1 из реальных персонажей со словами, не считая комментатора Sky и бывшего пилота Ф-1 Мартина Брандла, мы видим лишь трех руководителей команд: Брауна, Вассера и Вольфа, да Фернандо Алонсо с его короткой – на три слова – репликой ободрения Сонни Хейсу в Венгрии!
Итоговая оценка в 7,1 балла в целом отражает уровень фильма, если смотреть на него из паддока Ф-1, хотя в глазах широкой публики, далекой от Формулы-1, он однозначно будет выглядеть гораздо выигрышнее.
Станет ли F1 лучшим фильмом о Формуле-1 в истории кинематографа? Несмотря на яркие современные съемки и все спецэффекты – весьма сомнительно. Но встать в один ряд с культовыми «Гран При» Джона Франкенхаймера и «Гонкой» Рона Ховарда новоиспеченное творение Джозефа Косински вполне достойно.