Этьен Ленуар: биография изобретателя двигателя внутреннего сгорания

Рассказываем о его биографии, личной жизни, достижениях и вкладе в развитие машиностроения в проекте Авто Mail
6 КАРТОЧЕК
  1. 1.
    Основная информация об Этьене Ленуаре
  2. 2.
    Фото Этьена Ленуара
  3. 3.
    Детство и образование Этьена Ленуара
  4. 4.
    Карьера Этьена Ленуара
  5. 5.
    Изобретение двигателя внутреннего сгорания
  1. 6.
    Наследие Этьена Ленуара в современном автопроме и за его пределами
Развернуть
Анна Горностаева
Автор Авто Mail

Двигатель внутреннего сгорания можно без преувеличения назвать изобретением, изменившим мир. Открытие приписывают разным ученым и инженерам, но первый пригодный к коммерческому использованию двигатель, работающий по этому принципу, запатентовал французский инженер бельгийского происхождения Этьен Ленуар.

Основная информация об Этьене Ленуаре

 Приведем краткую биографическую справку:

Полное имяЖан Жозеф Этьен Ленуар (Jean Joseph Etienne Lenoir)
Годы жизни18 января 1822 г. – 4 августа 1900 г.
ГражданствоФранция
НациональностьБельгиец

Фото Этьена Ленуара

Фото Этьена Ленуара
Этьен ЛенуарИсточник: legion-media.ru

Детство и образование Этьена Ленуара

Знаменитый изобретатель родился в деревеньке Мюсси-ла-Виль в Валлонии: это самый юг Бельгии, на границе с Францией — основной язык общения тут французский.

Мальчик родился в довольно состоятельной семье. Отец его был промышленником, но после его смерти (он умер, когда мальчику было 8 лет) деньги начали заканчиваться. К моменту кончины матери (Этьену только исполнилось 16) от них не осталось и следа. Юноша, грезивший о поступлении в престижную Ecole Polytechnique (Политехническая школа в Париже), вынужден был отправиться в город мечты пешком.

В Париже проживал его дядя, брат матери, преуспевающий инженер. Молодой человек обратился к нему за помощью, но тот прогнал бедного родственника, вручив ему как подачку несколько франков. Чтобы не умереть с голоду, Этьен устроился работать официантом в один из городских ресторанов.

Карьера Этьена Ленуара

Париж начала 19 века был одним из мировых центров технического прогресса, и юноша, несмотря на временные трудности, не оставил мечту своей жизни. На все свободные деньги он скупал на книжных развалах трактаты по механике и читал их запоем.

Работу официанта Этьен сменил на место рабочего на эмалировочной фабрике. Он был не только отличным сотрудником, но и рационализатором: проработав несколько месяцев, Ленуар предложил хозяину фабрики внести ряд изменений в производственный процесс, которые повысят эффективность. Хозяин предложением воспользовался, но когда Этьен попросил за них вознаграждение, прогнал парня со двора.

Прожив несколько месяцев без работы и даже отсидев в тюрьме за нелегальное предпринимательство (Ленуар открыл подпольную слесарную мастерскую), Этьен устроился на работу в гальванопластическую мастерскую Ипполита Мариони, итальянца по происхождению. Там он тоже быстро начал находить пути, как повысить эффективность производства и поднять качество. Мариони, сам талантливый механик, взял парня под крыло, стал его другом и наставником.

В 1851 году Ленуар разработал новый метод гальванопластики: нанесения металла тонким слоем на другую поверхность. Наученный горьким опытом, он сначала запатентовал изобретение, а потом показал хозяину. Идея оказалась коммерчески успешная: с ее помощью Мариони наладил выпуск модных в то время посеребренных и позолоченных фигурок, а Ленуар из работника превратился в бизнес-партнера.

У Этьена наконец-то появились деньги и время, и он их направил на свою главную страсть: создание работающего двигателя внутреннего сгорания.

Изобретение двигателя внутреннего сгорания

По легенде мысль об использовании газа в качестве топлива для двигателя пришла к Ленуару случайно. В ресторане, где он ужинал, лопнул стеклянный колпачок над осветительным газовым рожком. Официант пока накрыл рожок винным бокалом, под которым скопился газ: случился микровзрыв и бокал взлетел в воздух. Светильный газ был дешевым и доступным топливом: потому Ленуар решил использовать его в своей конструкции двигателя.

У изобретателя совсем не было необходимого образования, зато он обладал выдающимся природным талантом и упорством. За знаниями Ленуар пошел не в университет, а в патентное бюро: просиживал там целыми днями, изучая заявки своих предшественников и пытаясь понять, в чем их ошибка. А потом создал собственный двигатель.

Газовый двигатель внутреннего сгорания, изобретённый Этьеном Ленуаром в 1860 году — одноцилиндровая двухтактная конструкция.
В 1860 году Этьен Ленуар запатентовал первый пригодный к использованию двигатель внутреннего сгоранияИсточник: legion-media.ru

Этьен Ленуар запатентовал свой двигатель внутреннего сгорания 24 января 1860 года. Это была одноцилиндровая двухтактная конструкция мощностью 12 лошадиных сил, работавшая на воздушно-газовой смеси. КПД устройства был крайне мал, ниже 5%, но оно работало.

Несмотря на массу конструктивных недостатков, были у двигателя и преимущества. Он был компактным, бездымным и не требовал постоянного присутствия кочегара, в отличие от паровых машин. Поэтому двигатель получил коммерческое применение в качестве судового мотора и двигателя для дорожных экипажей. Всего было продано 300 единиц (по некоторым данным, 500). Первые экземпляры были изготовлены на фабрике Мариони.

На момент разработки двигателя Ленуару было всего 38 лет: возраст физического и интеллектуального расцвета. Однако по какой-то причине он не стал продолжать изыскания. Наслаждался славой, посещал различные технические выставки, где представлял свое детище. Тем временем прогресс и конкуренты не стояли на месте. Уже в 1867 году двигатель Ленуара начал вытеснять более мощный и технически совершенный мотор германского инженера Николауса Отто.

О дальнейшей жизни Этьена Ленуара известно немного. В 1870 году, во время франко-прусской войны, он участвовал в обороне Парижа, проявил себя как герой и получил французское гражданство.

Создатель двигателя внутреннего сгорания скончался в 1900 году. У него не было жены и детей. Всю свою жизнь он посвятил единственной страсти — механике.

Наследие Этьена Ленуара в современном автопроме и за его пределами

Бельгийско-французский изобретатель навечно вошел в историю автомобильной промышленности как официальный создатель первого двигателя внутреннего сгорания. Пусть с тех пор моторы стали в тысячу раз более совершенными, циклы Ленуара до сих пор используются, например, в ракетных двигателях.

Черно-белая фотография двигателя Ленуара
Изобретение Ленуара положило начало эре двигателей внутреннего сгорания — принцип его работы до сих пор применяется в ряде технологийИсточник: legion-media.ru

Помимо автомобильной техники, за Ленуаром остался патент на изобретения в гальванопластике, идея электрического тормоза (применяется в электротранспорте, например, в поездах метро) и даже модель пишущего телеграфа.