Проект «Кортеж». Под таким названием еще в 2012 году началась разработка люксовых автомобилей, предназначенных для перевозки первых лиц государства. Немногие тогда воспринимали его всерьез, учитывая, что большинство подобных «стартапов» (вроде того же «Ё-мобиля») в конечном итоге не доходили до серийного выпуска продукции.
Но «Кортеж» под эгидой ФГУП НАМИ выжил — в 2018 году на инаугурации президента Российской Федерации Владимира Путина впервые показали лимузин под новым названием Aurus, составленного из латинского слова «aurum» («золото») и сокращения от Russia («Россия»).

В 2021-м стартовал мелкосерийный выпуск седанов Aurus Senat на заводе в Елабуге (республика Татарстан), а в дальнейшем семейство на единой модульной платформе разрослось до кроссовера, минивэна, парадного кабриолета и даже катафалка.
Конечно, подавляющее большинство «русских Роллс-Ройсов» служит в различных государственных структурах, но есть и частные машины. Именно такую нам удалось взять на тест-драйв!
Aurus Senat: что это за машина
Свое название Senat получил от Сенатской башни Московского Кремля, также российские мотивы отражены и в дизайне — если присмотреться к «рисунку» решеток в переднем бампере, то можно заметить, что они сделаны в виде маковок церковных куполов.

Массивная решетка радиатора и прямоугольная светотехника также отсылают не к заморским «Роллс-Ройсам», а к правительственным лимузинам «ЗиЛ», которыми и вдохновлялись создатели седана Aurus Senat.




Неудивительно, что Aurus Senat унаследовал монументальный стиль с обилием прямых линий. Седан не выглядит громоздким — команде дизайнеров под руководством Юрия Черненко (директора Центра стиля ФГУП «НАМИ») удалось воплотить в металле неплохие пропорции. Даже скромные по современным меркам 20-дюймовые колеса не смотрятся в арках слишком маленькими — спасибо удачному рисунку.

Но габариты у «Сената» впечатляют! Длина — 5632 мм, ширина — 2020 мм. Крупнее — только Rolls-Royce Phantom, а представители немецкой «тройки» или Bentley Flying Spur значительно уступают «Аурусу». Колесная база — 3,3 метра, поэтому не стоит удивляться размерам задней двери.
Aurus Senat: интерьер
В отличие от того же «Роллс-Ройса», заднюю дверь «Ауруса» нужно открывать вручную — электропривода у нее нет. Видимо, предполагается, что заниматься этим будет водитель или телохранитель. Сначала нужно дождаться, пока сработает электрозамок (есть небольшая задержка), а вот хлопать «калиткой» не обязательно — доводчики здесь есть.





Садиться назад удобно — это явно отдельно прописывалось в техническом задании. Дверь открывается широко, порог у «Сената» низкий, а крыша выше, чем у «Фантома». 1689 мм от асфальта до верхней точки — это больше, чем у иных кроссоверов! Поэтому почти не нужно пригибать голову и, согнувшись, пытаться аккуратно сесть на кресло (тут их два раздельных).





Но самое сильное впечатление производят шторки на окнах. Не тоненькие полупрозрачные сетки, как у «немцев», а глухие занавески, полностью отгораживающие задних пассажиров от того, что происходит за двойными стеклами. Разумеется, они оснащены электроприводом.
Кресла раскладываются в полулежачее положение, но, к примеру, в «Майбахе» угол наклона спинки превышает те 45 градусов, что в «Сенате». Подставки для ног в «Аурусе» также нет. Встроенный массаж — с семью программами работы и тремя уровнями интенсивности, а баланс вентиляции можно менять — например, если хочется сильнее охладить подушку.





В центральном подлокотнике — выкидные столики (как в самолетах), есть холодильник с отделением для бокалов, беспроводная зарядка, 2 USB-гнезда и даже розетка на 220 В в торце центрального тоннеля. Экраны на спинках передних кресел управляются круглыми шайбами на дверях (до самих дисплеев все равно не дотянуться).





Окончательно расслабиться (или углубиться в думы о государственных делах) на заднем сиденье «Сената» мешает только неожиданно слабая для этого класса шумоизоляция. И если двигатель V8 ласкает слух своим басовитым урчанием — звук выхлопа очень приятный, — то шины и окружающий мир хотелось бы приглушить еще.
Но плавность хода хороша — в стандартное оснащение «Сената» входят электронно-управляемые амортизаторы (кстати, их поставляет российская компания «Шток-Авто»), которые в режиме «Комфорт» хорошо справляются и с «лежачими полицейскими», и с волнами покрытия.

И это — без пневмоподвески! Она входит в стандартное оснащение кроссовера Aurus Komendant, а для седана ее предложат в качестве опции, когда начнется производство обновленной модели — о ней мы расскажем ниже.



Место водителя ожидаемо скромнее. Массажа нет, на центральном тоннеле — пара подстаканников (c обогревом и охлаждением), беспроводная зарядка спрятана в небольшой бокс-подлокотник. Центральный экран тоже без сенсорного управления — видимо, чтобы не пачкать глянцевое стекло пальцами. При этом можно подключить смартфоны через Android Auto и Apple CarPlay.





Сама система работает быстро, управлять второстепенными функциями большой круглой шайбой и кнопками на тоннеле вполне удобно — в конце концов, еще 15 лет назад такими пользовались все владельцы люксовых «Мерседесов» и BMW. Тем более, блок климат-контроля вынесен отдельно. Графика приборного щитка тоже не вызывает желания тут же ее сменить — такой возможности все равно нет. А на лобовом стекле — неожиданно большой проекционный экран, куда, в том числе, выводится и карта.
Aurus Senat: характеристики
Признаюсь, оказаться за рулем «Ауруса» было волнительно — все-таки под длинным капотом скрывается силовой агрегат, который прежде никогда не устанавливался на российские легковые машины. Как он себя поведет?

Бензиновый V8 с двумя турбинами — это собственная разработка, несмотря на сходство рабочего объема (4,4 литра) с мотором BMW N63. Помогали в проектировании специалисты Porsche Engineering, а до 2023 года в конструкции было много зарубежных деталей, которые постепенно импортозамещают — например, сейчас блок цилиндров, головки и коленвал уже производятся в Набережных Челнах, на «КАМАЗе».

Силовая установка гибридная. В заднем свесе находится батарея, которая подпитывает «электромашину» (так ее называют в НАМИ) мощностью 62 л.с., расположенную между двигателем и коробкой передач. Она также выполняет функции стартера и генератора.

Попутно этот узел призван сглаживать передачу крутящего момента от двигателя трансмиссии, потому что гидротрансформатора у российского 9-ступенчатого «автомата» (он разработан компанией «КАТЕ») нет. Трансмиссия — полноприводая, с муфтой подключения передних колес. Звучит все очень сложно, и возникает логичный вопрос, удалось ли инженерам настроить гибридную силовую установку так, чтобы все работало плавно?
Заводится двигатель мягко, без привычного стрекота стартера, а при нажатии на педаль газа машина чуть покачивается под бодрящий рокот, будто сидишь в старом «американце» с мощным V8. Впрочем, это недалеко от истины — двигатель выдает впечатляющие 598 л.с. и 880 Н·м.

Тяну тугой рычаг коробки на себя, в положение D, жму на газ и… Aurus плавно стартует. Взрывной динамики не ждите — не положено тревожить важных пассажиров резкими прыжками с места. По паспортным данным разгон до сотни составляет 6 секунд, наши экспресс-замеры показали, что в реальности Senat медленнее — на экране прибора Racebox высветилось 6.9.
Почему так скромно при огромной мощности? Дело в массе. Пусть в НАМИ и называют такой Senat «легким», но это — на фоне лимузина. И даже обычный седан переваливает за 3 тонны — в характеристиках указано 3230 кг. Кузов у него — чисто стальной, без использования алюминия или углепластика.

Однако в движении Aurus совершенно не кажется громоздким — на нем едешь как на обычной машине, а к огромным габаритам привыкаешь моментально. Высокая посадка (почти как у кроссовера) улучшает обзорность, а «электромашина» действительно очень хорошо сглаживает все переходные моменты и помогает при ускорениях — Senat классно «следует» за педалью газа. Чуть нажал — и большой черный капот без малейших задержек устремляется вперед. В максимальных 250 км/ч сомнений не возникает, скорость Aurus набирает с напором президентского лайнера Ил-96 — без драмы, но уверенно.

Хорошо работает активный круиз-контроль — он не спешит сразу тормозить машину, если кто-то вклинится в ряд (или если перестраиваешься вплотную за другим автомобилем), а разгоняет Aurus достаточно быстро, чтобы не раздражать тех, кто едет сзади.

Ноль претензий и к тормозам (если не считать бряцания самой педали при ее отпускании), а еще Senat неожиданно хорошо стоит на траектории, даже если быстро «вваливать» в повороты. Да, крены велики, но всесезонные шины Pirelli Scorpion Verde All-Season кроссоверной размерности 255/50 R20 и не думают срываться в скольжение. Скорее, водителя уволят за излишне агрессивную езду, чем они начнут визжать!

И только в тесных пространствах на «Аурусе» нелегко. Руль с гидроусилителем ZF налит серьезным усилием, радиус разворота — на грани (нужно три полосы). При таких габаритах не помешало бы полноуправляемое шасси. Хорошо, что кнопка включения передней и задней камеры расположена в близком доступе — на центральном тоннеле. Глухие шторки на задних окнах (если их не убрать) сильно ограничивают обзор.
Aurus Senat: сколько он стоит
Цена «Сената» ни для кого не секрет и указана на официальном сайте. Самый крутой российский автомобиль можно купить за 48 500 000 рублей. Это, конечно, значительно больше, чем прежде «стоил» несуществующий на момент анонса Aurus Senat — за прошедшие годы стоимость выросла в 4 раза.

Однако новый Rolls-Royce Phantom или Ghost обойдутся минимум в 1,5 раза дороже. К тому же, Aurus Senat обладает той самой «номенклатурной» аурой, которая может привлечь покупателей, приближенных к правящей верхушке.

А самое главное, что Aurus Senat не оказался пустышкой. Да, в первые годы выпуска это все еще был, скорее, ходовой прототип, многие решения по факту испытывались в ходе эксплуатации в ФСО. Но даже «наш» седан двухлетней давности (произведен в 2023-м) уже не производит впечатления «сырого» автомобиля: им приятно управлять, а электроника не досаждает «глюками». Достойная база, которую можно и нужно совершенствовать.
Хотя недостатков, конечно, немало. Это и расход топлива (в городе — порядка 30 л/100 км), причем в бак нужно заливать бензин с октановым числом не ниже 98, и не лучшее звучание аудиосистемы, на которую жалуются почти все клиенты, и не соответствующая классу машины шумоизоляция. Нужен «Сенату» и современный мультимедийный комплекс с нормальными камерами кругового обзора — сейчас у них слишком низкое разрешение и большие искажения.





Многое из перечисленного у «Сената» скоро появится, потому что уже опубликованы фотографии обновленной модели — Aurus Senat получит совершенно иной интерьер с «джойстиком» коробки передач вместо громоздкого рычага и сенсорным экраном. Анонсированы электроприводы дверей и улучшенная шумоизоляция.

Работа над машиной идет постоянно — весной, во время теста шин, который мы проводили на полигоне Центра испытаний НАМИ под Дмитровом, мимо нас постоянно ездили прототипы Aurus. А, значит, они будут становиться только лучше. При случае проверим — серийные образцы обновленного «Сената» должны появиться уже в этом году.
Редакция Авто Mail благодарит автосалон ПМ Авто Групп за предоставленный автомобиль Aurus Senat


