Арман Пежо: биография «французского льва»

Рассказываем о его биографии, личной жизни, достижениях и вкладе в развитие машиностроения
8 КАРТОЧЕК
  1. 1.
    Основная информация об Армане Пежо
  2. 2.
    Фото Армана Пежо
  3. 3.
    Детство и образование Армана Пежо
  4. 4.
    Карьера Армана Пежо
  5. 5.
    Первый автомобиль Армана Пежо
  1. 6.
    Почему на логотипе «Пежо» изображен лев
  2. 7.
    Личная жизнь Армана Пежо
  3. 8.
    Наследие Армана Пежо в современном автопроме
Развернуть
Анна Горностаева
Автор Авто Mail

Богатый наследник, талантливый предприниматель, бунтарь и визионер. Как Арман Пежо стал одним из отцов французской автомобильной промышленности?

Основная информация об Армане Пежо

Для начала дадим краткую биографическую справку

Полное имяАрман Пежо (Armand Peugeot)
Годы жизни18 июня 1849 г. — 4 февраля 1915 г.
ГражданствоФранция
НациональностьФранцуз

Фото Армана Пежо

Фото Армана Пежо
Арман ПежоИсточник: Peugeot

Детство и образование Армана Пежо

Арман Пежо родился в богатой семье в маленьком городе Валантиньи на западе Франции. Клан Пежо обосновался здесь в 18 веке и владел фабрикой по изготовлению металлических изделий: от часовых пружин до крючков для корсетов. Арман был единственным ребенком, но рос вместе с кузеном Эженом: мальчики были почти ровесниками. В будущем им предстояло вместе возглавить семейный бизнес.

Родители могли себе позволить дать ребенку первоклассное образование. Арман закончил Ecole Centrale Paris, престижнейший технический вуз того времени, и отправился на стажировку в английский город Лидс, крупнейший промышленный центр. Именно там Арман осознал, что будущее за механизацией производства и созданием транспортных средств нового типа, и вернулся домой, переполненный амбициозными планами.

Карьера Армана Пежо

Закончив учебу, Арман и Эжен встали в главе семейной компании. В ту пору корпорация «Пежо» уже стала крупнейшей металлообрабатывающей фабрикой Франции, освоила производство швейных машин и газонокосилок. Однако инновационные идеи Армана не нашли в семье понимания: идею самодвижущихся повозок родственники посчитали блажью и решили продолжить традиционный бизнес.

Велосипед Le Grand Bi, придуманный братьями Пежо
Велосипед Le Grand Bi от Peugeot стал хитом 19 века несмотря на неустойчивость и отсутствие шинИсточник: Cycles Peugeot

Середина 19 века в Европе — время господства велосипедов. Они приобрели неслыханную популярность, и братья Пежо разработали собственную модель: Le Grand Bi, или «пенни-фартинг». Переднее колесо велосипеда было во много раз больше заднего, рядом они были похожи на мелкую и крупную монету: отсюда и название. Несмотря на общую неустойчивость и отсутствие шин, велосипед имел невероятный успех: к 1897 году было продано 16 000 единиц.

Первый автомобиль Армана Пежо

Средства от продажи велосипедов Пежо направил на реализацию своей мечты: создание самоходного транспортного средства. Совместно с инженером Леоном Серполле он создал паровой трехколесный экипаж Serpollet-Peugeot.

Паровой экипаж Армана Пежо Serpollet-Peugeot
Первый трицикл Serpollet-Peugeot с паровым двигателем вызвал интерес, но оказался сложным и капризным в эксплуатацииИсточник: Peugeot

Первый опыт Пежо нельзя назвать совсем провальным: трицикл мог самостоятельно перемещаться и вызвал большой интерес на Парижской выставке 1889 года. Однако паровой двигатель обладал множеством недостатков: для его запуска требовалось много времени, он сложен в эксплуатации и в пути требует постоянного внимания, отвлекая водителя от дороги.

На той же выставке Арман увидел двигатель внутреннего сгорания, разработанный Готтлибом Даймлером, и понял: за ними будущее. Следующая модель, четырехколесный Peugeot Type 2, выпущенная в 1890 году, была оснащена двигателем Даймлера. Пежо решил не изобретать велосипед и воспользоваться готовой разработкой. Еще через два года вышла новая модификация — Peugeot Type 3. 1892 год принято считать датой основания автомобильного бренда Peugeot.

Четырехколесный автомобиль Армана Пежо Peugeot Type 2
Peugeot Type 2 1890 года стал первым авто марки с двигателем внутреннего сгорания по лицензии ДаймлераИсточник: Peugeot

Семья, однако, была недовольна чудачествами «дядюшки Армана»: разработка автомобилей требовала больших средств из бюджета компании. Чтобы положить конец разногласиям, в 1896 году Пежо вышел из семейного дела и основал акционерное общество Société Anonyme des Automobiles Peugeot. К тому времени Пежо начал разработку собственного двигателя.

Автомобильный бизнес Пежо оказался успешным. Уже в 1899 году было продано 300 экземпляров Peugeot: четверть от общего объема авто, реализованных во Франции в тот год. Помимо легковых автомобилей, фабрики Пежо производили лодочные моторы, шла разработка грузовых машин и даже автобусов. Peugeot Type 20, построенный в 1897 году, стал первым автобусом в мире. Чтобы привлечь внимание к марке, Пежо со своими моделями активно участвовал в автомобильных гонках: в те времена это был главный способ рекламы.

Автомобиль Peugeot Bebe
Peugeot Bebe 1904 года стал хитом эпохи, а его двигатель создал молодой Этторе БугаттиИсточник: Peugeot

Главным хитом Peugeot в эпоху его основателя стал компактный и недорогой Peugeot Bebe, выпущенный в 1904 году. Двухместная «малышка» весила всего 350 кг и разгонялась до 40 км/ч. Двигатель для нее разработал молодой и никому тогда не известный конструктор Этторе Бугатти.

Дела компании шли на лад, но у Армана не было сыновей: некому было передать семейное дело. Поэтому в 1910 году он предложил кузену Эжену снова объединить семейные предприятия. Концерн Peugeot снова слился в одно предприятие. Арман был уже немолод, и в 1913 году отошел от дел, а в 1915 — ушел из жизни. Он похоронен в Париже, на мемориальном кладбище Пер-Лашез.

Почему на логотипе «Пежо» изображен лев

 Хищник впервые появился на гербе компании еще в 1810 году. Его туда поместили братья Жан-Пьер и Жан-Фредерик Пежо, основатели семейной корпорации. Золотой лев, увенчанный короной, перекочевал на логотип с герба герцогства Бургундия, когда-то находившегося на том месте, где впоследствии жил и работал клан Пежо.

Логотип Peugeot 1810 года
Золотой лев появился на гербе Peugeot в 1810 году Источник: Peugeot

За прошедшие два века лев на логотипе неоднократно менял форму и положение: то вставал на дыбы, то менял направление, прохаживаясь. Современный герб компании выглядит как щит с львиной головой на черном фоне: такая версия появилась в 2021 году.

   

Личная жизнь Армана Пежо

Супругу Армана Пежо звали Софи Леони Фалло. Пара поженилась в 1872 году, когда Арману было 23 года. Всего у них родилось пятеро детей, но единственный сын и наследник Раймон умер в 1896 году еще ребенком.

Наследие Армана Пежо в современном автопроме

Арман Пежо, как и многие другие пионеры автомобилестроения, был человеком огромного упорства. Наследник успешного бизнеса и состояния, он мог продолжать семейное дело, но пошел на огромный риск и вложил силы и средства в новое направление, экспериментировал не только с конструкцией двигателя, но и формами и размерами экипажей. В мировую автомобильную историю он войдет как создатель первого пассажирского автобуса.

Первый в мире автобус Peugeot Type 20 созданный Арманом Пежо
Peugeot Type 20, построенный в 1897 году, считается первым автобусом в миреИсточник: Peugeot

Автомобильный бизнес Пежо отличался неслыханным для начала 20 века уровнем социальной ответственности. В частности, Арман Пежо отказался от перехода на конвейерную сборку, потому что это привело бы к массовым увольнениям работников.