Подготовка к поездке с прицепом: что проверить заранее

Составляем пошаговый план для поездки с прицепом
Елена Старикова
Автор Авто Mail

Поездка с прицепом в два счета превращается из обычного путешествия в настоящий хоррор-квест, особенно когда на горизонте маячит патрульный экипаж ДПС. Опытные автомобилисты знают: лучше потратить полчаса на подготовку дома, чем потом час что-то доказывать представителям закона.

Категория «BE»: когда она действительно нужна?

Если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает 750 кг, открывать дополнительную категорию вам не потребуется — достаточно категории «B». Но если масса прицепа больше, или суммарная масса автопоезда превышает 3,5 тонны, без категории «BE» вы в прямом и переносном смысле далеко не уедете. Управление транспортом без нужной категории приравнивается к езде без прав. За это предусмотрен штраф от 5 000 до 15 000 рублей (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).

Помимо водительского удостоверения не забудьте взять с собой также свидетельство о регистрации прицепа (СРТС). Его отсутствие при себе грозит предупреждением или штрафом 500 рублей (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ), а если прицеп вообще не зарегистрирован — от 500 до 800 рублей (ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ). А вот ПТС на прицеп можно оставить дома. Его наличие инспекторов не интересует.

Автомобиль с прицепом едет по трассе
Если масса прицепа больше 750 кг — без категории «BE» далеко не уедешьИсточник: Авто Mail

Предстартовая подготовка

Отнеситесь к сцепному устройству и страховочным цепям не просто как к формальности. Люфт в сцепке не должен превышать 5−7 мм. Причем это правило критично именно для легковых машин (у грузовиков свои системы сцепки с серьезной механикой и пневматикой). Все дело в том, что у легковых авто прицеп, как правило, крепится через шаровое сцепное устройство (фаркоп), и любое расшатывание или люфт больше 5−7 мм приводит к нестабильности прицепа. Это особенно опасно на трассе, когда прицеп начинает «рыскать» при скорости свыше 80 км/ч. Так недалеко и до заноса прицепа с последующей потерей управления всей машиной.

Распределение груза — особая наука. Важно не просто уложить все так, чтобы влезло, а правильно распределить массу. Запомните: центр тяжести должен быть немного смещен вперед, ближе к фаркопу — примерно на 5−10% от длины прицепа. Например, если длина прицепа составляет 3 метра, то основной груз должен быть ближе к фаркопу на 15−30 см от условного центра.

Идеально, если нагрузка на сцепное устройство составляет 4−7% от полной массы прицепа. Иными словами, при полной массе прицепа 1 000 кг на шар фаркопа должно приходиться 40−70 кг давления. Это можно измерить, поставив сцепку прицепа на обычные напольные весы.

Если нагрузка слишком маленькая (менее 4%):

  • Прицеп будет «болтаться» на поворотах;
  • Прицеп может вырваться с фаркопа на кочке или в яме.

Если нагрузка слишком большая (более 7%):

  • Задняя ось автомобиля перегружается;
  • Свет фар поднимается вверх и вы слепите «встречку»;
  • Ухудшается рулевое управление.

Прицеп без тормозов (то есть с массой до 750 кг) вдвойне опасен при экстренной остановке, поскольку в этом случае всю массу приходится гасить тягачу. Тормозной путь с прицепом значительно длиннее, особенно при экстренном торможении. Так что во время движения увеличьте дистанцию до впереди идущих автомобилей и избегайте резких маневров.

Автомобиль с прицепом едет по трассе
Даже на пустой трассе с прицепом нельзя ехать быстрее 90 км/чИсточник: Авто Mail

Скорость и прочие нюансы ПДД

Когда вы едете с прицепом, ваш автомобиль становится автопоездом, а значит, для него действует ряд ограничений, даже если у вас весьма компактная легковушка. Это связано с увеличенной длиной, массой и измененной динамикой движения, в том числе при маневрах.

При буксировке прицепа действуют отдельные скоростные ограничения. На автомагистралях максимальная скорость не должна превышать 90 км/ч, на остальных дорогах — 70 км/ч (п. 10.3 ПДД РФ). Даже если дорожный знак разрешает больше, для автопоезда эти ограничения обязательны.

Также важно помнить, на дорогах с тремя и более полосами в одном направлении движение по крайней левой полосе запрещено, если другие полосы свободны (п. 9.4 ПДД РФ). Исключения допускаются для обгона, объезда и при выполнении маневров (поворот налево, разворот).

Заключение

Поездка с прицепом не создает никаких трудностей, если все продумано заранее. Достаточно проверить документы, убедиться в исправности сцепного устройства, грамотно распределить груз и соблюдать установленные ограничения скорости и движения.

Напоследок позвольте еще один небольшой совет: всегда возите с собой рулетку и самые обычные весы. Эти нехитрые приспособления часто помогают быстро уладить спор с ДПС прямо на месте. Увидев, что вы водитель опытный, сотрудник полиции вряд ли захочет с вами связываться. Будьте вежливы, спокойны — глядишь, и до составления протокола дело не дойдет.