
В статье рассказываем, когда нужна замена наружного ШРУСа, как самостоятельно диагностировать проблему и выбрать качественную гранату. Вы узнаете, какие инструменты понадобятся, как действовать поэтапно и что делать в нештатных ситуациях — например, если шарнир прикипел к ступице.
Признаки неисправности внешнего ШРУСа: как понять, что пора менять гранату
ШРУС — это шарнир равных угловых скоростей. В народе его часто называют «граната». Эта деталь отвечает за передачу вращения от КПП к колесам при повороте. Наружный ШРУС находится ближе к колесу и чаще всего выходит из строя первым.
Прежде чем разобраться в тонкостях диагностики неисправности гранаты, разберемся, что же это такое. Об этой детали рассказывает Павел Пикин, директор департамента маркетинга FEBEST:
«ШРУС — устройство, которое позволяет ведущим колесам вращаться под разными углами. Он необходим для работы переднего привода, а также используется в некоторых полноприводных системах.
Наружный ШРУС — это деталь, которая передает крутящий момент от коробки передач к передним колесам. Он работает в условиях постоянных нагрузок: при поворотах, неровностях и изменениях угла подвески. От его состояния зависит не только комфорт вождения, но и безопасность».
Неисправный наружный ШРУС быстро выведет из строя весь привод. Вот главные сигналы, что его пора заменить:
- Хруст при поворотах — особенно на низкой скорости с вывернутым рулем. Звук возникает из-за трения изношенных шариков внутри шарнира о дорожки обоймы.
- Щелчки или стук при старте с места, даже на прямой дороге. Это признак критического износа.
- Следы смазки на колесе или разорванный пыльник. Грязь, попавшая внутрь, работает как абразив, уничтожая шарнир.
- Трудности с рулевым управлением. Ощущение, что колеса подклинивают или руль становится тяжелым, тоже может быть связано с неисправностью ШРУСа.

«Если шарнир начинает выходить из строя, чаще всего это проявляется характерными щелчками при повороте руля. Например, выезжаете с парковки, колеса вывернуты, и при разгоне слышны хрусты — это типичный признак износа наружного ШРУСа.
Другой частый симптом — вибрации на руле при разгоне. Это говорит о том, что в шарнире появился люфт. Также стоит обратить внимание на смазку: если на внутренней части колеса или на арке появились жирные пятна, значит, пыльник поврежден, смазка вышла наружу, и ШРУС начал работать всухую. Дополнительно можно проверить люфт руками: если приводной вал имеет поперечное смещение, это повод для замены», — подчеркнул Павел Пикин.
Как выбрать качественный внешний ШРУС для замены
При выборе важно не ошибиться с моделью и не экономить там, где не стоит. Некачественная граната может выйти из строя уже через пару месяцев. Низкокачественные ШРУСы из мягкой стали быстро крошатся под нагрузкой и могут заклинить даже без предварительных симптомов.
Чтобы выбрать деталь, учтите рекомендации:
- оригинальные запчасти (OEM) предпочтительны, так как они разработаны для вашего авто;
- сертифицированные запчасти имеют голограммы, защитные пленки, но и не стоят дешево;
- осмотрите поверхность: корпус должен быть без царапин, а канавки для шариков — идеально гладкими;
- в наборе должен быть сам ШРУС, хомуты, смазка, пыльник и стопорное кольцо;
- хорошие ШРУСы от внешних производителей имеют гарантию от 1 года до пожизненной.
«При подборе нового ШРУСа не всегда стоит полностью полагаться на VIN, особенно если автомобиль куплен с пробегом и в прошлом проходил ремонт трансмиссии. Часто бывает, что коробка передач была заменена на контрактную, и тогда реальная конфигурация привода отличается от заводской. В такой ситуации VIN будет показывать один номер детали, а фактически установлен другой.

Поэтому важно не только сверить VIN и OEM, но и вручную пересчитать количество шлицов, измерить диаметр и длину соединений, а также посмотреть, как крепится шарнир — через стопор, болт или иным способом. Иногда приходится подбирать «по месту», особенно если в прошлом кто-то уже ставил несовместимые элементы», — предупреждает автовладельцев Павел Пикин.
Что понадобится для замены внешнего ШРУСа
Перед началом работ подготовьте инструменты и расходники. Без этого ремонт превратится в мучение. Вот основной список:
- домкрат и страховочные подставки;
- набор головок (17–32 мм) и трещоточный ключ;
- съемник шаровых опор, молоток, тиски;
- новый ШРУС;
- ступичная гайка;
- смазка для шарнира
- пыльник;
- хомуты;
- ветошь;
- WD-40.
«Отдельное внимание стоит уделить пыльнику. Это резиновый или пластиковый кожух, который защищает шарнир от воды, грязи и реагентов. Есть три типа пыльников: резиновые (EPDM), пластиковые (TPV/TPE) и силиконовые. Резина — самый универсальный вариант, она хорошо переносит перепады температур и устойчива к агрессивной среде, но со временем может трескаться. Пластик формоустойчивый и устойчив к маслам, но хрупкий на морозе. Силикон — мягкий даже при сильных морозах, но редко используется из-за высокой цены и низкой стойкости к маслу и механическим повреждениям. В большинстве случаев оптимальным решением будет резиновый пыльник хорошего качества», — советует Павел Пикин.
Как снять старый наружный ШРУС и установить новый: пошаговая инструкция
Заменить внешний ШРУС своими руками можно в гаражных условиях. Даже если опыта немного, подробная пошаговая инструкция поможет справиться.
Все операции выполняются с одной стороной автомобиля. Сначала снимите изношенную гранату, затем ставьте новую.
1. Подготовка автомобиля
Загоните машину на ровную площадку. Затяните ручник, подложите упоры под задние колеса. Ослабьте гайку ступицы — это проще сделать, пока машина стоит на земле. Используйте головку подходящего размера и рычаг с удлинителем.
2. Снятие колеса и ступичной гайки

Поднимите нужную сторону домкратом, потом снимайте колесо. Используйте баллонный ключ или крестовину. Лучше сразу убрать его в сторону, чтобы оно не мешало. Это откроет доступ к ступице, тормозному диску и поворотному кулаку.
3. Освобождение наружного ШРУСа из ступицы
Полностью открутите ступичную гайку, после чего выньте шлицевую часть привода из ступицы. Обычно невозможно освободить наружный ШРУС из ступицы без снятия всего привода. Чтобы не делать этого, открутите шаровую опору и монтажкой снимите ступицу с нижнего рычага. Это даст больше свободы для выведения вала.
4. Демонтаж старого наружного ШРУСа
Когда привод свободен, переходите к съему гранаты. Сначала снимайте хомуты пыльника (можно перекусить старые). Отодвиньте пыльник в сторону. Граната удерживается стопорным кольцом внутри корпуса. Возьмите вал в руки и резкими, но аккуратными ударами молотка сбивайте старую гранату.
Иногда приходится немного расшатать ее. Если кольцо заело — используйте круглогубцы или отвертку, чтобы освободить защелку. Чтобы упростить демонтаж, возьмите универсальный съемник для внешних гранат.
5. Замена ШРУСа
После снятия старой гранаты очистите шлицы и корпус вала от остатков смазки и грязи. Проверьте шлицы на повреждения или выработку. Вал должен быть чистым и сухим.
Затем возьмите новую гранату — в комплекте должна идти смазка. Заполните ею внутренности ШРУСа примерно на 2/3 объема. Остаток смазки распределите внутри пыльника. Наденьте пыльник на вал.
Аккуратно наденьте ШРУС на вал до упора — он должен сесть до щелчка, когда защелкнется стопорное кольцо. Затем поставьте пыльник на корпус ШРУСа и зафиксируйте хомутами.
6. Установка привода обратно в ступицу
Вставьте привод обратно в ступицу. Иногда приходится совместить шлицы, слегка провернув вал. Привод должен входить с небольшим усилием. Затем накручивайте ступичную гайку и собирайте все в обратной последовательности.
Отличается ли замена наружного левого ШРУСа от правого
«Иногда правый и левый наружные ШРУСы — это не всегда одно и то же», — уточняет Павел Пикин, — «Они могут отличаться по диаметру, количеству шлицов, длине, форме посадочной части и даже наличию проточек под ABS. Поэтому замена должна быть точной, с учетом стороны установки».
Что делать, если наружный ШРУС «прикипел»
Иногда ШРУС плотно сидит на полуоси или в ступичном узле и не поддается снятию. Что можно сделать, когда он плотно сидит в ступице:
- обработайте соединение WD-40 и подождите 20 минут;
- нагрейте корпус строительным феном, но не открытым огнем — металл расширится, и граната снимется легче.
Если граната закисла на приводном вале, то используйте съемник ШРУСа — он создает равномерное давление, не повреждая шлицы.
Советы по уходу за ШРУСом после замены
Новый шарнир прослужит 100–150 тыс. км, если соблюдать простые правила:
- Раз в месяц осматривайте пыльники. Трещины или масляные пятна рядом с колесом — сигнал к замене чехлов.
- Мойте днище после поездок по грязи. Солевые реагенты и песок ускоряют износ.
- Избегайте резких стартов с вывернутым рулем. Это создает запредельные нагрузки на шарнир.
Но главное — при замене не устанавливайте дешевые универсальные пыльники. Они часто плохо садятся, быстро рвутся или сползают. Лучше использовать оригинальные или от проверенных брендов.
Рекомендации эксперта

«Что касается установки, ее стоит выполнять либо в сервисе, либо строго по мануалу производителя. Неправильная затяжка ступичной гайки или не до конца зафиксированный ШРУС могут привести к преждевременному износу не только самого шарнира, но и ступичного подшипника. А это уже другие расходы.
Для наружных ШРУСов нужна смазка с хорошей стойкостью к сдвигу, высокой адгезией и влагостойкостью. Можно использовать смазки на основе молибдена, которые выдерживают высокие нагрузки и сохраняют свойства при больших углах поворота. Если в комплекте с новым ШРУСом нет смазки, обязательно покупайте специальную, именно для того типа шарнира, который вы меняете. Универсальные литиевые или графитовые смазки в этом случае не подойдут», — отметил Павел Пикин.
Главное по замене внешнего ШРУСа
Замена наружного ШРУСа — это не страшно. Главное — не торопиться, и тогда все получится. Подведем итоги:
- наружный ШРУС выходит из строя чаще, чем внутренний;
- признаки неисправности: щелчки, вибрации руля, утечка смазки;
- левый и правый ШРУС могут отличаться — перед покупкой сверяйте каталожные номера;
- если ездить с поврежденной гранатой, можно повредить ступицу или потерять управление;
- выбирать деталь можно по VIN, если КПП и приводы стоят оригинальные;
- если граната «прикипела», не применяйте грубую силу — поможет проникающая жидкость, нагрев или съемник;
- ухаживайте за ШРУСом, регулярно проверяя целостность пыльника.