
В статье рассказываем, что такое течь антифриза и как ее заметить. Объясняем, почему это происходит, чем это опасно и как действовать, чтобы спасти двигатель.
Почему утечка антифриза опасна для двигателя
Антифриз охлаждает двигатель, не давая ему перегреваться. Когда он вытекает, мотор рискует нагреться до критической температуры. Металлы расширяются, причем разные металлы неравномерно. Головка блока деформируется, прокладки прогорают. Это происходит очень быстро — за 3–5 минут работы без антифриза мотор перегревается. В худшем случае двигатель может полностью выйти из строя.
Кроме того, антифриз защищает металлические детали двигателя от ржавчины. Без него коррозия повредит крыльчатку помпы и каналы рубашки охлаждения, что еще больше усугубит проблему.
Признаки утечки антифриза
Есть несколько явных признаков утечки охлаждающей жидкости, которые помогут вовремя заметить проблему. Вот что должно насторожить автовладельца:
- уровень антифриза в расширительном бачке падает без причины;
- на стоянке под машиной остаются цветные пятна (розовые, зеленые, синие);
- под капотом или в салоне появляется сладковатый запах;
- сильно потеют окна в салоне, особенно при включенной печке;
- рабочая температура двигателя нестабильна или превышает норму;
- белая пена на масляном щупе указывает на то, что антифриз смешался с маслом;
- из выхлопной трубы выходит белый дым при прогретом двигателе;
- слышно бульканье в радиаторе или бачке после остановки мотора.
Поэтому нужно хотя бы раз в неделю проверять уровень охлаждающей жидкости в бачке, который находится под капотом. Уровень должен быть между отметками «MIN» и «MAX».

Откуда может течь антифриз
Система охлаждения двигателя — сеть трубок с десятком соединений. Утечки обычно ищут там, где есть стыки или хрупкие детали:
- патрубки и шланги трескаются от времени;
- радиатор повреждается камнями, при неаккуратной мойке или коррозией;
- помпа (водяной насос) — изнашивается ее прокладка;
- радиатор печки течет прямо в салон;
- расширительный бачок лопается от перепадов давления;
- прокладка головки блока цилиндров пробивается от старости или перегрева;
- металлические патрубки и хомуты разрушаются со временем.
Каждое из этих мест требует особого подхода к ремонту, поэтому важно точно определить источник. Но хуже всего — когда в утечке виновата головка блока цилиндров или поршневая. Трещины в этих деталях — редкая, но серьезная причина, а в большинстве случаев проще и дешевле купить мотор в сборе.
Основные причины утечки антифриза
Утечка не всегда связана с аварией или внешним повреждением. Часто дело в износе или неправильной эксплуатации. Почему охлаждающая жидкость протекает из-под двигателя, рассказал Андрей Коромыслов, технический консультант «Krauf Автозапчасти».
1. Повреждение водяного насоса (помпы)
Помпа качает антифриз по системе. Механический износ сальника водяного насоса — распространенная проблема. Резиновый материал со временем стирается, под шкивом насоса появляются следы жидкости. Сальник или прокладка изнашиваются в среднем через 60–90 тыс. км.
2. Потеря герметичности шлангов и патрубков
Со временем резина и пластмасса под влиянием высоких (более 100 °C) температур теряют свои свойства. Тогда появляются трещины, через которые охлаждающая жидкость протекает.
3. Ослабление затяжки хомутов
Большая часть соединений системы охлаждения выполнена с помощью пружинных или винтовых хомутов, затяжка которых и усилие сдавливания со временем ослабевают.
4. Разрушение прокладок
Прокладки и уплотнения тоже подвержены негативному воздействию высоких температур. Резиновые кольца, герметик и материал прокладок разрушаются, что тоже приводит к образованию течи.
5. Разгерметизация радиаторов и бачка расширителя

Трещины пластмассы расширительных бачков и радиаторов, вызванные воздействием температуры и давления в системе, тоже нередки. Это касается не только основного радиатора охлаждения, но и радиатора отопителя, при этом следы жидкости будут в салоне.
6. Коррозия
Коррозия металлических частей системы охлаждения также приводит к утечкам. Дополнительно алюминиевые соты основного радиатора подвержены механическому воздействию от частиц дорожного покрытия, что также не продлевает срок его службы.
7. Затрудненное охлаждение моторного отсека
Повышение температуры охлаждающей жидкости сверх заданной производителем ведет к ее закипанию и выбросу через предохранительный клапан в крышке. Причины обычно в том, что не срабатывает вовремя вентилятор охлаждения или сильно загрязнен блок радиаторов.
8. Пробило прокладку ГБЦ
Если двигатель перегрет, все проблемы с термическим разрушением деталей и уплотнений сильно усугубляются. При этом неизбежна деформация головки блока цилиндров, а охлаждающая жидкость выходит наружу блока, и проникает в камеры сгорания цилиндров и в систему смазки.
Что делать, если протекает антифриз
Утечка антифриза — не повод паниковать, но и откладывать нельзя. Сначала нужно понять, где проблема, потом принять меры. Некоторые действия можно выполнить самостоятельно, но в большинстве случаев без специалиста не обойтись.
1. Остановитесь и заглушите двигатель
Дальше ехать опасно. Даже 1 километр пути без антифриза — риск перегрева. Если стрелка температуры в красной зоне, не открывайте капот сразу — обожжетесь паром.
2. Найдите утечку

Первое, что нужно сделать — осмотреть под капотом. Проверку лучше проводить, когда двигатель остыл. Это безопаснее, и антифриз не будет испаряться так быстро. Обратите внимание на такие места:
- шланги и патрубки (ищите следы подтеков или капли);
- соединения возле радиатора;
- расширительный бачок (в том числе его крышку);
- корпус помпы и зону под ней;
- термостат и места вокруг него.
Иногда можно увидеть пятна под машиной — это тоже подсказка. Цветные капли (розовые, зеленые, синие) — это и есть антифриз.
3. Проверьте уровень антифриза
Уровень антифриза проверяется по меткам на расширительном бачке. Они обычно обозначены как «MIN» и «MAX». Жидкость должна находиться между ними.
Если уровень ниже — долейте. Используйте тот же тип антифриза, который залит сейчас. Если тип неизвестен — в крайнем случае долейте дистиллированную воду, но не обычную из-под крана. Вода — это временное решение, так как снижает эффективность защиты и вызывает коррозию.
4. Оцените масштаб утечки

После долива обратите внимание — уходит ли антифриз снова и как быстро. Если уровень падает медленно — можно доехать до сервиса. Если уходит сразу — лучше вызвать эвакуатор и не запускать мотор вовсе. Ездить с сильной течью — опасно, а эвакуатор дешевле замены двигателя.
Мнение эксперта
Андрей Коромыслов поделился советами, что делать автовладельцам, если обнаружили утечку антифриза:
«После обнаружения следов охлаждающей жидкости под автомобилем необходимо осмотреть пространство под капотом, обращая внимание на следы утечки. Охлаждающая жидкость, как правило, имеет характерный цвет, сладковатый запах и вкус, но пить ее ни в коем случае нельзя.
Зачастую многие скрытые участки осмотреть довольно трудно, может понадобиться вывешивание автомобиля на подъемнике, снятие защит, использование небольших телескопических зеркал с подсветкой. Также утечку легче искать с помощью специального оборудования для опрессовки, которое создает избыточное давление в системе.

Если утечка застала в пути, необходимо постараться устранить течь с помощью подручных средств, уровень жидкости необходимо довести до нормы. Движение с пустой системой неизбежно приведет к перегреву и тяжелым последствиям. Поэтому если справиться с утечкой самостоятельно не получается, то лучше вызвать эвакуатор до ближайшей СТО.
Важно ни в коем случае не пользоваться составами типа “стоп-течь” и им подобным, которые, попадая в охлаждающую жидкость, образуют плотные отложения, а удалить их (например, из радиатора отопителя) бывает весьма затруднительно.
Если причину утечки удалось локализовать самостоятельно, надо понимать, что ни один из компонентов системы охлаждения современного автомобиля не подлежит какому-либо ремонту, в случае выхода из строя — только меняется на новый».
Главное про течь антифриза
Утечка охлаждающей жидкости — сигнал, что в машине что-то пошло не так. Игнорировать такие вещи опасно. Поэтому нужно уметь вовремя распознать проблему и принять меры. Ниже — краткое и понятное резюме всего, что нужно знать:
- Антифриз нужен не только для охлаждения, но и для защиты мотора от коррозии.
- Течь антифриза может быть внешней и внутренней. Внешняя — это капли или пятна. Внутренняя — когда жидкость уходит, но следов нет.
- Признаки утечки легко заметить, если знать, на что смотреть. Основные сигналы — снижение уровня ОЖ, запах под капотом, влажность в салоне, перегрев.
- Старые шланги, хомуты, радиаторы — самые частые виновники. С возрастом резина теряет эластичность, пластик становится хрупким, металл — ржавеет.
- Если течь не устранить, мотор может перегреться. Это чревато затратным ремонтом — например, заменой прокладки ГБЦ или покупкой головки блока.
- Герметики могут временно остановить небольшую течь, но при этом забивают каналы. Это временное решение, а не полноценный ремонт.
- Доливать антифриз нужно правильно. Только подходящий по типу состав. И только после того, как система остыла.