
В статье рассказываем, как снять стартер, что это вообще такое, где находится и как понять, когда он неисправен. Разбираемся, когда нужно его снимать, делать ли это самостоятельно или доверить работу автосервису.
Зачем нужен стартер
Чтобы запустить двигатель автомобиля, нужно придать коленвалу начальное вращение. Раньше это делали кривым стартером — длинной металлической ручкой, которую вставляли в пазы шкива и вращали мотор. С появлением электростартера запускать ДВС стало гораздо проще.
Когда водитель поворачивает ключ или нажимает кнопку «Start», стартер получает энергию от аккумулятора и начинает крутить маховик — большую шестерню, соединенную с двигателем. Это движение позволяет ДВС начать процесс сгорания топлива, после чего он работает самостоятельно. Как только мотор запускается, стартер отключается. При исправном и отрегулированном двигателе все это занимает две-три секунды.
Где расположен стартер
Стартер обычно находится в боковой части двигателя, рядом с коробкой передач. Его точное местоположение зависит от типа автомобиля. В переднеприводных машинах стартер часто расположен на колоколе КПП со стороны водителя. В заднеприводных автомобилях он часто размещается под выхлопным коллектором на стороне пассажира.
Но это не строгое правило — все зависит от типа двигателя и КПП. Например:
- на японском моторе 3SFE поперечной установки стартер расположен справа от выпускного коллектора — доступ к нему открыт сверху и поменять узел не составит труда;
- на двигателе 1UZ-FE от Toyota стартер расположен в ложбине между головками блока, а чтобы поменять его, нужно снимать впускные коллекторы и все верхнее навесное оборудование.

В некоторых моделях стартер удобно видно сверху, но чаще всего он спрятан снизу. Поэтому нередко для его демонтажа требуется подъемник или смотровая яма.
Чтобы найти стартер, нужно смотреть на место, где соединяются двигатель и коробка передач. Узел похож на металлический цилиндр с подведенными к нему толстыми силовыми проводами.
Признаки неисправности стартера
Стартер может выйти из строя по разным причинам: износ деталей, проблемы с электрикой, плохой контакт проводов. Чаще всего поломки возникают постепенно, и их можно заметить заранее. Вот основные признаки, по которым можно заподозрить, что стартер скоро выйдет или уже вышел из строя:
- Щелчки без запуска двигателя. Втягивающее реле срабатывает, но стартер не крутится. Причина: севший аккумулятор, плохой контакт или сгоревшие щетки.
- Медленное вращение коленвала. Стартер «мычит», двигатель заводится с третьей или четвертой попытки. Виновники: износ щеток, окисление контактов.
- Скрежет или гул. Зубья бендикса (шестерни стартера) или маховика стерлись. Если проигнорировать, маховик придется менять.
- Двигатель запустился, а стартер работает. Заклинило втягивающее реле. Срочно глушите мотор, иначе стартер сгорит.
- Полная тишина при повороте ключа зажигания. Возможно, оборвался провод или сломалось реле.
Если замечен хотя бы один из этих признаков, не стоит откладывать диагностику. В противном случае можно вовсе не завести автомобиль.
Как снять и заменить стартер: пошаговая инструкция
Снятие стартера — не самая простая, но вполне выполнимая задача для начинающего автолюбителя. Все зависит от марки автомобиля, доступа к креплениям. Перед началом обязательно убедитесь, что двигатель остыл, а автомобиль стоит на ровной поверхности. Любая работа с электрооборудованием требует соблюдения техники безопасности и обязательного отключения клеммы АКБ.

Подготовка
Припаркуйте авто на ровной площадке. Затяните ручник, включите нейтральную передачу. Подготовьте инструменты. Обычно понадобятся:
- набор гаечных ключей (лучше с трещоткой);
- отвертки (крестовая и плоская);
- перчатки;
- WD-40 или аналог для откручивания ржавых болтов;
- фонарик.
Если доступ к стартеру только снизу, то поставьте машину над ямой или воспользуйтесь подъемником. Для машин с защитой двигателя снизу — подготовьте ключи, чтобы ее снять. Чаще всего нужна головка на «десять».
Отключение аккумулятора
Работа со стартером напрямую связана с электросистемой автомобиля. Поэтому отключение аккумулятора — обязательное условие.
Откройте капот и найдите аккумулятор. Он расположен обычно спереди, сбоку от двигателя. Сначала отсоедините минусовую клемму (обозначается знаком «–» или черным цветом провода). Это нужно, чтобы полностью обесточить авто. Затем, если нужно, можно снять и плюсовую клемму. Но в большинстве случаев достаточно отключить только минус.

Убедитесь, что клемма не касается клеммной площадки аккумулятора. Можно обмотать ее изолентой или отодвинуть в сторону.
Нахождение и снятие стартера
Теперь переходим к основному этапу — демонтажу самого стартера. На большинстве машин он расположен возле стыка двигателя и коробки передач. Иногда его видно сверху, но чаще приходится работать снизу.
Когда вы его нашли, отсоедините все провода. Их два — толстый кабель питания и тонкий провод управления с фишкой на конце. Теперь остается открутить крепеж.
Стартер держится на двух, реже — трех болтах. Для откручивания понадобится ключ с удлинителем или трещотка. Болты могут быть на «13», «14» или «17» — зависит от модели авто. Если болт закис или не идет — обработайте WD-40 и подождите около десяти минут.
После откручивания стартер можно аккуратно вынимать. Он тяжелый (в среднем от полутора до трех-четырех килограммов), поэтому придерживайте его второй рукой. Осмотрите место установки — если есть масло или грязь, протрите тряпкой перед установкой нового устройства.
Следующий шаг — установка нового или отремонтированного стартера. Этот процесс выполняется в обратном порядке: сначала установка, потом затягивание болтов и подключение проводов. Не забудьте надежно зафиксировать все разъемы, чтобы избежать плохого контакта.
Как происходит демонтаж на яме или подъемнике

На СТО почти всегда используют подъемник — он позволяет мастеру комфортно добраться до крепежа и быстро демонтировать устройство. В домашних условиях чаще всего применяют смотровую яму, когда она есть.
Вот как обычно происходит снятие стартера с использованием ямы или подъемника.
- Снимите защиту двигателя, если она установлена. Чаще всего она держится на нескольких болтах или саморезах.
- Осветите рабочую зону. Используйте налобный фонарь или переносную лампу, чтобы видеть стартер и его крепления.
- Отключите провода от стартера. Запомните расположение или сделайте фото.
- Обработайте болты WD-40, затем открутите крепеж стартера. Обычно это два болта, но может быть и три. Используйте удлинитель на ключ, если болты глубоко.
- Осторожно достаньте стартер. Он может застрять — пошевелите его из стороны в сторону, но не тяните резко.
После ремонта обязательно осмотрите место посадки узла. Если есть загрязнения, удалите их. А если есть потеки масла — скорее всего, скоро придется снимать КПП, чтобы поменять сальник первичного вала.
Как снять стартер без ямы или подъемника
Не у всех есть доступ к яме или подъемнику. Но и в таком случае снять стартер все еще возможно. Придется потрудиться, но при аккуратной работе и соблюдении инструкций результат будет тем же.
Этот способ для тех автомобилей, где стартер установлен сбоку или сверху, а также для опытных автовладельцев, не боящихся залезть под машину. Но важно помнить о безопасности. Работать под машиной, поднятой только домкратом, запрещено. Используйте страховочные опоры (подставки).

Если доступ к стартеру сверху, то проблем нет и поднимать машину не нужно. Если снизу, то последовательность шагов такова.
- Поставьте автомобиль на ровную поверхность. Включите ручник и передачу, подложите противооткатные упоры.
- Поддомкратьте переднюю часть машины. Лучше сразу оба передних колеса, чтобы получить больший доступ.
- Установите подставки под кузов. Только после этого можно лезть под авто.
- Снимите защиту двигателя, если она мешает, и найдите стартер, отключите провода.
- Открутите болты крепления и вытащите стартер. Он может упираться в элементы подвески или впускной/выхлопной системы. Иногда его приходится «провернуть» под нужным углом.
Такой способ более трудозатратен, но реально выполним. Главное — не торопиться и убедиться, что машина безопасно зафиксирована.
Главное о том, как снять стартер
Стартер — обязательный элемент системы запуска современных автомобилей. Вот основные моменты, которые нужно знать перед снятием стартера:
- Стартер нужен для запуска двигателя. Он получает питание от аккумулятора и приводит маховик ДВС в движение. Без него мотор современного автомобиля не запустится.
- Признаки неисправности — щелчки, скрежет, медленный запуск или полное отсутствие реакции при повороте ключа зажигания.
- Перед заменой стартера обязательно отключите аккумулятор — это главное правило электробезопасности.
- Стартер расположен рядом с двигателем. Чаще всего — сбоку между двигателем и коробкой передач. Может быть как снизу, так и сверху, в зависимости от марки авто.
- Если есть яма или подъемник — то гораздо удобнее снимать стартер снизу, но можно обойтись домкратом и опорами.
- Без подъемника стартер можно снять сверху — но не у всех моделей автомобилей.
- После снятия старого стартера не забудьте проверить новый. Перед установкой важно убедиться, что он подходит по креплениям и клеммам.