Представим, что вам нужно привезти из магазина стройматериалы, вывезти мусор с дачи или отбуксировать лодку к водоему. Прицеп уже на стоянке, документы на него в порядке, а вот в правах только категория «B». Возникает закономерный вопрос: можно ли выезжать на дорогу или потребуется дополнительное разрешение? Сейчас разберемся.

Что дает водителю категория «B»
У большинства из нас в водительском удостоверении указана категория «B». Она допускает управление легковым автомобилем с прицепом — но с рядом оговорок. Разрешено буксировать прицеп с максимальной разрешенной массой до 750 килограммов. В этом случае открытия никаких дополнительных категорий автомобилисту не требуется.
Если же прицеп тяжелее, в силу вступают ограничения. Категория «B» допускает эксплуатацию автопоезда (автомобиль + прицеп), если его полная масса не превышает 3,5 тонны. То есть, если машина весит 2 тонны, прицеп должен быть не тяжелее 1,5 тонны. Превышение этих параметров требует уже наличия у водителя категории «BE» (ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

На что еще имеют право водители с категорией «BE»
С категорией «BE» можно буксировать прицепы массой до 3,5 тонн, и при этом ограничения по общей массе автопоезда (согласно п. 1 ПДД РФ, это любое механическое ТС с прицепом) становятся гораздо мягче. Чтобы получить такую категорию, потребуется не менее двух лет стажа с категорией «B», а также успешная сдача практического экзамена. Но оно того стоит.
Что грозит за нарушение
Управление прицепом без соответствующей категории считается серьезным нарушением. В 2025 году за это предусмотрен штраф от 5 000 до 15 000 рублей (ч.1 ст. 12.7 КоАП РФ). Формально такое поведение приравнивается к управлению транспортом без водительского удостоверения. Если вас остановит ДПС, инспектор имеет право задержать транспортное средство. Тогда автомобиль вместе с прицепом могут эвакуировать на штрафстоянку. Там они пробудут до тех пор, пока нарушение не будет устранено.
Кроме штрафа и эвакуации могут возникнуть и другие проблемы. Например, в случае ДТП страховая компания вправе отказать в выплате компенсации, если выяснится, что прицепом управлял водитель без нужной категории. А ведь при ДТП с участием автопоезда ущерб часто исчисляется сотнями тысяч рублей. В конце концов, не будем забывать про безопасность. Даже опытный водитель может не справиться с управлением автопоездом без соответствующей подготовки, особенно на спуске, при боковом ветре или резком торможении.

Почему штраф возможен даже с пустым прицепом?
Некоторые водители ошибочно полагают, что если прицеп не загружен или везет совсем легкий груз, можно обойтись без категории «BE». Но дело не в том, сколько весит прицеп на момент поездки, а в том, какая разрешенная максимальная масса указана в его регистрационных документах. Полное определение разрешенной максимальной массы вы найдете в разделе 1.2 ПДД РФ. Именно этот показатель инспектор берет за основу при проверке. Если цифра превышает допустимую для категории «B», отсутствие «BE» автоматически считается нарушением — даже если прицеп пустой.
Стоит ли открывать категорию «BE»?
Если прицеп нужен лишь пару раз в год, возможно, имеет смысл воспользоваться услугами коммерческих перевозчиков. Но если он используется регулярно — для перевозки груза, лодки или оборудования — получение категории «BE» будет оправданной инвестицией. В зависимости от региона стоимость обучения и экзаменов варьируется от 17 000 до 22 000 рублей. Сумма не маленькая, но эти расходы снижают риск возникновения конфликтов с ГАИ и страховыми. Стоит ли оно того — решайте сами.