Лямбда-зонд: маленький датчик, способный доставить немало проблем

Современный автомобиль самостоятельно рассчитывает, сколько топлива нужно двигателю, сколько воздуха и в каких пропорциях. В это ему помогает лямбда-зонд, также известный как кислородный датчик.
Иван Булыгин
Автор Авто Mail
Что это
Устройство
Виды
Чем грозит неисправность
Можно ли ездить
Причины и признаки неисправности
Что такое «обманка»
Диагностика
Главное
Что это
Устройство
Виды
Чем грозит неисправность
Можно ли ездить
Причины и признаки неисправности
Что такое «обманка»
Диагностика
Главное
Еще
Датчик кислорода или лямбда-зонд в автомобиле
Лямбда-зонд — это датчик, который измеряет количество кислорода в выхлопных газах ДВСИсточник: legion-media.ru

В статье разбираем, что такое лямбда-зонд, как он устроен, какие бывают виды, что делать при его неисправности и почему важно вовремя обращаться к специалистам. Это поможет лучше понять, как работает ваш автомобиль, и, возможно, подскажет, когда пора в автосервис.

Что такое лямбда-зонд 

Лямбда-зонд — это датчик, который измеряет количество кислорода в выхлопных газах ДВС. Его главная задача — помочь электронному блоку управления (ЭБУ) двигателя настроить правильное соотношение воздуха и топлива. Название «лямбда» происходит от греческой буквы λ.

Идеальное соотношение для бензинового мотора — 14,7 части воздуха на 1 часть топлива. Это соответствует λ=1, а научным языком называется стехиометрическая смесь. 

Лямбда-зонд следит за отклонениями от этого значения, чтобы двигатель работал эффективно и выбрасывал меньше вредных веществ. Если смесь отклоняется от нормы, ЭБУ это считывает через датчик и корректирует топливную карту. Без «кислородника» машина начинает потреблять лишнее топливо, теряет мощность.

Где находится лямбда-зонд

Катализатор автомобиля
В современных машинах один датчик вкручен в коллектор до катализатора, а второй — после Источник: legion-media / Konstantin Markov

Ищите его на выпускном коллекторе — участке трубы между двигателем и глушителем. Это место позволяет датчику анализировать газы сразу после камеры сгорания. У современных машин датчиков минимум два:

  • Первый (верхний) вкручен в коллектор до катализатора. Он главный по смесеобразованию.
  • Второй (нижний) стоит после катализатора. Он лишь проверяет, справляется ли очиститель с нейтрализацией ядовитых газов.

На инжекторных авто без катализатора установлен один кислородник, который находится в выпускном коллекторе. На карбюраторных моторах его, как правило, нет, кроме некоторых переходных моделей типа старого Nissan Bluebird с моновпрыском.

Устройство и принцип действия лямбда-зонда

Лямбда-зонд состоит из нагревателя и чувствительного элемента, чаще всего сделанного из диоксида циркония, покрытого платиновыми электродами. Когда выхлопные газы проходят мимо этого элемента, он меняет свои электрические параметры в зависимости от разницы в содержании кислорода. К кислороднику подведены провода, минимум три: сигнальный, заземление и питание для подогревателя.

Работает это по следующему алгоритму.

  1. Керамика нагревается выхлопами и внутренним обогревом до 300–400 °C, после чего пропускает ионы кислорода.
  2. Сравнивается кислород из атмосферы и из выпускного коллектора.
  3. Если кислорода в выхлопе мало (богатая смесь) — датчик выдает напряжение ~0.9 В или меняет сопротивление. Если кислорода много (бедная смесь) — напряжение падает до ~0.1 В или изменяется сопротивление относительно эталона.

ЭБУ считывает эти импульсы 1—2 раза в секунду и корректирует топливо, выводя показатели близко к стехиометрической смеси. Но не всегда — при прогреве ДВС показания лямбда-зонда не учитываются, и топливная смесь не корректируется.

Виды лямбда-зондов

Есть несколько типов датчиков, которые отличаются по конструкции и принципу работы. Какой именно стоит в машине, зависит от модели автомобиля, года выпуска и требований к экологии. Ниже — основные виды, которые встречаются чаще всего.

Циркониевый

Циркониевый лямбда-зонд
Самый распространенный лямбда-зонд — циркониевыйИсточник: Ozon.ru

Циркониевый лямбда-зонд — самый распространенный. Его можно встретить на большинстве автомобилей, особенно старше 5—10 лет.

Работает он на основе диоксида циркония. Этот материал становится проводником, когда нагревается и попадает в среду с разной концентрацией кислорода внутри и снаружи датчика.

Суть простая: с одной стороны — выхлопные газы, с другой — воздух снаружи. Разница в содержании кислорода создает напряжение. Это напряжение и передается в ЭБУ. Если кислорода слишком много или мало, ЭБУ понимает, что смесь неправильная, и корректирует подачу топлива.

Минус циркониевых датчиков — они не показывают точное количество кислорода. Они просто сигнализируют: много или мало. Такой тип называют пороговым.

Титановый

Титановый лямбда-зонд встречается реже. Принцип работы у него другой. Он не выдает напряжение, а меняет сопротивление в зависимости от уровня кислорода.

Внутри у него — диоксид титана. Когда в выхлопе меняется концентрация кислорода, сопротивление этого элемента меняется, и ЭБУ считывает эти изменения.

Плюс титановых датчиков — они не требуют внешнего воздуха для сравнения, как циркониевые. Это делает их устойчивее к загрязнениям и герметичнее.

Но есть и минусы: они дороже, чувствительнее к сбоям.

Широкополосный

Широкополосный (планарный) лямбда-зонд
Задача широкополосного лямбда-зонда дать точную цифру по соотношению воздуха и топлива Источник: Ozon.ru

Широкополосный (планарный) лямбда-зонд — это продвинутая версия. Его задача — не просто показать «богатая» или «бедная» смесь, а дать точную цифру по соотношению воздуха и топлива.

Он может отслеживать смесь в широком диапазоне — отсюда и название. Особенно актуален для современных двигателей с прямым впрыском и турбонаддувом, где нужна точная дозировка топлива при любых условиях.

У него сложнее устройство: внутри встроен измерительный элемент и электронный блок, который сразу пересчитывает данные и выдает цифровой сигнал.

Такие зонды дороже, но и точнее. На глаз отличить планарный лямбда-зонд от обычного сложно, но у него чаще всего больше проводов — обычно 5 или 6.

Чем грозит неисправность лямбда-зонда

Когда датчик кислорода врет или не отображает данные, ЭБУ переходит на усредненные параметры впрыска. Из-за этого увеличивается расход топлива, так как бензин сгорает не полностью, а значит, теряется часть энергии, которую мотор мог бы использовать. Либо ухудшается динамика автомобиля, машина хуже разгоняется, «тупит» при наборе скорости, потому что воздуха много, а топлива — мало.

Но гораздо более серьезная проблема — это превышение уровня вредных выбросов. Без точной регулировки состава смеси система нейтрализации отработанных газов не справляется с нагрузкой. Как результат — перегрев и усиленный износ катализатора, а в перспективе — его поломка. Катализатор на некоторых машинах стоит в десятки раз больше, чем сам лямбда-зонд. Также на приборной панели загорается индикатор «Check Engine».

Допустимо ли использование автомобиля с неисправным лямбда-зондом

Ездить с неисправным кислородником, с технической точки зрения, можно. Машина не встанет сразу и не остановится посреди дороги. Однако это временное решение, а не норма. Продолжительная эксплуатация без исправного датчика может привести к довольно затратному ремонту.

Датчик уровня топлива
При неисправном лямбда-зонде растет расход топлива Источник: Freepik

Сначала, как уже было сказано, возрастает расход топлива. Если ездить в таком режиме месяцами, это выливается в серьезные дополнительные траты. Кроме того, если лямбда-зонд неисправен, а катализатор уже удален, то будут проблемы с прохождением техосмотра.

Бензиновые турбомоторы намного чувствительнее к неисправности верхнего кислородника, чем атмосферники. Особенно если они с прямым впрыском топлива. Провалы и дергание при резком разгоне для турбомотора с неисправной лямбдой встречаются довольно часто, а нередко автовладельцы ошибочно принимают эти симптомы за неисправности катушки или свечи зажигания.

Причины и признаки неисправности лямбда-зонда

Неисправность датчика возникает из-за загрязнения, повреждения проводки, поломки подогревателя или износа чувствительного элемента. Вот основные признаки проблемы:

  • загорается лампа «Check Engine»;
  • двигатель потерял тягу, особенно на низких оборотах;
  • увеличился расход топлива, в среднем на 2—4 литра больше нормы;
  • двигатель работает нестабильно на холостом ходу, обороты плавают от 500 до 1500 об/мин;
  • появился запах бензина из выхлопа.

Частая причина неисправности лямбды — большой пробег мотора. Изношенные маслосъемные кольца и колпачки загрязняют датчик сажей. Еще может быть виновато плохое топливо — свинец и сера закоксовывают электроды. На последнем месте — неквалифицированное вмешательство — «колхозный» тюнинг, вызывающий перегрев всего выпуска, или неудачная попытка ремонта, закончившаяся механическим повреждением датчика, обрывом проводов.

Что такое «обманка» лямбда-зонда

«Обманка» лямбда-зонда
Задача «обманки» лямбда-зонда — имитировать нормальную работу исправного датчикаИсточник: Ozon.ru

«Обманка» — это устройство, которое подключается вместо второго (послекаталитического) лямбда-зонда. Его задача — имитировать нормальную работу исправного датчика, даже если фактически катализатор удален или зонд неисправен. Проще говоря, обманка «обманывает» ЭБУ, чтобы тот не выдавал ошибку.

Существует несколько видов обманок:

  • Механические. Простые, оттого и недорогие. Представляют собой втулку, которая ограничивает контакт выхлопных газов с датчиком. В коллектор выкручивается втулка, а в нее — кислородник.
  • Электронные. Они подключаются вместо штатного кислородника и эмулируют его работу — выдают на ЭБУ мотора усредненные значения.
  • Программные. Лямбда-зонд просто отключают в прошивке ЭБУ двигателя. Физически его можно как удалить, поставив заглушку в катализатор, так и оставить.

Обманки часто используют в тюнинге, когда удаляют катализатор для улучшения тяги. Однако это незаконно и опасно: скрывая проблему, «обманка» может ускорить поломку двигателя. Она также нарушает экологические нормы, что может привести к штрафам или отказу в прохождении техосмотра.

Диагностика лямбда-зонда

Определить, исправно ли работает лямбда-зонд, можно несколькими способами. Разбирать мотор для этого не надо, но потребуется прибор для измерения напряжения и, желательно, диагностический сканер. Диагностику можно провести как в автосервисе, так и самостоятельно — если есть опыт работы с электроникой.

Визуальная проверка

Проверь состояние корпуса лямбда-зонда и его проводки. На датчике не должно быть следов копоти, нагара или трещин. Корпус должен быть целым, без следов перегрева. Особое внимание стоит уделить разъему — он не должен быть окисленным или поврежденным.

Также проверьте, плотно ли лямбда-зонд вкручен в выхлопную трубу. Если есть следы прогара или потемнения — возможны утечки выхлопных газов.

Проверка мультиметром

Мультиметр
Проверить исправность лямбда-зонда можно с помощью мультиметра Источник: legion-media.ru

Если внешний вид в норме, переходим к измерениям. Для этого нужен обычный цифровой мультиметр.

Первым делом проверяется нагревательный элемент лямбда-зонда. У циркониевых датчиков сопротивление должно быть от 3 до 14 Ом (в зависимости от модели и температуры). Значение вне этих пределов говорит о неисправности.

Затем — проверка выходного сигнала. Для узкополосных датчиков напряжение должно «прыгать» от 0,1 до 0,9 В при изменении состава смеси. Если датчик выдает постоянно одно и то же значение — скорее всего, он не работает.

У широкополосных датчиков измерения сложнее — там оценивается ток, а не напряжение. Для такой проверки лучше использовать диагностическое оборудование.

Компьютерная диагностика

Самый точный способ — использовать сканер, подключенный к диагностическому разъему (OBD-II).

Сканер позволяет в режиме реального времени видеть, как работает лямбда-зонд: как часто меняется его сигнал, в каком диапазоне и при каких условиях.

Также можно сразу увидеть, есть ли ошибки по лямбда-зонду. Например, ошибка P0130 указывает на проблемы с напряжением датчика из-за перегорания нагревателя или обрыва проводов.

Срок службы лямбда-зонда

Лямбда-зонд обычно служит от 80 до 160 тыс. км., но это зависит от условий эксплуатации. Частые короткие поездки, плохое топливо или грязная выхлопная система сокращают его срок службы. Регулярная замена масла и чистка выхлопной системы могут продлить работу датчика. Проверять лямбда-зонд рекомендуется при каждом плановом техобслуживании или при замене других компонентов выхлопной системы.

Хотя по дорогам России ездит еще немало японских и европейских авто 2000-х годов выпуска с «родной» лямбдой, при этом пробеги у них составляют сотни тысяч километров.

Главное о лямбда-зонде

Лямбда-зонд — важный, но часто недооцененный элемент выхлопной системы. Он не виден снаружи и редко привлекает внимание, пока не выйдет из строя. Но его роль в работе двигателя и снижении вредных выбросов трудно переоценить. Ниже — краткий итог того, что нужно знать о лямбда-зонде:

  • это кислородный датчик, который измеряет содержание кислорода в выхлопных газах;
  • помогает поддерживать правильное соотношение топлива и воздуха — примерно 14,7:1 для бензинового двигателя;
  • устанавливается в выхлопной системе, обычно до и после катализатора;
  • бывает нескольких видов: циркониевый, титановый, широкополосный — каждый отличается принципом работы и точностью;
  • неисправность лямбда-зонда ухудшает работу двигателя, увеличивает расход топлива и выбросы;
  • автомобиль может ехать с нерабочим датчиком, но это влияет на экологичность и экономичность;
  • «обманка» может временно убрать ошибку, но нарушает точную работу двигателя.