Как прокачать сцепление: когда это необходимо и что нужно делать

Если в работе трансмиссии начинаются неполадки, чаще всего нужно прокачать сцепление. Расскажем, что для этого понадобится.
Авторы и эксперты
Василий Бахолдин
Автор Авто Mail
Игорь Серебряков
Директор департамента послепродажного обслуживания
Когда требуется прокачка
Что требуется
Как подготовиться
Как правильно прокачать
Советы эксперта
Главное
Когда требуется прокачка
Что требуется
Как подготовиться
Как правильно прокачать
Советы эксперта
Главное
Еще
Мужчина в ботинках нажимает ногой на педаль сцепления
Сбои в работе сцепления могут привести к проблемам на старте и при торможенииИсточник: Dzmitry Kliapitski / legion-media.ru

Работа сцепления основана на физических свойствах жидкостей, которые под давлением меняют свое состояние, передавая усилия от водителя к механизмам. Если в гидропривод попадает воздух, все меняется: жидкость теряет способность передавать нагрузку, возникают задержки и рывки при включении передачи. Тогда нужно вмешаться водителю и убрать воздух из системы. Объясним подробно, в каких случаях надо прокачать сцепление, что для этого понадобиться и как правильно все сделать.

Когда требуется прокачка сцепления: признаки завоздушивания системы

Обычно все дело в воздушных пробках, которые появились в гидравлической системе и не дают ей нормально работать. О проблеме со сцеплением говорят такие признаки:

  • педаль нажимается чересчур мягко, но передача не включается;
  • ход педали нормальный, но включение сопровождается вибрацией или задержкой;
  • педаль сцепления проваливается ближе к полу и медленно возвращается обратно;
  • новую жидкость не наливали, но ее уровень стал выше.

В каких случаях нужно прокачать гидропривод сцепления

Разберем самые распространенные ситуации, когда появляется необходимость прокачать сцепление.

1. В системе залита старая рабочая жидкость

Со временем первоначальные свойства жидкости меняются и она не может выполнять свои функции, это естественный процесс. Рекомендованный срок использования рабочей жидкости в гидравлике не более двух лет, а потом ее желательно поменять. Все показатели обычно указаны на емкости, не стоит игнорировать рекомендации.

2. Система сцепления или тормоза ремонтируется

Девушка-механик осматривает автомобиль
Прокачивать гидропривод нужно после ремонта системы сцепления и тормозов Источник: Freepik

Когда по какой-то причине менялись сальники, уплотнители или устранялась течь, система разгерметизировалась. В результате в нее попал воздух, от которого нужно обязательно избавиться.

3. Элементы систем сцепления или торможения изношены

Если детали гидравлической системы нуждаются в замене, сначала нужно провести необходимый ремонт и поменять узлы на новые. Только затем заливают рабочую жидкость и прокачивают систему. Иначе от причины завоздушивания не избавиться, и пробки будут появляться снова и снова.

Что требуется для прокачки сцепления

Чтобы грамотно произвести прокачку гидравлической системы, нужно подготовить:

  • тару для слива старой жидкости;
  • свежую жидкость, полностью соответствующая требованиям завода-изготовителя;
  • стандартный набор инструментов;
  • подходящий резиновый шланг нужного диаметра для подключения к спускному клапану;
  • помощника или приспособления для удержания педали тормоза (распорка).
  • средства защиты: перчатки, нарукавники, очки. 

Технические жидкости химически агрессивны и могут навредить при попадании на кожу.

Как подготовиться к прокачке сцепления 

Прежде чем приступать непосредственно к работе, нужно все тщательно подготовить.

Цилиндр сцепления
Прежде чем приступить к работе, важно долить жидкость до максимума и очистить колпачок на цилиндре Источник: Ozon.ru
  1. Долить жидкость почти до максимума.
  2. Очистить клапанный колпачок на цилиндре от грязи и пыли.
  3. Снять колпачок с рабочего цилиндра и присоединить сливной шланг.
  4. Конец шланга поместить в емкость со свежей рабочей жидкостью и погрузить его на 5—10 см. 
  5. Не доставать трубку из жидкости до конца процедуры.

Как правильно прокачать цилиндр сцепления 

Подготовили пошаговую инструкцию, которая поможет восстановить работоспособность системы.

  1. На первом этапе нужно повысить давление. Для этого выжимают педаль сцепления до упора несколько раз и фиксируют в нижнем положении. Вот тут понадобиться напарник, либо педаль нужно зафиксировать распоркой.
  2. После накачки, пока педаль нажата, нужно отвернуть штуцер цилиндра. Рабочая жидкость пойдет в емкость, а вместе с ней из системы начнет выдавливаться воздух. О его количестве можно судить по пузырькам, появляющимся на поверхности.
  3. Когда педаль проваливается, штуцер закрывают. Отпускать педаль нельзя, иначе воздух снова окажется в цилиндре.
  4. Повторить процедуру несколько раз, пока воздух полностью не уйдет из системы.
  5. Закрутить штуцер, убедиться в его герметичности и снять шланг.

Для проверки работоспособности системы педаль выжимают до упора и замеряют ход толкателя поршня. В норме это обычно 2,7—2,8 мм, но лучше изучить руководство по эксплуатации авто.

Советы эксперта

Об опасностях неправильной прокачки сцепления рассказал Игорь Серебряков, директор департамента по послепродажному обслуживанию ГК «АвтоСпецЦентр»:

«Нарушение правил при выполнении прокачки может обернуться серьезными последствиями: от потери хода педали до полной блокировки привода. Основной риск заключается в завоздушивании системы. Если при открытом штуцере уровень жидкости в бачке резко упадет ниже критической отметки, воздух проникнет в главный цилиндр, и стандартная процедура уже не поможет. В этом случае потребуется полная продувка и замена всей тормозной жидкости

Механик в сервисе поднимает автомобиль на подъемнике
В некоторых конструкциях подобраться к штуцерам можно только на подъемникеИсточник: legion-media.ru

Другая проблема в том, что в некоторых конструкциях штуцеры прокачки спрятаны в труднодоступных местах, и подобраться к ним можно только на подъемнике. Особенно это актуально для автомобилей с поперечным расположением силового агрегата, где рабочий цилиндр установлен в верхней части коробки передач

В случае если водитель сталкивается с проблемой “проваленной” педали, залипанием сцепления после длительного простоя или нестабильной работы гидропривода, не стоит пытаться устранить это самостоятельно. Такие симптомы могут говорить не только о наличии воздуха, но и о скрытых утечках, разрушении уплотнительных манжет или начале выхода из строя главного цилиндра. Обращение в дилерский центр в таких случаях — решение рациональное. Здесь проведут комплексную проверку герметичности системы, выявят малейшие утечки, заменят изношенные детали и проведут прокачку с использованием специализированного оборудования, исключающего вероятность повторного завоздушивания», — посоветовал Игорь Серебряков.

Главное о том, как прокачать сцепление

Напомним основные моменты, которые нужно запомнить о процессе прокачки сцепления:

  • иногда в гидравлическую систему попадает воздух и от него нужно срочно избавиться, тогда и нужно прокачать сцепление;
  • о проблеме предупредят определенные признаки, которые сложно не заметить;
  • обычно процедуру проводят после ремонта системы, замены важных узлов или из-за старой тормозной жидкости;
  • прокачивать сцепление следует осторожно и по определенному алгоритму. Иначе в систему может снова попасть воздух;
  • прокачать сцепление можно и своими силами, но для этого необходимы определенные навыки и понимание устройства автомобиля;
  • если уверенности у водителя нет, то лучше доверить это профессионалам.