Как проверить генератор: пошаговое руководство

Пока генератор работает как надо, о нем никто не вспоминает. Но стоит ему дать сбой — машина может попросту заглохнуть. Чтобы не оказаться в такой ситуации, полезно заранее знать, как проверить генератор и не пропустить тревожные сигналы.
Авторы и эксперты
Ирина Бокова
Автор Авто Mail
Андрей Коромыслов
Технический специалист
Неисправности
Как проверить
Что делать, если генератор неисправен
Советы эксперта
Главное
Неисправности
Как проверить
Что делать, если генератор неисправен
Советы эксперта
Главное
Еще
Генератор автомобиля
Генератор играет в автомобиле очень важную роль, но, как и любой другой узел, может выйти из строяИсточник: Freepik

В этой статье расскажем, как проверить генератор, что значат нестабильное напряжение, визг ремня или запах гари. Разберемся, когда можно обойтись ремонтом, а когда проще заменить весь узел. 

Распространенные неисправности генератора автомобиля

Генератор заряжает аккумулятор и питает электрооборудование машины. Если он выходит из строя, первым страдает АКБ — она перестает заряжаться, и со временем автомобиль просто не заводится. Все поломки генератора можно условно разделить на два типа — механические и электрические.

Механические неисправности

К ним относятся:

Ремень привода
Ослабление натяжения, износ или проскальзывание приводного ремня может привести к поломке генератора Источник: Freepik
  • Износ подшипников. Генератор начинает шуметь, может появиться вибрация. При сильном износе его попросту заклинит.
  • Проблемы с ремнем. Ослабление натяжения, износ или проскальзывание приводного ремня снижает обороты генератора — напряжение падает.
  • Повреждение шкива. Изношенный или деформированный шкив мешает нормальной передаче крутящего момента от двигателя.
  • Разболтанный или поврежденный корпус. Появляется люфт, посторонние звуки. Генератор может сместиться и начать цеплять соседние детали.
  • Проблемы с вентилятором. Изогнутые или сломанные лопасти ухудшают охлаждение. Генератор перегревается, особенно при нагрузке.

Электрические неисправности

К этим проблемам можно отнести:

  • Износ щеток. Они теряют контакт с кольцами ротора. Генератор работает нестабильно или не выдает ток совсем.
  • Повреждение контактных колец. Износ или обгорание кольца нарушают контакт с щетками.
  • Неисправность регулятора напряжения. Напряжение на выходе скачет, может быть слишком низким или опасно высоким.
  • Пробой или обрыв обмотки. Из-за обрыва или короткого замыкания в обмотках генератор перестает вырабатывать ток.
  • Сбой в диодном мосте. Диоды преобразуют переменный ток в постоянный, и если они сгорают — это приводит к нарушению работы цепи и выходу из строя электрооборудования автомобиля.

Как проверить генератор на машине без снятия

Проверить генератор можно и без его демонтажа — базовая диагностика занимает всего несколько минут и помогает определить, справляется ли он с нагрузкой. Понадобится только мультиметр. Вот пошаговая инструкция:

Мужчина измеряет мультиметром напряжение аккумулятора
Проверить генератор без снятия можно с помощью мультиметра Источник: Freepik

1. Измерьте напряжение на аккумуляторе при заглушенном двигателе. Подключите мультиметр к клеммам аккумулятора. Нормальное значение — 12,5—12,7 В. Если напряжение ниже 12 В, аккумулятор, скорее всего, разряжен. Это еще не говорит о проблемах с генератором, но уже повод проверить его.

2. Проверьте напряжение после запуска двигателя. Запустите двигатель и снова измерьте напряжение. Оно должно подняться до 13,5—14,5 В. Если этого не происходит, генератор не заряжает аккумулятор. И наоборот — напряжение выше 14,8 В указывает на неисправность регулятора напряжения.

3. Проверьте генератор под нагрузкой. Включите ближний свет, печку, обогрев стекла — любые потребители энергии. Напряжение не должно падать ниже 13 В. Если оно резко снижается, возможно, генератор не справляется с нагрузкой или в цепи есть плохие контакты.

4. Посмотрите, как меняется напряжение при увеличении оборотов. Повысите обороты двигателя до 2000—3000 об/мин. Напряжение может немного вырасти, но не должно превышать 15 В. Если напряжение скачет или растет слишком сильно, проблема может быть в регуляторе или обмотках генератора.

5. Осмотрите приводной ремень. На заглушенном двигателе проверьте натяжение и состояние ремня, который приводит генератор в движение. Он не должен быть ослаблен, изношен или проскальзывать — это напрямую влияет на работу генератора.

6. Обратите внимание на шум при работе. Визг, скрежет, шелест и другие необычные звуки из района генератора — повод для отдельной проверки. Даже если напряжение в норме, такие звуки могут указывать на проблемы с подшипниками или ротором.

Как проверить снятый генератор

Автомобильный генератор
Мультиметр и простейшие тесты помогут проверить работу снятого генератораИсточник: Freepik

Если генератор уже снят с автомобиля, его диагностику можно провести с помощью мультиметра и простейших тестов. Это поможет определить, в порядке ли основные компоненты устройства — статор, ротор, диодный мост и щетки.

Проверка обмотки возбуждения (ротора)

Это можно сделать следующим образом:

  • Для проверки сопротивление между кольцами подключите щупы мультиметра к контактным кольцам ротора. Нормальное сопротивление — в диапазоне 2–6 Ом. Если значение существенно выше или мультиметр показывает обрыв, обмотка повреждена.
  • Для проверки пробоя на массу один щуп подключите на корпус ротора, другой — поочередно к кольцам. Сопротивление должно быть бесконечным. Если есть проводимость — обмотка пробита на массу.

Проверка обмоток статора

Для проверки обмотки нужно:

  • Узнать межвитковое сопротивление. Измеряют сопротивление между выводами обмоток статора. Оно должно быть равномерным на всех фазах, обычно от 0,2 до 0,5 Ом. Существенная разница указывает на повреждение обмотки.
  • Посмотреть наличие пробоя на корпусе. Один щуп подключается к выводу обмотки, другой — к корпусу генератора. Сопротивление должно быть бесконечным. Если есть проводимость — есть и пробой.

Проверка диодного моста

Вот как это сделать:

  • Тестирование диодов. Переведите мультиметр в режим проверки диодов. Прямое подключение щупов (плюс к аноду, минус к катоду) должно показывать напряжение около 0,5–0,7 В. Обратное подключение — обрыв. Если ток идет в обоих направлениях или не идет вовсе — диод неисправен.
  • Проверка «паразитного тока». При неисправном диоде генератор может разряжать аккумулятор в покое. Проверить это можно амперметром. Замерьте силу тока, которую он потребляет при выключенном зажигании.

Проверка регулятора напряжения и щеток

Вот что нужно сделать:

  • Проверить состояние щеток. Щетки не должны быть изношены (должны быть более 5 мм) и свободно двигаться в направляющих. Их износ — частая причина нестабильной зарядки.
  • Провести тест регулятора напряжения. Для полноценной проверки подключите генератор к внешнему источнику напряжения и лампе, которая имитирует нагрузку. При достижении номинального напряжения (обычно 14—14,5 В) регулятор должен ограничить подачу тока на обмотку возбуждения. Для этого часто используют стенд или лабораторный блок питания.

Что делать, если генератор неисправен

Мастер ремонтирует генератор автомобиля
В автосервисе могут восстановить неисправный генератор Источник: Freepik

После проверки генератора важно правильно определить характер неисправности. Тогда принимаем решение — ремонтировать устройство или заменить. Это зависит от состояния узла и экономической целесообразности.

Ремонт генератора

Часто генератор можно восстановить. В автосервисе меняют изношенные щетки, подшипники, диодный мост, регулятор напряжения или переделывают обмотки. Стоимость ремонта ниже цены нового агрегата, но возможна только при отсутствии серьезных повреждений корпуса или якоря.

Замена генератора

Если устройство сильно изношено, повреждено механически или обмотки обгорели — ремонт теряет смысл. В этом случае устанавливают новый или восстановленный генератор. При замене нужно учитывать:

  • совместимость с конкретной моделью автомобиля;
  • параметры тока и напряжения;
  • производителя и гарантию.

Временные меры при поломке в дороге

Если генератор вышел из строя в пути, надо снизить нагрузку на аккумулятор:

  • отключите фары, кондиционер и другие электроприборы;
  • не глушите двигатель.

В таком щадящем режиме добраться до ближайшего автосервиса.

Мужчина заглядывает под капот заглохшего автомобиля
Работа двигателя с вышедшим из строя генератором может привести к полной разрядке аккумулятора Источник: Freepik

Работа двигателя с вышедшим из строя генератором быстро разряжает аккумулятор. При полной разрядке автомобиль просто заглохнет.

Советы эксперта

На наши вопросы отвечает Андрей Коромыслов, технический специалист KRAUF автозапчасти:

Какие первые признаки указывают, что генератор работает нестабильно, хотя еще не вышел из строя полностью?

«Контрольная лампа зарядки АКБ на приборной панели (значок “аккумулятор”) должна гаснуть сразу после запуска двигателя, если этого не происходит или  значок аккумулятора светится “вполнакала”, это верный признак, что напряжение в бортсети упало и требуется проверка работы генератора.

Появляются сообщения на приборной панели или экране бортового компьютера о низком напряжении, при подключении диагностического сканера считываются ошибки по низкому напряжению в сети или неисправности генератора. 

Пульсации напряжения в бортсети проявляются в виде увеличения яркости освещения при наборе оборотов двигателя. Впрочем, современные системы контроля стабилизируют напряжение для предотвращения выхода из строя электронных блоков.

Палец нажимает на кнопку старта
Важно обратить внимание на посторонний шум, который появляется при работающем двигателе Источник: Freepik

Посторонний шум при работающем двигателе — писк, шелест и вой в генераторе создают неисправные подшипники. Также посторонний шум может издавать неисправная обгонная муфта, встроенная в шкив генератора.

Все вышеперечисленные признаки могут быть вызваны не только неисправностью генератора, но и проблемами с электропроводкой, выходом из строя других компонентов, а также износом или недостаточным натяжением приводного ремня».

Как часто нужно проверять генератор, чтобы избежать проблем?

«Как правило, новый генератор способен без проблем работать до пробега в 150-200 тыс. км., но нелишним будет каждый раз, заглядывая под капот, убеждаться в целостности приводного ремня — на нем не должно быть поперечных трещин. Также следует при каждом ТО проводить проверку привода генератора, АКБ и системы зарядки в соответствии с интервалом обслуживания, который составляет, чаще всего, один год и 10-15 тыс. км. пробега».

Насколько целесообразна установка восстановленного генератора вместо нового?

«Проблема восстановленных агрегатов (это касается не только генераторов) — неизвестное качество комплектующих, которые использовались при восстановлении. Поэтому, приобретая кое-как отреставрированную деталь “с рук” или в гаражной мастерской, можно получить в красиво очищенном и покрашенном корпусе “кота в мешке” с неизвестными характеристиками, работоспособностью и ресурсом. 

На рынке есть большое количество генераторов известных брендов, восстановленных в заводских условиях, но их стоимость превышает в полтора-два раза предложения по новым аналогам-заменителям».

Главное о том, как проверить генератор

Быстро оценить состояние генератора можно как прямо на машине, так и после снятия устройства. Вот краткий список основных шагов, которые помогут выявить неисправность и понять, нуждается ли генератор в ремонте или замене:

  • измерьте напряжение на аккумуляторе при заглушенном двигателе и после его запуска;
  • включите электроприборы и посмотрите, как генератор справляется с нагрузкой;
  • осмотрите приводной ремень — он не должен быть ослаблен, изношен или проскальзывать.
  • прислушайтесь к шумам — скрежет и визг могут говорить о механических неисправностях;
  • измерьте сопротивление между кольцами ротора, проверьте, нет ли пробоя на массу;
  • измерьте межвитковое сопротивление обмоток статора — убедитесь, что нет пробоя на корпус;
  • проверьте диоды — ток должен проходить только в одном направлении;
  • убедитесь, что генератор не потребляет ток при выключенном зажигании;
  • оцените состояние щеток;
  • мелкие неисправности часто можно устранить заменой отдельных компонентов — щеток, диодов, регулятора;
  • при серьезных повреждениях генератор лучше заменить целиком;
  • в случае поломки в дороге отключите все лишнее и постарайтесь доехать до сервиса, не выключая двигатель.