Готтлиб Даймлер: биография великого изобретателя

Рассказываем о Готтлибе Даймлере, его личной жизни, достижениях и вкладе в развитие машиностроения
7 КАРТОЧЕК
  1. 1.
    Основная информация о Готтлибе Даймлере
  2. 2.
    Фото Готтлиба Даймлера
  3. 3.
    Детство и образование Готтлиба Даймлера
  4. 4.
    Карьера Готтлиба Даймлера
  5. 5.
    Как Готтлиб Даймлер основал собственную компанию
  1. 6.
    Личная жизнь Готтлиба Даймлера
  2. 7.
    Наследие Готтлиба Даймлера в современном автопроме
Развернуть
Анна Горностаева
Автор Авто Mail

Готтлиб Даймлер — одно из имен, с которых начиналась история мирового автомобилестроения. Талантливый инженер, автор идеи использовать бензин в качестве топлива для ДВС, создатель первого четырехколесного автомобиля… перечисление его заслуг займет не одну страницу.

Основная информация о Готтлибе Даймлере

Для начала дадим краткую биографическую справку:

Полное имяГоттлиб Вильгельм Даймлер (Gottlieb Wilhelm Daimler)
Годы жизни17 марта 1834 г. – 6 марта 1900 г.
ГражданствоКоролевство Вюртемберг
НациональностьНемец

Фото Готтлиба Даймлера

Портрет Готтлиба Даймлера
Портрет Готтлиба Даймлера, сделанный около 1878 годаИсточник: Mercedes-Benz

Детство и образование Готтлиба Даймлера

В школе юный Готтлиб помимо обычных уроков серьезно увлекся рисованием и делал большие успехи.

Отец Готтлиба был потомственным пекарем, но мальчик не стал продолжать семейную традицию. В 14 лет он пошел в подмастерья к соседу-оружейнику, чтобы учиться ремонтировать и собирать ружья и пистолеты. Через четыре года, закончив обучение, юный Даймлер поступил в Королевскую политехническую школу в Штутгарте (ныне Технический университет).

Карьера Готтлиба Даймлера

После окончания университета Даймлер поработал в нескольких машиностроительных компаниях Эльзаса и Вюртемберга, побывал в Париже, полтора года прожил в Англии. Готтлиб в совершенстве владел французским и английским языками. В 1862 году 28-летний инженер вернулся домой, в Вюртемберг, и начал работать на механической фабрике в Ройтлингене.

В 1863 году состоялась одна из самых важных встреч в биографии Даймлера: он познакомился с Вильгельмом Майбахом. Несмотря на десятилетнюю разницу в возрасте (Майбаху было всего 19 лет), они моментально нашли общий язык и стали друзьями и деловыми партнерами на всю жизнь. В дальнейшем друзья всюду были вместе: сначала как коллеги, потом как совладельцы бизнеса.

В 1872 году Даймлер и Майбах начали работу на заводе по производству двигателей внутреннего сгорания: Готтлиб стал техническим директором, Вильгельм — главным конструктором. Возглавлял предприятие знаменитый немецкий конструктор Николаус Отто. К тому времени он уже изобрел четырехтактный двигатель, вытеснивший раннюю и менее технически совершенную модель Этьена Ленуара. Друзья проработали на Отто около 10 лет, но ушли из-за разногласий. Настало время собственных изобретений.

Как Готтлиб Даймлер основал собственную компанию

Главным инженерным вопросом того времени был выбор топлива: жидкое или газовоздушная смесь. Даймлер и Майбах решили, что их двигатель будет работать на продуктах переработки нефти. Смазочное масло оказалось слишком густым, керосин недостаточно легко воспламенялся, а бензин подходил идеально. Промышленность уже умела его получать, но в малых количествах: спрос на бензин был невелик, он продавался только в аптеках, как пятновыводитель.

Четырехтактный двигатель «Дедушкины часы» от Даймлера и Майбаха
Четырехтактный двигатель Даймлера и Майбаха, известный как «Дедушкины часы»Источник: Mercedes-Benz

В 1885 году партнеры представили свой первый двигатель. Конструкционно он напоминал двигатель Отто, но имел несколько существенных отличий. Даймлер и Майбах разработали карбюратор: ключевой узел современного ДВС, в котором происходит смесь топлива с воздухом. Первый демонстрационный образец Готтлиб назвал «дедушкиными часами», потому что он больше всего напоминал часы-ходики. Для испытания двигатель установили на деревянной колесной конструкции, и 10 ноября 1885 года сын Даймлера проехал на ней несколько километров. Эту дату считают днем рождения мотоцикла.

Вильгельм Майбах на первом мотоцикле
Вильгельм Майбах на Reitwagen, первом мотоцикле с двигателем Даймлера и Майбаха, 1885 годИсточник: Mercedes-Benz

Примерно в то же время свой первый самодвижущийся экипаж представил Карл Бенц, но он не смог решить важный вопрос: как добиться, чтобы передние колеса поворачивались одновременно. Даймлер смог найти решение этой инженерной задачки и создал четырехколесный самодвижущийся экипаж. Поэтому некоторые эксперты именно его считают отцом современного автомобилестроения.

Количество заказов росло, партнеры построили новую фабрику и начали продавать лицензии на производство моторов по их технологии. В 1890 году была основана компания Daimler-Motoren-Gesellschaft. В том же году ее преобразовали в акционерное общество.

Двигатели DMG использовались в наземных повозках, лодках и даже для управления дирижаблями. Именно поэтому на эмблеме компании появилась (и есть до сих пор) трехлучевая звезда: символ единства трех стихий — воды, воздуха и земли.

Daimler-Motoren-Gesellschaft, около 1908 г
Компания Daimler-Motoren-Gesellschaft примерно в 1908 годуИсточник: Mercedes-Benz

Главной проблемой молодой компании с самого начала был недостаток капитала: перспективные разработки и расширение производства требовали всё новых вложений. Даймлер и Майбах были талантливыми инженерами, но мало что понимали в финансах: привлекая новых инвесторов, они постепенно утратили контроль над компанией. Из-за разногласий с акционерами, Майбах был вынужден покинуть свое детище в 1891 году, а еще через пару лет вытеснили и Даймлера.

Четырехцилиндровый двигатель Daimler «Phoenix»
Четырехцилиндровый двигатель Даймлера «Феникс»Источник: Mercedes-Benz

Незадолго до ухода Даймлер представил новую разработку: четырехцилиндровый мотор «Феникс» мощностью 24 л.с. И тут случился поворот в духе Голливуда: английский предприниматель и промышленник Фредерик Симмс согласился выкупить лицензию на производства «Феникса» за 350 000 немецких марок (и тем спасти Daimler-Motoren-Gesellschaft от финансового краха), но с условием, чтобы Даймлер вернулся к руководству компанией.

Портрет Готтлиба Даймлера
В конце XIX века Готтлиб Даймлер вновь стал руководителем DMGИсточник: Mercedes-Benz

В конце ХIХ века Готтлиб Даймлер снова возглавил DMG и вернул к работе старого друга Майбаха. Компания вернула себе лидерство в европейском автопроме, но Даймлер был уже немолод и страдал от болезни сердца. 6 марта 1900 года он внезапно скончался от инфаркта, прямо на рабочем месте.

Личная жизнь Готтлиба Даймлера

Первой супругой Готтлиба стала Эмма Кунц, дочь аптекаря из соседнего городка. Пара поженилась в 1867 году. У них было пятеро (по некоторым источникам шестеро) детей: насчет двух мальчиков историки уверены, а вот количество дочерей под вопросом. Эмма Даймлер ушла из жизни в 1889 году, когда ее муж находился на пике славы.

Готтлиб Даймлер с семьей и собакой Белло, около 1885 года
Готтлиб Даймлер с семьей около 1885 года. Слева направо: Готтлиб Даймлер, его невестка Мари Курц, его старший сын Пауль, его второй сын Адольф, тесть Даймлера Фридрих Курц, младший сын Вильгельм, его первая жена Эмма, старшая дочь Эмма и, наконец, вторая дочь Марта. На переднем плане — собака БеллоИсточник: Mercedes-Benz

Опечаленный смертью жены и измученный корпоративными склоками, Готтлиб перенес свой первый инфаркт в 1892 году. Врачи настояли на длительном отдыхе и отправили пациента в Италию, на курорт. Там он познакомился с молодой вдовой Линой Хартман (Готтлибу было 59 лет, Лине — 37) и женился повторно. За 7 лет супружеской жизни Даймлер успел стать отцом еще двоих детей.

Наследие Готтлиба Даймлера в современном автопроме

Трехлучевая звезда Мерседес, зарегистрированная 24 июня 1909 года
Трехконечная звезда, зарегистрированная 24 июня 1909 года компанией Daimler-Motoren-Gesellschaft в качестве товарного знака в Германском императорском патентном ведомствеИсточник: Mercedes-Benz

Первый мотоцикл, первый грузовик, первый карбюратор: Готтлиб Даймлер останется в истории автомобильной промышленности как один из самых плодовитых изобретателей и инноваторов. Главная память о нем — трехлучевая звезда на логотипе компании. Как тот самый феникс, давший название последней крупной разработке Готтлиба, компания пережила множество изменений, слияний и поглощений, но до сих пор продолжает выпускать автомобили.