Готтлиб Даймлер — одно из имен, с которых начиналась история мирового автомобилестроения. Талантливый инженер, автор идеи использовать бензин в качестве топлива для ДВС, создатель первого четырехколесного автомобиля… перечисление его заслуг займет не одну страницу.
Основная информация о Готтлибе Даймлере
Для начала дадим краткую биографическую справку:
Полное имя | Готтлиб Вильгельм Даймлер (Gottlieb Wilhelm Daimler) |
Годы жизни | 17 марта 1834 г. – 6 марта 1900 г. |
Гражданство | Королевство Вюртемберг |
Национальность | Немец |
Фото Готтлиба Даймлера

Детство и образование Готтлиба Даймлера
В школе юный Готтлиб помимо обычных уроков серьезно увлекся рисованием и делал большие успехи.
Отец Готтлиба был потомственным пекарем, но мальчик не стал продолжать семейную традицию. В 14 лет он пошел в подмастерья к соседу-оружейнику, чтобы учиться ремонтировать и собирать ружья и пистолеты. Через четыре года, закончив обучение, юный Даймлер поступил в Королевскую политехническую школу в Штутгарте (ныне Технический университет).
Карьера Готтлиба Даймлера
После окончания университета Даймлер поработал в нескольких машиностроительных компаниях Эльзаса и Вюртемберга, побывал в Париже, полтора года прожил в Англии. Готтлиб в совершенстве владел французским и английским языками. В 1862 году 28-летний инженер вернулся домой, в Вюртемберг, и начал работать на механической фабрике в Ройтлингене.
В 1863 году состоялась одна из самых важных встреч в биографии Даймлера: он познакомился с Вильгельмом Майбахом. Несмотря на десятилетнюю разницу в возрасте (Майбаху было всего 19 лет), они моментально нашли общий язык и стали друзьями и деловыми партнерами на всю жизнь. В дальнейшем друзья всюду были вместе: сначала как коллеги, потом как совладельцы бизнеса.
В 1872 году Даймлер и Майбах начали работу на заводе по производству двигателей внутреннего сгорания: Готтлиб стал техническим директором, Вильгельм — главным конструктором. Возглавлял предприятие знаменитый немецкий конструктор Николаус Отто. К тому времени он уже изобрел четырехтактный двигатель, вытеснивший раннюю и менее технически совершенную модель Этьена Ленуара. Друзья проработали на Отто около 10 лет, но ушли из-за разногласий. Настало время собственных изобретений.
Как Готтлиб Даймлер основал собственную компанию
Главным инженерным вопросом того времени был выбор топлива: жидкое или газовоздушная смесь. Даймлер и Майбах решили, что их двигатель будет работать на продуктах переработки нефти. Смазочное масло оказалось слишком густым, керосин недостаточно легко воспламенялся, а бензин подходил идеально. Промышленность уже умела его получать, но в малых количествах: спрос на бензин был невелик, он продавался только в аптеках, как пятновыводитель.

В 1885 году партнеры представили свой первый двигатель. Конструкционно он напоминал двигатель Отто, но имел несколько существенных отличий. Даймлер и Майбах разработали карбюратор: ключевой узел современного ДВС, в котором происходит смесь топлива с воздухом. Первый демонстрационный образец Готтлиб назвал «дедушкиными часами», потому что он больше всего напоминал часы-ходики. Для испытания двигатель установили на деревянной колесной конструкции, и 10 ноября 1885 года сын Даймлера проехал на ней несколько километров. Эту дату считают днем рождения мотоцикла.

Примерно в то же время свой первый самодвижущийся экипаж представил Карл Бенц, но он не смог решить важный вопрос: как добиться, чтобы передние колеса поворачивались одновременно. Даймлер смог найти решение этой инженерной задачки и создал четырехколесный самодвижущийся экипаж. Поэтому некоторые эксперты именно его считают отцом современного автомобилестроения.
Количество заказов росло, партнеры построили новую фабрику и начали продавать лицензии на производство моторов по их технологии. В 1890 году была основана компания Daimler-Motoren-Gesellschaft. В том же году ее преобразовали в акционерное общество.
Двигатели DMG использовались в наземных повозках, лодках и даже для управления дирижаблями. Именно поэтому на эмблеме компании появилась (и есть до сих пор) трехлучевая звезда: символ единства трех стихий — воды, воздуха и земли.

Главной проблемой молодой компании с самого начала был недостаток капитала: перспективные разработки и расширение производства требовали всё новых вложений. Даймлер и Майбах были талантливыми инженерами, но мало что понимали в финансах: привлекая новых инвесторов, они постепенно утратили контроль над компанией. Из-за разногласий с акционерами, Майбах был вынужден покинуть свое детище в 1891 году, а еще через пару лет вытеснили и Даймлера.

Незадолго до ухода Даймлер представил новую разработку: четырехцилиндровый мотор «Феникс» мощностью 24 л.с. И тут случился поворот в духе Голливуда: английский предприниматель и промышленник Фредерик Симмс согласился выкупить лицензию на производства «Феникса» за 350 000 немецких марок (и тем спасти Daimler-Motoren-Gesellschaft от финансового краха), но с условием, чтобы Даймлер вернулся к руководству компанией.

В конце ХIХ века Готтлиб Даймлер снова возглавил DMG и вернул к работе старого друга Майбаха. Компания вернула себе лидерство в европейском автопроме, но Даймлер был уже немолод и страдал от болезни сердца. 6 марта 1900 года он внезапно скончался от инфаркта, прямо на рабочем месте.
Личная жизнь Готтлиба Даймлера
Первой супругой Готтлиба стала Эмма Кунц, дочь аптекаря из соседнего городка. Пара поженилась в 1867 году. У них было пятеро (по некоторым источникам шестеро) детей: насчет двух мальчиков историки уверены, а вот количество дочерей под вопросом. Эмма Даймлер ушла из жизни в 1889 году, когда ее муж находился на пике славы.

Опечаленный смертью жены и измученный корпоративными склоками, Готтлиб перенес свой первый инфаркт в 1892 году. Врачи настояли на длительном отдыхе и отправили пациента в Италию, на курорт. Там он познакомился с молодой вдовой Линой Хартман (Готтлибу было 59 лет, Лине — 37) и женился повторно. За 7 лет супружеской жизни Даймлер успел стать отцом еще двоих детей.
Наследие Готтлиба Даймлера в современном автопроме

Первый мотоцикл, первый грузовик, первый карбюратор: Готтлиб Даймлер останется в истории автомобильной промышленности как один из самых плодовитых изобретателей и инноваторов. Главная память о нем — трехлучевая звезда на логотипе компании. Как тот самый феникс, давший название последней крупной разработке Готтлиба, компания пережила множество изменений, слияний и поглощений, но до сих пор продолжает выпускать автомобили.