Замена тормозных дисков: когда менять и почему это нельзя откладывать

Обслуживание автомобильных тормозов включает в себя гораздо больше, чем регулярную замену колодок. Например, замена тормозных дисков — одна из тех процедур, которую автовладельцы часто откладывают «на потом». А зря. От состояния дисков зависит, успеет ли ваша машина вовремя остановиться, и насколько быстро будут стираться колодки.
Иван Булыгин
Автор Авто Mail
Причины и признаки поломки
Как часто нужно менять
Что понадобится
Как заменить
Что будет, если вовремя не заменить
Главное
Причины и признаки поломки
Как часто нужно менять
Что понадобится
Как заменить
Что будет, если вовремя не заменить
Главное
Еще
Руки в перчатках держат тормозной диск
Тормозные диски нуждаются в регулярном обслуживании и заменеИсточник: legion-media.ru

В статье разбираем, когда нужна замена тормозных дисков, как распознать износ и выбрать детали. А еще — что происходит, если не следить за состоянием тормозов, и как правильно подготовиться к замене.

Причины и признаки поломки тормозных дисков

Когда вы нажимаете на педаль тормоза, колодки прижимаются к дискам, автомобиль замедляется. При этом тормозные диски постоянно испытывают экстремальные нагрузки: нагреваются до 500°C и постепенно стираются колодками. Со временем это приводит к деформации и трещинам. Вот главные сигналы, которые указывают на сильную изношенность дисков:

  • Если при нажатии на педаль чувствуются пульсации или вибрации в руле или подвеске, причина в деформации тормозного диска. Такое часто бывает после перегрева тормозов. Например, если резко притормозить, нагреть диск, а затем проехать по луже. Диск может повести — он становится волнообразным и уже не прижимается равномерно колодками.
  • Скрип, скрежет или гул могут указывать на износ дисков или колодок. Скрип бывает следствием загрязнения тормозных элементов или износа колодок. А вот скрежет с гулом — симптомы гораздо серьезнее. Они возникают, когда колодки полностью стерты и металл трется о металл — тогда диск быстро выходит из строя и требует срочной замены.
  • Когда тормозной диск сильно изношен, эффективность торможения падает. Машина останавливается не так быстро, как раньше. А когда диски изношены по-разному, при торможении машину уводит в сторону.
  • Глубокие борозды или выемки — это признак того, что колодки стерлись до металла, попутно стерев диск, или в механизм попала грязь, пыль, песок. Или при предыдущей замене сильно сэкономили на колодках, купив недорогие «дубли» с очень твердыми фрикционными накладками.

Каждый из этих признаков — повод обратиться к специалисту и провести диагностику тормозной системы. Чем раньше будет выявлена проблема, тем проще и дешевле ее устранить.

Как часто нужно менять тормозные диски

Частота замены тормозных дисков зависит от стиля вождения, условий эксплуатации и типа автомобиля. В среднем передние диски меняют каждые 60–80 тыс. км, а задние — каждые 80–100 тыс. км. Но эти цифры могут меняться.

Водитель за рулем автомобиля
Агрессивное вождение или частые поездки по городу ускоряют износ тормозных дисков Источник: Freepik

Например, агрессивное вождение или частые поездки по городу ускоряют износ. На ресурс дисков влияет даже класс автомобиля: внедорожники «съедают» их быстрее легковушек.

Передние

Передние тормозные диски берут на себя до 70% всей нагрузки при торможении. Поэтому изнашиваются быстрее. Ориентировочный ресурс передних тормозных дисков — от 60 тыс. до 80 тыс. км. Но на практике многое зависит от условий:

  • в городском режиме, с частыми торможениями, диски изнашиваются быстрее — срок может сократиться до 30 тыс. км.;
  • на трассе или при спокойной езде по шоссе они могут прослужить и 80 тыс. км.;
  • у тяжелых машин, внедорожников и кроссоверов износ идет еще быстрее.

Также износ ускоряют:

Новые и старые тормозные диски и колодки
Если на диске видны глубокие борозды, трещины или синева от перегрева — необходима заменаИсточник: legion-media.ru

Признаки износа передних дисков часто заметны сильнее, чем задних. Например, появляется биение в руле при торможении. Это повод как минимум провести диагностику. А проверять диски рекомендуется при каждой замене колодок — примерно через 15–30 тыс. км. Если на диске видны глубокие борозды, трещины или синева от перегрева — необходима замена.

Задние

Задние тормозные диски работают не так активно, и нагрузка на них ниже. Но это не значит, что они вечные. Средний ресурс — 80 — 100 тыс. км. Иногда они служат даже дольше, но все равно за дисками нужно следить.

У некоторых автомобилей задние тормоза используются как стояночные. Если регулярно забывать про ручник или когда механизм подклинивает, диски, как и колодки, будут изнашиваться быстрее.

Проверку состояния задних дисков также проводят при замене колодок. Но если при торможении появляется вибрация задней оси, шум или скрежет — их нужно обязательно проверить.

Что понадобится для замены тормозных дисков

Замена тормозных дисков — это несложная операция для опытного мастера, но даже она требует подготовки. Невозможно поменять диск, не имея нужных инструментов.

Список, что нужно подготовить перед началом работ:

Тормозные диски
Менять тормозные диски рекомендуется парамиИсточник: legion-media / Zoonar
  • новые тормозные диски — строго парами (оба передних или оба задних);
  • тормозные колодки — у старых уже не идеальная геометрия;
  • смазка для направляющих суппорта — предотвращает их заклинивание и коррозию;
  • домкрат и опоры-подставки под кузов, которые страхуют от падения машины;
  • баллонный ключ или гайковерт, а если установлены болты-секретки, то головка для них;
  • набор головок, короткий удлинитель и трещотка для откручивания креплений тормозного суппорта и скобы;
  • щетка по металлу и обезжириватель, чтобы очистить ступицу от грязи, ржавчины и пыли;
  • струбцина или специальный инструмент для вдавливания поршня суппорта;
  • медная смазка для обработки тыльной стороны колодок, чтобы предотвратить скрипы и заедания.

При замене тормозных дисков необходимо использовать защитные средства. Частицы тормозных колодок вредны при вдыхании, а случайная капля тормозной жидкости может испортить кожу. А еще нужно подготовить ветошь или салфетки для протирки грязных деталей и рук.

Как заменить передние и задние тормозные диски

Замена тормозных дисков требует навыков. Если сомневаетесь — доверьтесь специалисту. Средняя цена в Москве от 1000 рублей за пару. Для тех, кто решился сделать сам, пошаговая инструкция.

1. Подготовьте автомобиль

Найдите ровную и твердую поверхность, желательно без уклонов. Под колеса поставьте противооткатные упоры. Далее включите ручной тормоз, а автомобиль поставьте на передачу (если механика) или в режим парковки (если автомат).

Затем поднимите одну сторону домкратом, а под автомобиль обязательно поставьте опоры — так безопаснее. Только после этого можно снимать колесо.

2. Снимите колесо

Снятие колеса автомобиля
Чтобы открыть доступ к тормозной системе, необходимо снять колесо Источник: Freepik

Гайки крепления колеса сначала ослабляют, но не полностью. После поднятия автомобиля их полностью выкручивают и убирают в сторону. Колесо снимают. Теперь открыт доступ к тормозной системе.

3. Снимите тормозной суппорт

Суппорт — это элемент, который прижимает тормозные колодки к диску. Он крепится к ступице двумя болтами. Эти болты откручивают, а суппорт снимают и аккуратно подвешивают, например, на проволоке или пластиковом хомуте к пружине подвески. Важно, чтобы он не висел на тормозном шланге — это может повредить его.

4. Снимите тормозной диск

Когда суппорт снят, тормозной диск уже ничего не удерживает. Но он может прикипеть к ступице. Если диск не отходит, найдите два отверстия с резьбой, расположенные ближе к центру — очистите их и вкрутите подходящие болты. При закручивании они упрутся в ступицу и станут выдавливать диск наружу.

5. Очистите ступицу

Ее обязательно нужно очистить от грязи и ржавчины. Используйте металлическую щетку и очиститель. Поверхность должна быть ровной и чистой — от этого зависит посадка нового диска.

6. Установите новый тормозной диск

Механик в перчатках устанавливает новый тормозной диск
Важно, чтобы тормозной диск сел ровно и без перекосов Источник: Freepik

Новый диск нужно распаковать, осмотреть и обезжирить. Нужна чистая тряпка и обезжириватель. После этого диск устанавливают на ступицу. Важно, чтобы он сел ровно и без перекосов. Если на поверхности ступицы остались неровности, диск будет бить при торможении.

7. Установите новые колодки и верните суппорт на место

Перед установкой суппорта нужно очистить и заново смазать направляющие. Затем вернуть поршень в исходное положение — если этого не сделать, суппорт не налезет на диск. Суппорт с новыми колодками надевается на диск и прикручивается на место. Болты затягиваются с усилием, указанным в инструкции к машине.

8. Установите колесо

Колесо ставится обратно на ступицу. Гайки закручиваются от руки крест-накрест, чтобы диск сел равномерно. После этого автомобиль аккуратно опускается, колесные гайки повторно протягивают. Аналогичную процедуру нужно провести со всеми колесами.

Что будет, если вовремя не заменить тормозные диски

Изношенные тормозные колодки в руках механика автосервиса
Если диски сильно изношены или имеют борозды, то колодки будут изнашиваться гораздо быстрее, чем должныИсточник: legion-media.ru

Изношенные диски ухудшают работу тормозной системы и угрожают безопасности вождения. Основные проблемы, которые могут возникнуть:

  • Увеличение тормозного пути. Изношенный диск теряет ровную и гладкую поверхность. Колодки хуже контактируют с металлом, снижается трение.
  • Перегрев тормозной системы. Старые или деформированные диски сильнее нагреваются и плохо отводят тепло. Колодки перегреваются, могут начать «плавиться», а тормозная педаль — «проваливаться».
  • Износ тормозных колодок. Если диски сильно изношены или имеют борозды, то колодки будут изнашиваться неравномерно и гораздо быстрее, чем должны.
  • Повышенный износ крестовины рулевого вала и подшипников. Деформированные передние диски создают вибрации, которые передаются на руль и ступичный подшипник.

Эти проблемы могут привести к опасным ситуациям на дороге. Поэтому важно регулярно проверять диски и менять их при первых признаках износа.

Главное о замене тормозных дисков

Замена тормозных дисков — не та процедура, на которой стоит экономить или откладывать ее. Запомните пять правил:

  • Меняйте диски парами на одной оси, иначе колодки будут изнашиваться неравномерно, а машину — уводить в сторону при торможении.
  • Проверяйте тормозные диски каждые 15–30 тыс. км. — так можно вовремя заметить износ, деформацию или другие дефекты.
  • Скрип, вибрации, увеличение тормозного пути — все это сигналы к проверке тормозной системы.
  • При замене тормозных дисков лучше сразу менять и колодки — так обеспечивается равномерный износ и надежное торможение.
  • Передние диски изнашиваются быстрее, задние — медленнее, потому что распределение тормозных усилий смещено к передней оси.