Не работает вентилятор охлаждения: основные причины и способы решения

Если не включается вентилятор охлаждения — это может привести к перегреву двигателя и дорогостоящему ремонту. Ехать в такой ситуации можно, разве что, по трассе, где встречный поток воздуха охлаждает мотор.
Ирина Бокова
Автор Авто Mail
Что это
При какой температуре должен включаться
Как проверить
Как найти причину
Главное
Что это
При какой температуре должен включаться
Как проверить
Как найти причину
Главное
Еще
Мужчина осматривает дымящийся двигатель
Сбой в работе вентилятора охлаждения может привести к перегреву двигателя Источник: Freepik

В этой статье разберем, как устроена система охлаждения, по каким признакам определить неисправность вентилятора, какие детали проверить в первую очередь, и когда пора ехать в сервис.

Что такое и для чего нужен вентилятор охлаждения

Это часть системы охлаждения автомобиля, которая помогает поддерживать оптимальную температуру двигателя. Его задача — усиливать поток воздуха через радиатор, особенно в ситуациях, когда встречного потока недостаточно. Например, на холостом ходу, в пробке или при медленной езде. В такие моменты двигатель продолжает нагреваться, а воздух не обдувает радиатор с нужной интенсивностью — именно тогда в дело вступает вентилятор.

Устройство системы охлаждения двигателя
Устройство системы охлаждения двигателяИсточник: Авто Mail

Вентиляторы бывают двух типов: механические и электрические:

  • Механический вентилятор работает от коленвала через ремень. Он включен постоянно и вращается вместе с двигателем. Чаще всего оснащается вискомуфтой — она регулирует скорость вращения в зависимости от температуры. Такой тип встречается в основном на старых моделях авто или на внедорожниках.
  • Электрический вентилятор работает иначе. Он включается автоматически, когда охлаждающая жидкость достигает заданной температуры. Обычно около 95–105 °C. Управляется либо простым термодатчиком, либо блоком управления двигателя. Электровентилятор более эффективен — он включается только при необходимости и не зависит от оборотов мотора.

Не работающий вентилятор приведет к перегреву двигателя. А это уже серьезный риск. Перегрев грозит деформацией головки блока, пробоем прокладки или заклиниванием мотора. Поэтому важно следить, чтобы вентилятор срабатывал вовремя и без сбоев.

При какой температуре должен включаться вентилятор охлаждения

Вентилятор охлаждения включается не сразу после запуска мотора, а только при достижении определенной температуры. Это часть штатной работы системы охлаждения. Пока двигатель холодный, он быстрее выходит на рабочую температуру. Когда он прогревается, задача вентилятора — не дать мотору перегреться в ситуациях, когда естественного обдува радиатора недостаточно. Это особенно важно в пробках, при стоянке с заведенным двигателем или просто движении на малой скорости.

Конкретная температура включения вентилятора зависит от типа двигателя, конструкции системы охлаждения и настроек термостата и датчиков:

  • в большинстве инжекторных автомобилей вентилятор включается при температуре охлаждающей жидкости около 95–105 °C;
  • на карбюраторных машинах — чаще около 90–95 °C;
  • в некоторых авто с двухскоростным вентилятором бывают два уровня срабатывания. Например, на 96 °C включается первая скорость, а на 102–105 °C — вторая, более мощная.
Датчики температуры и уровня бензина
Отключается вентилятор обычно при снижении температуры до 85–95 °CИсточник: Freepik

Отключается вентилятор обычно при снижении температуры до 85–95 °C, чтобы не перегружать электросистему лишней работой.

Включение вентилятора контролирует датчик температуры или электронный блок управления двигателем (ЭБУ), если датчик передает данные в цифровом виде. В случае с ЭБУ алгоритм бывает более гибким. Блок может учитывать не только температуру охлаждающей жидкости, но и скорость автомобиля, работу кондиционера, климат-контроля и другие параметры.

Если температура охлаждающей жидкости поднимается выше 105 °C, а вентилятор по-прежнему не включается, это уже отклонение от нормы. Тогда нужно искать причину — от перегоревшего предохранителя или неисправного реле до проблем с датчиком или мотором вентилятора.

Температура, при которой включается вентилятор, всегда должна быть согласована с рабочей температурой двигателя. Например, если в автомобиле установлен термостат на 92 °C, вентилятор обычно должен включаться примерно на 95–100 °C. Если параметры работы не согласованы, двигатель будет часто перегреваться. Или наоборот — вентилятор будет излишне трудиться даже при низких температурах. Такое возможно,  например, после замены термостата или датчика на неподходящий.

Как проверить вентилятор охлаждения на инжекторе

Вентилятор охлаждения
Один из способов проверить вентилятор охлаждения — запустить двигатель и подождать прогреваИсточник: legion-media.ru / Natalia Kokhanova

Если вентилятор охлаждения не включается на инжекторе, есть несколько способов проверить, в чем дело. Вот пошаговая инструкция:

  • Осмотрите вентилятор и провода. Убедитесь, что лопасти вентилятора не задевают кожух и крутятся свободно. Проверьте провода на обрыв, оплавления, ржавчину в разъемах — особенно у самого вентилятора и датчика температуры.
  • Проверьте предохранитель и реле. Откройте блок предохранителей. Найдите нужный по схеме и убедитесь, что он цел. Затем проверьте реле вентилятора — если есть подозрение, можно временно поменять местами с таким же реле в блоке, но отвечающим за другую функцию.
  • Посмотрите, включается ли вентилятор при нагреве. Запустите двигатель и ждите, пока температура не поднимется до 95–105 °C — это рабочий порог включения вентилятора. Если стрелка на приборке подходит к красной зоне, а вентилятор молчит — ищем дальше.
  • Подайте питание напрямую от аккумулятора. Отключите разъем вентилятора и подайте 12В от аккумулятора — через провода с крокодилами или напрямую, соблюдая полярность. Если крутится — сам мотор вентилятора цел. Если нет — он неисправен.
  • Проверить датчик температуры. Датчик обычно стоит в головке блока или рядом с термостатом. Его можно проверить мультиметром — сопротивление должно меняться при нагреве. Если этого не происходит, он может быть причиной проблемы.
  • Подключить сканер OBD-II. Диагностический сканер покажет, видит ли блок управления перегрев и подает ли команду на включение вентилятора. Заодно можно проверить, нет ли ошибок, связанных с системой охлаждения.

Как найти причину, почему вентилятор охлаждения не включается

Если вентилятор не включается, причина может быть в нем самом или в управляющих элементах. Среди них — датчик температуры, электропитание, реле или блок управления. Вот варианты поэтапной диагностики:

Механик использует в работе мультиметр
Проверить датчик температуры можно с помощью мультиметра Источник: Freepik

Проверить датчик температуры

В большинстве автомобилей включением вентилятора управляет датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Когда двигатель прогревается до заданной температуры, датчик подает сигнал блоку управления или напрямую реле вентилятора. Если датчик неисправен, вентилятор не включится. Чтобы проверить ДТОЖ, нужно сделать следущее.

  1. Найдите датчик — обычно он расположен на патрубке охлаждающей жидкости или на термостате.
  2. Снимите с него разъем и измерьте сопротивление мультиметром.
  3. Сравните показания с табличными значениями для разных температур — они есть в мануале к авто или онлайн.

Если сопротивление не соответствует норме — датчик нужно заменить.

Проверить питание на вентиляторе

Вентилятор питается от бортовой сети. Если до него не доходит напряжение, он просто не сможет работать. Ниже шаги проверки.

  1. Подключите мультиметр к контактам вентилятора.
  2. Включите зажигание и прогрейте двигатель.
  3. При достижении температуры срабатывания на клеммах вентилятора должно появиться около 12 В.

Если напряжения нет, проблема может быть в проводке, реле, предохранителе, датчике или блоке управления.

Подать напряжение напрямую на вентилятор

Это простой способ проверить, работает ли сам вентилятор. Для этого снимите разъем с вентилятора и подайте на его контакты 12В напрямую от аккумулятора, соблюдая полярность.

Мотор вентилятора охлаждения
Причиной сбоя работы вентилятора может стать поломка мотора устройства Источник: Ozon.ru

Если мотор вентилятора не крутится — он вышел из строя и требует замены. Если крутится, ищите проблему в управляющей цепи — датчик, реле, ЭБУ.

Проверить реле и предохранитель

В большинстве авто питание на вентилятор подается через реле и защищено предохранителем. Вот как проверить эти элементы.

  1. Найдите в блоке предохранителей нужные элементы (обычно обозначены значком вентилятора или надписью FAN).
  2. Осмотрите предохранитель и замените, если он перегорел.
  3. Реле можно временно заменить на аналогичное рабочее. Если вентилятор заработает, значит, проблема была в реле.

Проверить блок управления двигателем

Если все остальное работает, но вентилятор все равно не включается, возможна неисправность в блоке управления двигателем (ЭБУ). В современных автомобилях именно ЭБУ принимает сигнал от датчика температуры, и включает вентилятор через реле. Для этого подключите диагностический сканер и проверьте, видит ли ЭБУ температуру двигателя и подает ли команду на включение вентилятора.

Как проверить вентилятор охлаждения на карбюраторе

На карбюраторных двигателях вентилятор охлаждения обычно включается не через ЭБУ, а напрямую через термодатчик, установленный в радиаторе. При достижении заданной температуры датчик замыкает цепь, и вентилятор начинает работать. Если этого не происходит, проверить систему можно поэтапно.

  • Начните с предохранителя и реле. Первым делом стоит осмотреть предохранитель, отвечающий за вентилятор. Даже если он выглядит целым, лучше прозвонить его мультиметром. Также нужно проверить реле вентилятора — при включении зажигания обычно слышен щелчок, свидетельствующий о его работе. Если щелчка нет, реле может быть неисправно.
  • Проверьте питание. Далее убедитесь, что напряжение подается на сам вентилятор. Для этого на его разъеме мультиметром измеряют напряжение при включенном зажигании. Нормальное значение — около 12В. Если напряжения нет, возможно, проблема в проводке или в управляющем сигнале с датчика.
  • Подайте напряжение на вентилятор прямо. Чтобы исключить неисправность самого мотора вентилятора, можно напрямую подать на него питание от аккумулятора. Для этого достаточно подсоединить два провода: «+» на один контакт, «–» — на другой. Если вентилятор запустился, он рабочий. Если нет — скорее всего, вышел из строя и нуждается в замене;
  • Проверьте датчик включения вентилятора. Датчик чаще всего располагается в нижней части радиатора. Для проверки можно снять с него клеммы и замкнуть их между собой. Если при этом вентилятор включится — датчик неисправен. Если нет — проблема может быть в реле или в проводке.

Главное о том, почему не включается вентилятор охлаждения

Электровентилятор охлаждения
Вентилятор охлаждения может быть механическим или электрическимИсточник: Ozon.ru

Если вентилятор охлаждения не включается, причина может крыться как в механических поломках, так и в сбоях электроники. Ниже — краткий перечень основных моментов, которые стоит учитывать при диагностике и ремонте:

  • вентилятор охлаждения защищает двигатель от перегрева, особенно при низкой скорости движения и на холостом ходу;
  • он может быть механическим с ременным приводом или электрическим — включаться по сигналу с датчиков;
  • электровентилятор срабатывает при температуре около 95–105 °C и отключается при снижении до 85–95 °C;
  • распространенные причины неисправности: сгоревший мотор вентилятора, вышедший из строя температурный датчик, перегоревшие предохранители, неисправное реле или сбои в работе ЭБУ;
  • проверку лучше начинать с простого — целостности проводки, состояния предохранителей и питания вентилятора;
  • на автомобилях с инжекторным двигателем вентилятором управляет ЭБУ, на карбюраторных — термодатчик в радиаторе;
  • прямое подключение вентилятора к аккумулятору помогает определить, исправен ли его мотор;
  • затягивать с ремонтом нельзя — перегрев двигателя приведет к деформации головки блока цилиндров и другим дорогостоящим повреждениям.