Стук в подвеске: что может стучать и что с этим делать

В процессе эксплуатации автомобиля могут возникать самые разные неполадки. Расскажем, какие из них способны вызвать стук в подвеске
Авторы и эксперты
Василий Бахолдин
Автор Авто Mail
Юрий Иванов
Руководитель технического отдела
Типы стука
Что может стучать
Как определить, что стучит
Что делать
Профилактика
Советы эксперта
Главное
Типы стука
Что может стучать
Как определить, что стучит
Что делать
Профилактика
Советы эксперта
Главное
Еще
Механик осматривает подвеску в автосервисе
Чаще всего неприятный стук при движении автомобиля становится причиной обращения в сервисИсточник: Freepik

Чаще всего именно появление неприятного стука при движении автомобиля становятся причиной обращения водителей в сервис. В статье объясним, каким бывает стук в подвески, расскажем о самых частых причинах его появления и посоветуем меры профилактики поломок подвески.

Типы стука в подвеске

Прежде всего следует разобраться, какие именно необычные звуки может издавать автомобильная подвеска.

Глухой стук

Звук похож на тихие удары молоточком по подушке или ткани. Чаще всего проявляется при пересечении ям, ухабов и неровностей. Причинами могут служить: 

  • износ сайлентблоков подвески;
  • повреждения опорного подшипника стойки амортизатора;
  • разрушение резиновых вставок в креплениях стабилизатора поперечной устойчивости.

Металлический звонкий стук

Мужчина изучает амортизатор автомобиля
Причиной появления металлического звука могут стать деформированные или неправильно закрепленные амортизаторыИсточник: legion-media.ru

Четкий звук, словно металл резко ударяется о металл. Проявляется обычно на разбитых дорогах или при быстром прохождении ям. Причинами могут стать:

  • поврежденные или разболтавшиеся шаровые опоры; 
  • свободный люфт в соединениях стоек стабилизатора;
  • деформированные или неправильно закрепленные амортизаторы;
  • ослабевшие болтовые соединения в разных частях подвески.

Переменный глухой или легкий скрип

Нерегулярный звук, проявляющийся в зависимости от состояния дороги. Чаще всего его вызывают: 

  • камни или песок, застревающие в механизмах подвески;
  • частичная выработка подвижных сочленений подвески;
  • слабо затянутые болты крепления пружин или амортизаторов.

Постоянный ритмичный стук

Громкость звука возрастает при наборе скорости. Виновниками могут стать неисправный ШРУС, повреждение или износ опорного подшипника амортизатора, а также люфт в рулевых тягах и рейке.

Резкий одиночный стук

Однократный громкий стук, появляющийся преимущественно при трогании или резком торможении. Может быть связан с проблемами с рычагами подвески, износом опор двигателя, поломкой стабилизатора поперечной устойчивости.

Хруст или скрип

Водитель поворачивает руль
Хруст или скрип чаще всего появляются при вращении руля Источник: Unsplash

Подобными звуками чаще всего сопровождается вращение руля, но иногда он бывает и при прямолинейном движении. Типичные причины:

  • значительный износ рулевых наконечников;
  • сухие или разрушенные сайлентблоки;
  • выход из строя шаровых опор или шарнирных соединений.

Что может стучать в передней или задней подвеске

Разберем более подробно, неисправности каких элементов подвески могут привести к появлению скрипов и стуков. Помог разобраться в этом вопросе Юрий Иванов — руководитель технического отдела дистрибьютора запчастей «Велпартс»:

«Прежде всего нужно определить:

  • характер звука — глухой или металлический, треск, скрип, скрежет;
  • приблизительное место появления — спереди или сзади;
  • когда он возникает — при наезде на препятствие, в движении или при повороте.

Затем в первую очередь обратить внимание непосредственно на те детали, с которыми подобные звуки чаще всего связаны».

Шаровые опоры

Именно они становятся частой причин появления звуков из передних колес при движении. Как правило, поводом для поломки становится поврежденный пыльник, который нужно регулярно осматривать.

«Из-за износа или загрязнения резинометаллических втулок шаровая теряет упругость, создавая ощутимый люфт. Такое состояние опасно и требует немедленного ремонта, ведь колесо может просто отвалиться во время движения. Проверка: вывесить машину и покачать колесо вверх-вниз, чтобы убедиться в отсутствии люфта», — рассказал автоэксперт.

Сайлентблоки

Когда резинометаллическая вставка трескается или разрушается, появляются сильные вибрации, щелчки или звонкие металлические стуки при нагрузке на подвеску. Проверить на люфт и стук можно пошевелив рычагами.

Стойка амортизатора

Амортизатор подвески автомобиля
Водитель может услышать глухой удар при движении автомобиля, если амортизаторы изношены Источник: Freepik

Если амортизаторы изношены, во время проезда неровностей водитель может услышать глухой удар либо ощущать продолжительные раскачивания кузова.

Диагностика: проверить сам амортизатор на предмет подтеков, его верхнее и нижнее крепление.

Стойки стабилизатора

Один из самых распространенных виновников стука в подвеске. Для проверки нужно вывернуть колесо, взяться за стабилизатор и попросить кого-нибудь покачать машину. При этом звуков и люфта в исправном стабилизаторе быть не должно.

Рулевая система

«Тяги и рулевые наконечники — важная часть передней подвески. Неисправность этих узлов вызывает сильный стук и вибрации. Особенно это заметно при повороте руля на месте или на малой скорости. Если подобное имеет место, нужно провести диагностику, поскольку игнорирование симптомов приведет к дорогостоящему ремонту», — поделился Юрий Иванов.

ШРУС

При его износе вы услышите характерное потрескивание при поворотах и разгоне. Для диагностики нужно осмотреть пыльники, которые должны быть чистыми и без разрывов, и попытаться провернуть вывешенное колесо, когда руль находится в крайнем положении.

Тормозная система

Механик осматривает тормозную систему автомобиля
Если при торможении посторонние звуки исчезают, необходимо проверить тормозную систему Источник: Freepik

Проверить это направление нужно в том случае, если при торможении посторонние звуки исчезают. Тогда виновника стука в подвеске следует искать среди тормозных дисков, суппортов и колодок.

Подушки двигателя

Когда разрушается опора двигателя, возникающий при движении звук очень похож на стук в подвеске. Увидеть разницу сможет любой опытный механик при внешнем осмотре поднятого автомобиля.

Глушитель и катализатор

Основной причиной стуков становятся изношенные прокладки, открученные гайки или ослабленные крепления. Частично порванные резиновые подвесы глушителя тоже приводят к стуку, когда выхлопная труба начинает касаться кузова при движении по неровностям. Проверить можно простым визуальным осмотром.

Как определить, что стучит в подвеске

Найти причину неприятных звуков можно постараться своими силами. Для этого есть несколько действенных и популярных среди водителей методов:

  • Метод статический. В этом случае машину ставят на ровном месте на ручном тормозе, а коробку переводят в нейтральный режим. Затем нужно крепко взяться за кузов в том месте, где крепится амортизатор и покачать машину вниз и вверх. Если стук будет слышен при движении вверх, то чаще всего виноват амортизатор. Если вниз — стоит посмотреть пружины и сайлентблоки. Стоит также покрутить руль — стук укажет на проблемы в рулевой рейке или наконечниках тяг.
  • Метод динамический. Для него нужно разогнать машину до 30–40 км/ч и проехать неровность. При этом важно прислушаться к месту появления стуков. Если он идет спереди именно во время наезда, то виноваты шаровые опоры или рычаги. При металлическом лязге нужно осмотреть стойку стабилизатора и опоры амортизатора. При дребезге и скрипе сзади — проверить втулки стабилизатора и сайлентблоки задних рычагов.

Что делать, если появился стук в подвеске

Неисправности в разных узлах автомобиля могут появиться в любой момент. Предлагаем доступный всем алгоритм действий, который поможет решить проблему с непонятными звуками.

1. Определить источник стука

В первую очередь необходимо понять, откуда именно идет стук. Как мы уже рассказали, неприятные звуки могут появиться по массе причин. Поэтому водителю нужно точно определить, стучит подвеска при поворотах, во время торможения или при наезде на препятствие.

2. Осмотреть подвеску

Если водитель обладает определенными знаниями об устройстве автомобиля, можно осмотреть подвеску, чтобы приблизиться к пониманию причины стуку. На амортизаторах на поломку укажут потеки масла, на пружинах можно обнаружить трещины, а на пыльниках и резинках — разрывы.

3. Найти причину проблемы

Можно попробовать указанные выше методики и после визуального осмотра самостоятельно выявить причину стука в подвеске. Но самый верный способ: обратиться в сервисный центр, где есть специальный вибростенд, который создает вибрацию с различной частотой и позволяет эффективно найти все неисправности.

4. Отремонтировать 

Механик в автосервисе поднимает автомобиль на подъемнике
Отремонтировать подвеску можно как самостоятельно, так и обратившись в сервис Источник: legion-media.ru

Когда источник стука найден, останется только поменять деталь. Некоторые автомобилисты в состоянии сделать это самостоятельно. Если за помощью обратились в сервис, то специалисты сделают все необходимые работы для решения проблемы.

Профилактика стука в подвеске

Несколько простых рекомендаций помогут продлить срок службы подвески автомобиля.

  • Регулярная проверка. Специалисты советуют осматривать подвеску каждые 10–15 тыс. км. пробега, чтобы вовремя выявить потенциальные дефекты.
  • Своевременная замена резиновых элементов. Особое внимание нужно уделять состоянию резиновых уплотнений и прокладок, особенно если автомобиль эксплуатируется в условиях резких колебаний температуры окружающей среды.
  • Избегайте перегрузок и неаккуратной езды. Повышенные нагрузки на подвеску и резкое воздействие ударов негативно влияют на узлы подвески, поэтому не стоит игнорировать рекомендации по грузоподъемности или проезжать ямы на высокой скорости.
  • Чистота подвески. Желательно регулярно смывать грязь, скопившуюся на подвеске после поездок по расплывшимся грунтовкам или глубоким лужам, чтобы предотвратить преждевременный износ деталей.
  • Уход за пыльниками. Они защищают ключевые узлы от попадания грязи. При появлении трещины или разрывов элемент нужно как можно быстрее заменить.
  • Осмотр сайлентблоков. Замена сайлент-блоков должна проводиться по достижении определенного пробега или при выявлении дефектов.
  • Контроль состояния шарниров стабилизатора. Обращайте особое внимание на любые подозрительные стуки и скрипы в подвеске, так как это может указывать на проблему с шарнирами стабилизатора или другими важными компонентами.

Советы эксперта

«Ездить с поврежденной подвеской очень опасно, ведь многие ее элементы отвечают за управляемость автомобилем на дороге. Когда-нибудь повышенный люфт в шаровых, неисправность в рулевой системе или заклинивший ШРУС могут спровоцировать ДТП с пострадавшими.

Механик осматривает подвеску
Чем раньше водитель обратится в автосервис, тем проще и дешевле окажется ремонтИсточник: Freepik

Чтобы защититься от серьезных проблем, рекомендую проверять подвеску регулярно, ведь это продлит срок службы многих деталей. Стук в подвеске — это не просто шум, а сигнал о поломке. Чем раньше водитель обратится в автосервис, тем проще и дешевле окажется ремонт», — посоветовал Юрий Иванов.

Главное о том, почему бывает стук в подвеске 

Напомним основные моменты, которые нужно запомнить про решение такой проблемы.

  • Появление скрипов, щелчков или стуков при из-под днища автомобиля говорят о возникновении неисправности в подвеске.
  • Причиной появления непонятных звуков могут быть самые разные узлы: чаще всего это стойки стабилизатора, амортизаторы и шаровые опоры, реже — ШРУСы, рулевые тяги и наконечники, а иногда — тормоза или выхлопная труба.
  • Найти причину самостоятельно по силам только опытным автомобилистам, так как вероятных источников стука слишком много. Лучше сразу обратиться в сервис, где диагностику сделают профессионалы при помощи оборудования.
  • Чтобы продлить срок эксплуатации подвески, нужно придерживаться правил по профилактике поломок.
  • Игнорировать стук в подвеске нельзя — многие детали отвечают за управляемость авто и могут стать причиной ДТП. Если звуки появились, нужно как можно быстрее решить проблему.