История жизни и карьеры Ферруччо Ламборгини — доказательство того, что случайная фраза может иногда полностью изменить жизнь человека и привести его к совершенно новым высотам.
Основная информация о Ферруччо Ламборгини
Начнем с краткой биографической справки:
Полное имя | Ферруччо Ламборгини (Ferruccio Lamborghini) |
Годы жизни | 28 апреля 1916 г. — 20 февраля 1993 г. |
Гражданство | Италия |
Национальность | Итальянец |
Фото Ферруччо Ламборгини

Детство и образование Ферруччо Ламборгини
Известный итальянский промышленник и инженер родился в деревеньке Ренаццо на севере Италии. В отличие от многих титанов автомобильной промышленности прошлого века, он не был сыном механика: его отец был фермером. Судя по всему, зажиточным: заметив интерес сына к машинам и механизмам, отец подарил ему маленькую мастерскую, где парнишка мог вволю экспериментировать с железками. Эксперименты чуть не закончились трагически: Ферруччо устроил в мастерской пожар и чуть не спалил отцовскую ферму.
Чтобы направить энергию сына в безопасное русло, родители послали его учиться в Istituto Fratelli Taddia: технический вуз в пригороде Болоньи. В те годы он не помышлял о роскошных автомобилях: в институте Ламборгини изучал конструирование сельскохозяйственной техники.
Чем Ферруччо Ламборгини занимался во время войны
Когда Италия вступила во Вторую мировую войну, Ламборгини был призван в военно-воздушные силы в качестве механика. После падения Муссолини страна попыталась выйти из войны на стороне нацистов, и подразделение Ферруччо оказалось в немецком плену. Парень оказался полезен и здесь: занимался мелким и крупным ремонтом автомобилей и настолько в этом преуспел, что через год снова оказался в плену, на этот раз у англичан. По обвинению в коллаборационизме он провел несколько лет в лагере для военнопленных и вернулся домой лишь в 1947 году.
Карьера Ферруччо Ламборгини
На родине Ламборгини использовал накопленный опыт по назначению: открыл ремонтную мастерскую, где переделывал военные машины в сельскохозяйственную технику. Параллельно пробовал свои силы в автогонках: в 1948 году на собственноручно доработанном Fiat Topolino поучаствовал в знаменитой Mille Miglia. Машина разбилась, не доехав до финиша — пилот, к счастью, уцелел.

Гоночная карьера Ламборгини не задалась, зато тракторный бизнес шел прекрасно. В 1948 году он основал собственную машиностроительную компанию под гордым названием Lamborghini Trattori, и уже через год выпустил первый трактор собственной разработки — Lamborghini Carioca.
Рыночные условия складывались благоприятно для молодого предпринимателя. В 1952 году итальянское правительство приняло закон Фанфани, программу льготного кредитования фермеров для покупки отечественной техники, и спрос на его продукцию немедленно взлетел. Ламборгини не переставал выпускать на рынок новые модели тракторов, построил новый завод. В 1960 году бизнесмен основал новое предприятие, Lamborghini Bruciatori: производитель промышленных холодильников. Деловая смекалка его снова не подвела: индустриальное охлаждающее оборудование нашло широкое применение в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.
Как Ламборгини начал выпускать суперкары
Фиаско на Mille Miglia не излечило Ферруччо от страсти к быстрой езде. Как один из самых состоятельных людей Италии, он мог себе позволить тратить значительные средства на роскошные спортивные автомобили. Перепробовав все отечественные и лучшие зарубежные бренды, включая Maserati, Alfa Romeo Jaguar и Mercedes, Ламборгини стал заядлым коллекционером моделей Ferrari. Однако отечественный суперкар его не полностью удовлетворял: машины Ferrari, быстрые и жесткие, с минимальной отделкой салона, были построены для скорости, а не для комфорта. Были претензии и по технической части.

В какой-то момент Ламборгини высказал свои замечания лично Энцо Феррари, основателю бренда. Феррари, известный своим склочным характером, пробурчал в ответ что-то вроде: «делаешь свои трактора, вот и делай, а в легковые автомобили не лезь». По легенде именно эта фраза побудила Ферруччо создать собственный суперкар, способный превзойти Ferrari.
К созданию премиального автомобиля Ламборгини подошел со всем бизнес-опытом, накопленным за предыдущие годы. Практически сразу же был разработан эффектный логотип с атакующим быком, а все названия моделей содержали отсылки к корриде. Для реализации своих планов Ферруччо пригласил опытных специалистов. Долго искать их не пришлось: из Ferrari как раз ушла команда блестящих инженеров, не выдержавшая несносного нрава владельца.

В результате уже первая модель, Lamborghini 350 GT (вышла на рынок в 1963 году) произвела настоящий фурор. Комфортабельное двухместное купе с 3,5 литровым двигателем разгонялось от 0 до 100 за 6,7 секунд и имело максимальную скорость 280 км/ч. В модели впервые была использована полностью независимая подвеска и другие революционные по тем временам решения, в том числе спрятанные дворники и выдвижные фары.
Ламборгини с самого начала занял твердую позицию: он сосредоточится на «гражданских» авто, не создаст собственную гоночную команду и не будет поддерживать чужую. Это вызвало взрыв возмущения среди его инженеров, сплошь гоночных фанатов. Они даже разрабатывали втихую модель гоночного болида, надеясь склонить владельца на свою сторону. Однако инженерам пришлось смириться: ни одна модель Lamborghini так и не вышла на гоночный трек.

Самой знаковой моделью фирмы времен ее основателя стала великолепная Lamborghini Miura: первый суперкар с центральным расположением двигателя, самый быстрый «гражданский» автомобиль 60-х годов. Усовершенствованная Miura S, представленная в 1968 году, не только разгонялась от 0 до 100 за 5,5 секунд, но и была оборудована такой роскошью, как электрические стеклоподъемники: чуть ли не первый случай их применения в автомобилестроении.
За комфорт и красоту «Миуру» полюбили восточные монархи и голливудские звезды. Автомобиль можно увидеть на киноэкране: культовая модель сыграла не последнюю роль в знаменитом фильме «Ограбление по-итальянски».
Почему Ферруччо Ламборгини ушел из автомобильного бизнеса

Карьера Ламборгини в качестве владельца суперпремиального бренда оказалась недолгой: всего 9 лет. Топливный кризис начала 70-х обвалил спрос на роскошные и быстрые авто, и производство сельхозтехники также начало терпеть убытки: сказалось неудачное бизнес-решение о расширении экспорта на Южную Америку. В 1973 году Ферруччо распродал свои доли в автомобильном и тракторном бизнесе, купил шикарный участок земли на берегу озера и провел остаток жизни в свое удовольствие, занимаясь виноделием.
Ферруччо Ламборгини скончался в возрасте 76 лет от сердечного приступа. Он похоронен в семейном склепе в окрестностях Болоньи.
Личная жизнь Ферруччо Ламборгини
Ламборгини впервые вступил в брак в 1946 году. Его избранницей стала Клелия Монти — землячка из Феррары, с которой он познакомился во время войны и вместе вернулся на родину. К сожалению, через год молодая женщина умерла во время родов, оставив мужу сына Тонино.

Вторым браком Ламборгини сочетался в апреле 1948 года, с девушкой по имени Аннита Фонтана. Она стала ему не только женой, но и верным другом и помощником в делах: Аннита вела бухгалтерию в фирме мужа. Эта яркая и красивая женщина с цепким умом и настоящей деловой хваткой держалась в стороне от журналистов, и о ней удивительно мало известно: в открытых источниках нет даже даты ее смерти. Скорее всего, супруги развелись после двух десятков лет брака, не имея общих детей.
Антонио (Тонино) Ламборгини очень тепло отзывался об Анните, называя ее мамой. По мнению Тонино, ее вклад в семейный бизнес ничуть не меньше, чем вклад отца. Сам он не особо интересовался автомобилями. Вероятно, именно поэтому Ферруччо принял решение полностью выйти из бизнеса, а не передать его сыну.
Дочь Патрисия родилась в его третьем браке с Марией Терезой Кейн. На тот момент счастливому отцу было уже 58 лет. Патрисия продолжает семейный винодельческий бизнес и не стремится к общению с журналистами.
Наследие Ферруччо Ламборгини в современном автопроме

О Ламборгини смело можно сказать, что он создал стандарт современного суперкара. Его модели удачно сочетали мощность и инновационные технические решения с неслыханным по тем временам комфортом. Электрические стеклоподъемники и кондиционер — эти базовые в наши дни опции впервые появились в роскошных моделях Lamborghini.
Несмотря на бурную историю, банкротства и многократную смену собственников (на сегодняшний день бренд принадлежит концерну Volkswagen), новые модели Lamborghini продолжают возглавлять рейтинги самых быстрых и роскошных авто.
Память и влияние Ферруччо Ламборгини после смерти

Ламборгини не оставил после себя мемуаров. Его биографию написал сын Тонино, и в 2022 году она была экранизирована. В фильме «Ламборгини: человек-легенда» главную роль сыграл американский актер Фрэнк Грилло, а его жену Анниту — Мира Сорвино.