
Когда-то для поворота руля водителю приходилось прикладывать достаточно много сил. Но сегодня на большинстве моделей авто справляться с этой задачей помогает электроника. В статье объясним, как устроен электроусилитель руля, чем он отличается от гидроусилителя, и что в нем может прийти в негодность.
Что такое электроусилитель руля (ЭУР)
Это специальное устройство, увеличивающее силу физического воздействия водителя на рулевое управление за счет использования электродвигателя. ЭУР помогает легче проворачивать руль при маневрировании и затем возвращает его в нулевое положение.
Где находится электроусилитель руля
Электроусилитель монтируют около рулевой колонки автомобиля, соединяя с механизмом рулевого управления.
Электромотор находится сразу на рулевой рейке или на валу, а модуль управления — либо с ним вместе, либо поблизости, где будет защищен от негативного воздействия внешней среды.
В автомобилях со сложными системами управления электроусилитель может быть в районе передней подвески, но такое положение встречается намного реже.
Устройство электроусилителя руля
ЭУР в современных автомобилях состоит из нескольких основных частей. Расскажем про каждую.

Электромотор
Этот механизм, передающий физическое усилие водителя на рулевой вал. Его работу регулирует модуль управления ЭУР на основании полученной от датчиков информации.
Блок управления
Электронный модуль управления — это блок со специальным программным обеспечением. Он анализирует данные и на их основе принимает решение, с каким усилием повернуть колеса автомобиля.
Датчики
Работа ЭУР зависит от информации, которую считывают:
- Датчик угла поворота руля. Находится в рулевой колонке и передает данные на модуль управления.
- Датчик крутящего момента. Следит за движением торсиона, закручивающегося при повороте руля. Его данные нужны для регулировки мощности электромотора.
Привод
На современных ЭУР используют несколько видов приводов, передающих усилие от водителя до колес:
- Прямой. Когда ось электродвигателя соприкасается с рулевым валом. Это самая простая конструкция, не требующая мощного устройства и точных данных о положении вала.
- С дополнительной шестерней. В таком случае усилие от двигателя идет через вспомогательный механизм. Конструкция лучше подходит для более тяжелых автомобилей, когда для поворота колес понадобиться больше энергии.
- Параллельно осевой. Эта конструкция лучше всего подходит для крупных внедорожников и минивэнов. Для передачи усилия от руля к валу используется комбинация из ременной передачи и шарико-винтового механизма.
Схема работы ЭУР

Алгоритм маневрирования при помощи электроусилителя руля будет следующим.
- Поворот руля. Водитель вращает рулевое колесо, торсионный вал скручивается и движется.
- Работа датчиков. Измерение закрутки торсиона контролирует один датчик, а угол поворота руля замеряет другой датчик. Все данные подаются на блок управления. Туда же одновременно с этим поступает информация о скорости движения авто и оборотах двигателя.
- Поворот колес. После получения команды от управляющего модуля электромотор воздействует на рулевую рейку. Скорость движения механизма зависит от силы тока и контролируется тем же модулем.
Электроусилитель или гидроусилитель руля: что лучше
Оба устройства решают одну задачу — облегчают водителю работу рулем и маневрирование. Но в первом случае работает электромотор, а во втором задействуют гидравлику. Мнения специалистов по вопросу, что же из них лучше, разделились, ведь каждое устройство имеет свои преимущества.
Вот что полезно знать про гидроусилитель руля (ГУР).
Плюсы:
- значительно облегчает управление;
- обеспечивает хороший контроль маневра и точность управления;
- удобен при дальних поездках, так как от водителя требуется минимум усилий;
- снижает вибрацию от дороги.
Минусы:
- повышенный расход топлива, так как насос работает постоянно;
- нуждается в постоянном обслуживании и контроле за уровнем жидкости;
- риск утечки масла и поломки всей системы;
- плохая обратная связь от дороги к водителю;
- дорогостоящий ремонт в случае поломки.
Теперь стоит рассмотреть особенности современного электроусилителя руля.

Плюсы:
- устройство дешевле в производстве, поэтому стало очень популярным;
- ЭУР не нагружает двигатель, что экономит топливо;
- благодаря питанию от аккумулятора ЭУР сохраняет работоспособность при выключенном моторе;
- небольшие размеры облегчают использование на любом авто;
- отлично взаимодействует с современными «умными» ассистентами и электронными системами.
Минусы:
- из-за небольшой мощности подходит в основном для легковушек;
- риск перегрева на плохой дороге, где нужно часто маневрировать;
- сложная диагностика и ремонт.
Причины и признаки неисправности электроусилителя руля
Как и другие системы автомобиля, ЭУР подвержен поломкам. Расскажем, почему он чаще всего не может выполнять свои функции:
- физический износ;
- загрязнение механизма или попадание внутрь влаги;
- повреждение проводки;
- поломка датчиков или предохранителей;
- выход из строя электромотора;
- поломка модуля управления.
О неисправности можно узнать заранее, если внимательно следить работой автомобиля. Вот несколько самых частых признаков поломки:

- биение руля или подклинивание при повороте;
- шумы в районе рулевой колонки при маневрировании;
- увеличение усилия для поворота рулевого колеса.
Если заметили один из указанных признаков, нужно обратиться в специализированный сервис, где проведут диагностику автомобиля и электроусилителя руля. Даже если ЭУР выйдет из строя, водитель все-равно сможет управлять машиной и безопасно остановиться.
Главное об электроусилителе руля
Резюмируем все вышесказанное об этом полезном для автомобилиста узле:
- Электроусилитель руля облегчает маневрирование и помогает водителю управлять автомобилем.
- Устройство состоит из датчиков, электромотора и модуля управления. В зависимости от размеров автомобиля используют прямой привод, с дополнительной шестерней или параллельно-осевой.
- ЭУР отличается от гидроусилителя руля принципом действия и обладает как преимуществами, так и своими недостатками.
- Устройство со временем может выйти из строя, о чем можно догадаться по некоторым признакам.
- Для полноценной диагностики и ремонта ЭУР нужно обращаться к специалистам в автосервис.