Полезными советами для самостоятельной прокачки передних и задних тормозов автомобиля поделился Сергей Марков, водитель со стажем и владелец СТО «Евро-Авто».

Что такое прокачка тормозов автомобиля
Если говорить простыми словами, это выгонка из системы воздушных пузырьков. По конструкции тормозного контура воздуха в нем быть не должно. Однако иногда он там появляется и снижает эффективность торможения. Поэтому с прокачкой лучше не затягивать, и проводить ее, как только появились признаки наличия воздуха в системе. Как его распознать, мы обязательно расскажем чуть ниже.
Когда и зачем нужно прокачивать тормоза машины

В каких случаях нужна прокачка тормозной системы автомобиля:
- При плановой замене тормозной жидкости. Ее рекомендуют проводить не реже чем раз в 2 года;
- После ремонтных работ в тормозной системе, которые могли привести к разгерметизации;
- В результате интенсивной эксплуатации автомобиля (как вариант, после длительной езды по горным дорогам). Тормозная жидкость закипает, и в ней образуются пузырьки.
Чтобы понять, что пришло время прокачать тормоза, ориентируйтесь на поведение тормозной педали. Если педаль стала проваливаться в пол при нажатии, ход тормоза удлиняется, а для остановки машины нужно нажимать на педаль несколько раз, вполне вероятно, что тормозной контур нуждается в прокачке.
Почему воздух в тормозной системе опасен
Для передачи усилия в тормозном контуре используется жидкость. Как мы помним из школьных уроков физики, жидкость при нажатии практически не сжимается, а передает давление без потерь, на тормозные колодки. А вот газ (в том числе воздух) сжимается довольно сильно. Когда в тормозную систему попадает воздух, его пузырьки гасят часть тормозного усилия. В результате машина начинает тормозить медленнее, ее тормозной путь увеличивается. Это прямой путь к авариям и потенциальная угроза жизни участников дорожного движения.

Как подготовиться к прокачке тормозов
Прокачка тормозов — дело несложное, оно занимает около получаса. Чтобы всё прошло гладко и успешно, к прокачке нужно заранее подготовиться:
- Изучите руководство по эксплуатации автомобиля. Если в прокачке именно вашего тормозного контура есть какие-то тонкости, они будут описаны в мануале. Если их нет, можно действовать по общей схеме;
- Приготовьте тормозную жидкость на долив. Она должна быть той же марки и типа, что и жидкость, уже залитая в систему. Смешивать разные виды тормозных жидкостей строго не рекомендуется;
- Подготовьте нужные инструменты: ключ на 11, прозрачная трубочка подходящего диаметра, тара для слива жидкости (идеально подходит пластиковая бутылка от газировки);
- Найдите помощника. Задача у него будет очень простая: время от времени нажимать на педаль тормоза. В крайнем случае можно обойтись и без помощника, но он сильно облегчит вашу жизнь.
Не на всех моделях автомобилей можно прокачать тормоза самостоятельно. У современных авто устанавливается электронная система стабилизации (ESP): прокачать тормозную систему на них можно только на СТО, с использованием специального оборудования. Есть и некоторые другие случаи, когда самостоятельная прокачка невозможна: внимательно читайте руководство по эксплуатации, а при необходимости проконсультируйтесь со специалистом.

Как прокачать передние или задние тормоза: последовательная схема
Собрав все необходимые приспособления и изучив мануал, можно приступать непосредственно к прокачке. Следуйте пошаговой инструкции.
Метод прокачки с напарником
- Поставьте автомобиль на ровную поверхность, в идеале — на смотровую яму;
- Если ямы нет, чтобы обеспечить доступ к штуцерам, придется снять колеса;
- Определите, с какого колеса начнете развоздушивание. Обычно начинают с колеса, самого дальнего от тормозного цилиндра, если иное не прописано в руководстве по эксплуатации;
- Очистите тормозной механизм от пыли и грязи;
- Отвинтите крышку бачка для тормозной жидкости и заполните его до максимального уровня;
- В бутылку для слива налейте немного тормозной жидкости. Один конец прозрачной трубки наденьте на штуцер, второй опустите в жидкость, которую до этого налили в емкость. Это нужно для того, чтобы воздух не засосало обратно в тормозной контур и чтобы видеть, как выходят пузырьки;
- Дайте помощнику команду: 5−6 раз кратковременно нажать на педаль тормоза, потом удерживать ее в нажатом состоянии;
- Когда педаль нажата, ослабьте штуцер. Через конец трубки, опущенный в емкость, должны начать выходить пузырьки воздуха;
- Затяните штуцер. После этого помощник должен еще несколько раз прокачать педаль и зафиксировать ее в нажатом состоянии;
- Снова ослабьте штуцер, выпуская воздух. Повторяйте процедуру, пока из трубки не пойдет тормозная жидкость. Это означает, что весь воздух покинул систему;
- Во время процедуры постоянно проверяйте уровень жидкости в системе. При необходимости между циклами прокачки доливайте ее до максимального уровня;
- Когда прокачка закончена, прежде чем выехать из гаража, несколько раз нажмите на педаль тормоза: убедитесь, что она работает штатно.
Прокачка тормозов в одиночку
Если помощника нет, вам придется как-то по-другому создать давление в тормозной системе, чтобы из нее выходил воздух. Есть два основных способа:
- Придавить педаль тормоза к полу подручными средствами;
- С бачка для тормозной жидкости снимается обычная крышка и навинчивается нагнетающее устройство, создающее в бачке небольшое постоянное давление.
Если вам нужно прокачать тормоза в одиночку, рекомендую второй вариант. Найдите нагнетающее устройство: купите или попросите у знакомых. Подручные средства имеют свойство слетать, педаль отжимается, и вся работа по развоздушиванию идет насмарку.
Особенности прокачки тормозов с системой ABS
Многие интернет-статьи про прокачку тормозов на автомобилях с ABS утверждают, что для выгонки воздуха нужно нажать педаль тормоза и включить зажигание. Такая схема применялась на самых первых моделях с ABS, и уже пару десятилетий как в этом нет необходимости. Прокачка тормозов на современных авто с ABS ничем не отличается от стандартной схемы.
Прежде чем прокачивать тормоза на модели с ABS, внимательно изучите руководство по эксплуатации. У таких моделей могут быть особенности конструкции, не позволяющие выполнить прокачку самостоятельно. С ними придется ехать на СТО.

Частые ошибки при прокачке тормозов
Топ-5 ошибок, совершаемых при прокачке тормозного контура:
- Помощник раньше времени отпускает педаль, давление падает, и в систему подсасывается воздух. Чтобы этого не случилось, держите второй конец трубки опущенным в тормозную жидкость;
- Водитель забывает подливать тормозную жидкость в бачок, и в него снова попадает воздух;
- Используется тормозная жидкость другого типа: не та, что уже залита в систему. Это может привести к серьезным поломкам;
- Неосторожное обращение с отработанной жидкостью. Она очень агрессивна для краски: при попадании на ЛКП есть риск, что краска покроется пузырями и слезет;
- Неаккуратная попытка ослабить штуцер может привести к срыву резьбы. Обращайтесь с ним аккуратно, при необходимости предварительно снимите ржавчину.
Советы эксперта
В заключение мы попросили эксперта, владельца СТО и опытного водителя Сергея Маркова, подвести итоги статьи. Вот что он отметил:
Самостоятельную прокачку тормозной системы должен освоить каждый водитель. В ней нет ничего сложного, при необходимости ее можно провести даже в полевых условиях, а своевременная прокачка может сохранить ваш автомобиль, а также жизнь и здоровье. Рекомендую ее освоить перед выездом в длительное путешествие на автомобиле, особенно в горную местность. Там тормозной контур испытывает высокие нагрузки, жидкость закипает, что приводит к образованию пузырьков.

Главное о прокачке тормозов
Что нужно знать автомобилисту о прокачке тормозов:
- Воздух в тормозах создает серьезную аварийную опасность. От него нужно избавляться немедленно;
- Главные признаки завоздушивания тормозного контура: педаль проваливается при нажатии и не возвращается на прежнее место, когда ее отпускаешь;
- Увеличивается тормозной ход;
- Прокачку системы удобнее делать вдвоем. От помощника требуется только вовремя нажимать и держать педаль тормоза: справится даже ребенок;
- Прежде чем начать прокачку, внимательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации вашего автомобиля: возможны некоторые особенности в конструкции, влияющие на процедуру прокачки;
- В процессе не забывайте подливать в бачок свежую тормозную жидкость. Используйте только ту марку и тип, который уже налит в систему.