Как правильно прокачать тормоза: подробная инструкция

Пузырьки воздуха в тормозах — вещь не просто неприятная, но потенциально опасная, способная спровоцировать аварию. Даем подробную инструкцию по прокачке тормозов: как правильно выгнать воздух из системы, с ABS и без, в проекте Авто Mail
Авторы и эксперты
Анна Горностаева
Автор Авто Mail
Сергей Марков
Владелец СТО
Что такое прокачка
Зачем
Почему воздух опасен
Как подготовиться
Как прокачать
Частые ошибки
Советы эксперта
Главное
Что такое прокачка
Зачем
Почему воздух опасен
Как подготовиться
Как прокачать
Частые ошибки
Советы эксперта
Главное
Еще

Полезными советами для самостоятельной прокачки передних и задних тормозов автомобиля поделился Сергей Марков, водитель со стажем и владелец СТО «Евро-Авто».

Бачок с тормозной жидкостью и дисковые тормоза
Прокачка тормозов — это выгонка пузырьков воздуха из системыИсточник: legion-media.ru

Что такое прокачка тормозов автомобиля

Если говорить простыми словами, это выгонка из системы воздушных пузырьков. По конструкции тормозного контура воздуха в нем быть не должно. Однако иногда он там появляется и снижает эффективность торможения. Поэтому с прокачкой лучше не затягивать, и проводить ее, как только появились признаки наличия воздуха в системе. Как его распознать, мы обязательно расскажем чуть ниже.

Когда и зачем нужно прокачивать тормоза машины

Механик меняет тормозную жидкость в автомобиле
После замены тормозной жидкости прокачка тормозов обязательна — даже если система работала нормальноИсточник: legion-media.ru

В каких случаях нужна прокачка тормозной системы автомобиля:

  • При плановой замене тормозной жидкости. Ее рекомендуют проводить не реже чем раз в 2 года;
  • После ремонтных работ в тормозной системе, которые могли привести к разгерметизации;
  • В результате интенсивной эксплуатации автомобиля (как вариант, после длительной езды по горным дорогам). Тормозная жидкость закипает, и в ней образуются пузырьки.
Чтобы понять, что пришло время прокачать тормоза, ориентируйтесь на поведение тормозной педали. Если педаль стала проваливаться в пол при нажатии, ход тормоза удлиняется, а для остановки машины нужно нажимать на педаль несколько раз, вполне вероятно, что тормозной контур нуждается в прокачке.
Сергей Марков
Водитель со стажем и владелец СТО «Евро-Авто»

Почему воздух в тормозной системе опасен

Для передачи усилия в тормозном контуре используется жидкость. Как мы помним из школьных уроков физики, жидкость при нажатии практически не сжимается, а передает давление без потерь, на тормозные колодки. А вот газ (в том числе воздух) сжимается довольно сильно. Когда в тормозную систему попадает воздух, его пузырьки гасят часть тормозного усилия. В результате машина начинает тормозить медленнее, ее тормозной путь увеличивается. Это прямой путь к авариям и потенциальная угроза жизни участников дорожного движения.

Тормозная жидкость
Для прокачки тормозов выбирайте только рекомендованную тормозную жидкость DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1.Источник: Авто Mail

Как подготовиться к прокачке тормозов

Прокачка тормозов — дело несложное, оно занимает около получаса. Чтобы всё прошло гладко и успешно, к прокачке нужно заранее подготовиться:

  • Изучите руководство по эксплуатации автомобиля. Если в прокачке именно вашего тормозного контура есть какие-то тонкости, они будут описаны в мануале. Если их нет, можно действовать по общей схеме;
  • Приготовьте тормозную жидкость на долив. Она должна быть той же марки и типа, что и жидкость, уже залитая в систему. Смешивать разные виды тормозных жидкостей строго не рекомендуется;
  • Подготовьте нужные инструменты: ключ на 11, прозрачная трубочка подходящего диаметра, тара для слива жидкости (идеально подходит пластиковая бутылка от газировки);
  • Найдите помощника. Задача у него будет очень простая: время от времени нажимать на педаль тормоза. В крайнем случае можно обойтись и без помощника, но он сильно облегчит вашу жизнь.
Не на всех моделях автомобилей можно прокачать тормоза самостоятельно. У современных авто устанавливается электронная система стабилизации (ESP): прокачать тормозную систему на них можно только на СТО, с использованием специального оборудования. Есть и некоторые другие случаи, когда самостоятельная прокачка невозможна: внимательно читайте руководство по эксплуатации, а при необходимости проконсультируйтесь со специалистом.
Сергей Марков
Водитель со стажем и владелец СТО «Евро-Авто»
Прокачка тормозной системы
Перед началом прокачки тормозов подготовьте ключ, прозрачную трубку и ёмкость под жидкостьИсточник: legion-media.ru / Mikhail Reshetnikov

Как прокачать передние или задние тормоза: последовательная схема

Собрав все необходимые приспособления и изучив мануал, можно приступать непосредственно к прокачке. Следуйте пошаговой инструкции.

Метод прокачки с напарником

  • Поставьте автомобиль на ровную поверхность, в идеале — на смотровую яму;
  • Если ямы нет, чтобы обеспечить доступ к штуцерам, придется снять колеса;
  • Определите, с какого колеса начнете развоздушивание. Обычно начинают с колеса, самого дальнего от тормозного цилиндра, если иное не прописано в руководстве по эксплуатации;
  • Очистите тормозной механизм от пыли и грязи;
  • Отвинтите крышку бачка для тормозной жидкости и заполните его до максимального уровня;
  • В бутылку для слива налейте немного тормозной жидкости. Один конец прозрачной трубки наденьте на штуцер, второй опустите в жидкость, которую до этого налили в емкость. Это нужно для того, чтобы воздух не засосало обратно в тормозной контур и чтобы видеть, как выходят пузырьки;
  • Дайте помощнику команду: 5−6 раз кратковременно нажать на педаль тормоза, потом удерживать ее в нажатом состоянии;
  • Когда педаль нажата, ослабьте штуцер. Через конец трубки, опущенный в емкость, должны начать выходить пузырьки воздуха;
  • Затяните штуцер. После этого помощник должен еще несколько раз прокачать педаль и зафиксировать ее в нажатом состоянии;
  • Снова ослабьте штуцер, выпуская воздух. Повторяйте процедуру, пока из трубки не пойдет тормозная жидкость. Это означает, что весь воздух покинул систему;
  • Во время процедуры постоянно проверяйте уровень жидкости в системе. При необходимости между циклами прокачки доливайте ее до максимального уровня;
  • Когда прокачка закончена, прежде чем выехать из гаража, несколько раз нажмите на педаль тормоза: убедитесь, что она работает штатно.

Прокачка тормозов в одиночку

Если помощника нет, вам придется как-то по-другому создать давление в тормозной системе, чтобы из нее выходил воздух. Есть два основных способа:

  • Придавить педаль тормоза к полу подручными средствами;
  • С бачка для тормозной жидкости снимается обычная крышка и навинчивается нагнетающее устройство, создающее в бачке небольшое постоянное давление.
Если вам нужно прокачать тормоза в одиночку, рекомендую второй вариант. Найдите нагнетающее устройство: купите или попросите у знакомых. Подручные средства имеют свойство слетать, педаль отжимается, и вся работа по развоздушиванию идет насмарку.
Сергей Марков
Водитель со стажем и владелец СТО «Евро-Авто»

Особенности прокачки тормозов с системой ABS

Многие интернет-статьи про прокачку тормозов на автомобилях с ABS утверждают, что для выгонки воздуха нужно нажать педаль тормоза и включить зажигание. Такая схема применялась на самых первых моделях с ABS, и уже пару десятилетий как в этом нет необходимости. Прокачка тормозов на современных авто с ABS ничем не отличается от стандартной схемы.

Прежде чем прокачивать тормоза на модели с ABS, внимательно изучите руководство по эксплуатации. У таких моделей могут быть особенности конструкции, не позволяющие выполнить прокачку самостоятельно. С ними придется ехать на СТО.
Сергей Марков
Водитель со стажем и владелец СТО «Евро-Авто»
Бачок тормозной жидкости в автомобиле
Во время прокачки тормозов следите за уровнем жидкости в бачке — если он опустеет, система завоздушитсяИсточник: legion-media.ru

Частые ошибки при прокачке тормозов

Топ-5 ошибок, совершаемых при прокачке тормозного контура:

  • Помощник раньше времени отпускает педаль, давление падает, и в систему подсасывается воздух. Чтобы этого не случилось, держите второй конец трубки опущенным в тормозную жидкость;
  • Водитель забывает подливать тормозную жидкость в бачок, и в него снова попадает воздух;
  • Используется тормозная жидкость другого типа: не та, что уже залита в систему. Это может привести к серьезным поломкам;
  • Неосторожное обращение с отработанной жидкостью. Она очень агрессивна для краски: при попадании на ЛКП есть риск, что краска покроется пузырями и слезет;
  • Неаккуратная попытка ослабить штуцер может привести к срыву резьбы. Обращайтесь с ним аккуратно, при необходимости предварительно снимите ржавчину.

Советы эксперта

В заключение мы попросили эксперта, владельца СТО и опытного водителя Сергея Маркова, подвести итоги статьи. Вот что он отметил:

Самостоятельную прокачку тормозной системы должен освоить каждый водитель. В ней нет ничего сложного, при необходимости ее можно провести даже в полевых условиях, а своевременная прокачка может сохранить ваш автомобиль, а также жизнь и здоровье. Рекомендую ее освоить перед выездом в длительное путешествие на автомобиле, особенно в горную местность. Там тормозной контур испытывает высокие нагрузки, жидкость закипает, что приводит к образованию пузырьков.

Прокачка тормозной системы
Даже без помощника можно прокачать тормоза: трубка и емкость позволяют наблюдать, как выходит воздух из системыИсточник: legion-media.ru / Mikhail Reshetnikov

Главное о прокачке тормозов

Что нужно знать автомобилисту о прокачке тормозов:

  • Воздух в тормозах создает серьезную аварийную опасность. От него нужно избавляться немедленно;
  • Главные признаки завоздушивания тормозного контура: педаль проваливается при нажатии и не возвращается на прежнее место, когда ее отпускаешь;
  • Увеличивается тормозной ход;
  • Прокачку системы удобнее делать вдвоем. От помощника требуется только вовремя нажимать и держать педаль тормоза: справится даже ребенок;
  • Прежде чем начать прокачку, внимательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации вашего автомобиля: возможны некоторые особенности в конструкции, влияющие на процедуру прокачки;
  • В процессе не забывайте подливать в бачок свежую тормозную жидкость. Используйте только ту марку и тип, который уже налит в систему.