
В статье рассказываем, почему скрипят тормоза, откуда берется скрип, когда ехать в сервис, а когда — достаточно подождать, и пройдет само. Поговорим и о профилактике неисправности.
Основные причины скрипа передних или задних тормозов
Скрип может возникнуть как на новых машинах, так и на подержанных. Он появляется при разных условиях: в дождь, на морозе, после ремонта или без видимой причины.
Передние и задние дисковые тормоза устроены похоже, но нагрузка на них разная. Передние берут на себя до 70% усилия при торможении. Поэтому скрип передних тормозов слышен чаще. Задние тормоза, если они барабанные, чаще могут скрипеть из-за сжатых или изношенных до предела барабанных колодок.
Износ тормозных колодок
Это одна из самых частых причин скрипа. Колодки со временем стираются — это нормально. Когда их толщина уменьшается до критической отметки (обычно около 3–4 мм), встроенный индикатор в виде тонкой стальной пластины начинает тереться о диск. Это и вызывает характерный звук. Такой скрип сигнализирует, что нужно срочно заменить колодки.
Загрязнение тормозных механизмов
Песок, грязь или глина попадают между колодкой и диском. При торможении частицы царапают металл, создавая скрип. Особенно часто это случается после поездок по бездорожью или в дождливую погоду. Проблема обычно уходит самостоятельно или пропадает после тщательной мойки машины.
Отсутствие противоскрипных пластин
Эти пластины гасят вибрации между колодкой и суппортом. Иногда их теряют при замене колодок или не устанавливают из-за экономии. Без них тормоза начинают скрипеть даже при легком нажатии на педаль.
Перегрев тормозов
Если часто тормозить резко или долго ехать с прижатой педалью — тормозная система перегревается. Это приводит к тому, что материал колодок «вскипает». На поверхности образуются стекловидные отложения, которые мешают нормальному трению.
В результате появляется характерный визг или «металлический» писк. Такой скрип не исчезнет сам — потребуется замена колодок, а иногда и дисков.
Неправильная установка колодок

Если при замене деталей мастер допустил ошибку — это станет причиной шума. Например, не почистил посадочное место, не заменил антискрипные пластины или криво их установил. Даже маленькая ошибка способна привести к тому, что колодка будет прижиматься неравномерно или «гулять» в суппорте. Это вызывает трение и скрип.
Заклинивание суппорта или направляющих
Если суппорт «закис» из-за грязи или коррозии, колодки неравномерно прижимаются к диску. Это вызывает перегрев, деформацию диска и скрип. Проблема решается чисткой и смазкой направляющих.
Материал тормозных колодок
Иногда скрип появляется сразу после замены колодок. Причина — материал, из которого они сделаны. В дешевых моделях часто используют металлические примеси, недорогие наполнители или некачественные связующие смолы. Фрикционные накладки на таких колодках жесткие, хуже прижимаются к диску, быстро нагреваются и издают скрип.
Что делать при появлении скрипа тормозов
Скрип — не всегда повод паниковать, но и игнорировать его нельзя. Нужно понять, почему тормоза скрипят: временное это явление или серьезная неисправность.
Прислушайтесь к звукам
Сначала нужно понять, когда появляется скрип. Вот типичные виды скрипа и возможные причины его появления:
- скрип появляется только при торможении — вероятно, дело в качестве колодок;
- звук слышен даже без нажатия на педаль — возможно подклинивание суппорта;
- скрежет — признак полного износа колодки, тормозного диска или попадания мусора.
Иногда скрип возникает из-за внешних условий: влажности, пыли, ржавчины на дисках. Особенно часто это бывает после дождя или ночной стоянки. Первое, что стоит сделать — проехать 10–15 минут. Лучше по обычной дороге, не в пробке. Если звук не пропал, разбираемся дальше.
Проверьте тормоза

Если есть доступ к колесам — можно аккуратно заглянуть внутрь. Через спицы диска видно тормозной диск и колодку. Нужно посмотреть:
- насколько изношены колодки;
- есть ли ржавчина или загрязнения;
- есть ли видимые повреждения.
Если толщина колодок меньше 3 мм — их нужно заменить. Но с барабанными тормозами на задней колесной оси некоторых автомобилей все сложнее — их не осмотреть без снятия колеса и самого барабана.
Обратите внимание на поведение автомобиля
Помимо звука, важно следить за ощущениями от вождения. Когда скрип проявляется как один из симптомов неисправности тормозной системы, его часто дополняют признаки:
- машину уводит в сторону при торможении — проблема в суппортах или дисках;
- педаль становится мягкой или проваливается — возможно, воздух в системе или повреждение шлангов;
- машина нехотя реагирует на педаль тормоза, а тормозной путь стал длиннее — дело может быть в износе и заклинивании суппорта.
Эти признаки говорят, что проблема серьезна. Машину нужно показать специалистам как можно скорее.

Ниже — ситуации, при которых тормозной скрип нельзя игнорировать. В каждом из этих случаев важно не откладывать визит в автосервис:
- если раньше тормоза работали тихо, а теперь торможение сопровождается резким звуком — возможен сильный износ колодок или повреждение диска;
- появилась вибрация при торможении — это признак деформированных тормозных дисков или проблем с суппортом;
- при торможении машину тянет влево или вправо — это часто связано с закисшими направляющими суппорта или разным износом колодок;
- педаль тормоза «проваливается» или стала жесткой — могут быть проблемы с тормозной жидкостью, воздух в системе или сбой в главном цилиндре;
- скрип сопровождается металлическим лязгом — колодки полностью стерлись, и металлическая основа трет по диску. Это очень опасно: тормоза могут просто отказать;
- шум появился сразу после установки колодок. Если скрип сохраняется после небольшого пробега или сопровождается другими симптомами — возможна ошибка при установке.
Во всех этих случаях тянуть нельзя. Тормозная система — одна из самых важных в машине. К тому же действующие ПДД запрещают эксплуатацию машины с неисправной тормозной системой.
Может ли скрип быть «нормальным»
Иногда скрип тормозов — это не признак неисправности, а вполне естественное явление. Особенно это касается тех случаев, когда система работает правильно, но условия езды или особенности конструкции вызывают посторонние звуки.
Один из самых частых примеров — скрип новых тормозных колодок. После замены детали еще не притерлись к поверхности диска. Появляется шум при торможении, особенно на небольшой скорости, но это временное явление.
Еще бывает скрип после ночной стоянки или дождя. На тормозных дисках может образоваться тонкий налет ржавчины. Он возникает из-за влаги, начинает стираться при первых нажатиях на педаль тормоза. В результате слышен резкий, но короткий звук. Через несколько торможений скрип исчезает — как только налет сойдет.
А еще некоторые виды тормозных колодок изначально работают с шумом, даже когда они качественные. Например, спортивные или керамические колодки изготавливают из жестких материалов, устойчивых к перегреву. Они могут скрипеть даже при правильной установке и полном порядке в системе. Это их особенность, а не недостаток.
Во всех этих случаях скрип не указывает на проблему. Главное — обращать внимание на поведение машины в целом. Если нет вибраций, увеличенного тормозного пути или других тревожных симптомов, беспокоиться не о чем. Но если звук стал постоянным или появились дополнительные признаки неисправности, лучше пройти диагностику.
Профилактика скрипа тормозов

Скрип проще предупредить, чем устранять. Ниже — простые меры, которые помогут избежать проблем с тормозной системой:
- Колодки — расходник. Проверять их стоит хотя бы раз в 10–15 тыс. км, особенно перед длительной поездкой.
- Не нужно ждать, пока колодки сотрутся до металла. Это ускоряет износ дисков и увеличивает расходы на ремонт.
- Ставьте качественные тормозные колодки. Необязательно самые дорогие, но от проверенных производителей. У них стабильный состав, меньше пыли и меньше скрипа.
- При каждой замене колодок нужно чистить и смазывать направляющие. Без этого колодки могут заклинить и начать издавать скрип.
Эти правила помогут продлить срок службы тормозов и избежать лишних расходов. Тормоза — не та часть машины, на которой стоит экономить или забывать о профилактике.
Советы эксперта
Экспертные советы автовладельцам дал Павел Пикин, директор департамента маркетинга FEBEST:
«Скрип тормозов — одна из наиболее распространенных жалоб среди автомобилистов. Звук может варьироваться от легкого писка до громкого визга, и его причины могут быть разными. Это не всегда признак поломки, но и игнорировать его не стоит.

Если скрип постоянный и сопровождается ухудшением тормозных характеристик (увеличение тормозного пути, вибрации на педали), это сигнал для срочной диагностики. Однако кратковременный скрип после простоя автомобиля, особенно в сырую погоду, — это нормальное явление, и повода для беспокойства нет. Иногда после замены колодок или дисков нужно время для притирки — в этот период скрип возможен, но он должен исчезнуть через 200–300 км пробега.
Регулярная диагностика и использование качественных компонентов — лучший способ избежать неприятных звуков и обеспечить безопасность на дороге».
Главное о скрипе тормозов
Скрип тормозов — вещь неприятная, но не всегда критичная. Иногда он сигнализирует о проблеме, иногда — просто побочный эффект работы системы. Вот что нужно помнить:
- скрип — это сигнал проверить тормоза;
- основные причины скрипа: износ колодок, грязь, материал колодок или неисправности;
- новые колодки могут шуметь первые дни, потом это проходит;
- металлический скрежет и вибрации при торможении требуют срочного ремонта;
- профилактика продлевает жизнь тормозной системы.