Перегорает предохранитель: почему, где его найти и как поменять

Когда в машине внезапно перестает работать свет, стеклоподъемники или магнитола, причина часто проста — перегорел предохранитель. Это крошечное устройство защищает электронику вашего авто от перегрузок и коротких замыканий.
Иван Булыгин
Автор Авто Mail
Что это
Виды
Где находятся
Почему перегорает
Что делать
Главное
Что это
Виды
Где находятся
Почему перегорает
Что делать
Главное
Еще
Предохранители в коробке
Предохранитель — это небольшое устройство, которое защищает электрическую цепь от перегрузокИсточник: legion-media.ru

В статье рассказываем, что такое предохранитель, где его искать и почему он перегорает. Вы узнаете, как заменить его самостоятельно, а когда пора ехать к мастеру. 

Что такое предохранитель

Предохранитель — это небольшое устройство, которое защищает электрическую цепь от перегрузок. Он состоит из металлической вставки, которая плавится при превышении допустимого тока, разрывая цепь и предотвращая повреждение оборудования.

Так предохранитель спасает дорогую электронику: магнитолу, фары, датчики, форсунки, топливный насос и многое другое. А заодно и проводку автомобиля, иначе при коротком замыкании горели бы провода. Когда предохранитель перегорает, автомобиль теряет какую-то функцию, но его владелец избегает серьезного ремонта.

Виды предохранителей в авто

В автомобиле используется несколько видов предохранителей. Все они выполняют одну задачу — защищают электрическую схему. Но отличаются формой, материалами, силой тока и тем, как быстро срабатывают.

Некоторые предохранители ставят в системы с высокой нагрузкой, другие — для мелких цепей вроде подсветки салона. Рассмотрим основные типы, с которыми чаще всего можно столкнуться в легковом автомобиле.

Для защиты от коротких замыканий

Автомобильные предохранители
Предохранители нужны для того, чтобы цепь отключилась при резком скачке токаИсточник: legion-media.ru

Эти предохранители нужны для того, чтобы цепь отключилась при резком скачке тока. Например, если где-то перетерся провод, ток начинает идти не по схеме. Это и есть короткое замыкание. Если предохранителя не будет, провод может оплавиться, а за ним — и другие детали. Иногда такие замыкания даже вызывают возгорание.

Защитные — самые распространенные предохранители в современных легковых авто. Они маленькие, плоские, с двумя металлическими ножками. Именно такие чаще всего встречаются в блоках под капотом и в салоне. Их еще называют флажковые или лезвийные предохранители.

Они занимают мало места и установлены в большинстве цепей автомобилей: от фар или ЭБУ двигателя до прикуривателя. Именно их чаще всего меняют водители своими руками. Если перегорел предохранитель, можно быстро достать запасной. Главное — не перепутать номинал.

Для защиты от перегрузки

Картриджные предохранители
Картриджные предохранители рассчитаны на резкие скачки тока Источник: Ozon.ru

Для этой цели устанавливают картриджные предохранители. Они рассчитаны на резкие скачки тока. Их ставят в цепи с высоким потреблением: АБС, кондиционер, система подачи топлива и зажигания.

Картриджный предохранитель просто так не расплавить. Он сделан так, что выдерживает небольшие перегрузки, но перегорает при длительном превышении нормы.

Для высокомощных и чувствительных систем

Ленточные предохранители применяются в системах с высокой мощностью. У них плоский корпус и широкие металлические контакты. Часто используются в цепях, где много электроники: блоки управления, электроусилитель руля, электроприводы.

Преимущество — хорошее распределение тока. Недостаток — сложно заменить без инструмента, особенно в тесных местах под капотом.

Цилиндрические предохранители

Один из подвидов — стеклянные предохранители. Раньше были стандартом, сейчас не используются в новых машинах. У них прозрачный корпус из стекла, внутри — тонкая проволока. Легко определить, сгорел предохранитель или нет — просто смотрят, перегорела ли проволока. Разновидность стеклянных предохранителей, только большого размера и высокого номинала, до сих пор популярны среди установщиков нештатного автозвука.

Совсем ретро — предохранители с керамическим или пластиковым корпусом и плавкой вставкой снаружи. В современных автомобилях их уже не найти, в отличие от ВАЗов прошлого века.

Где могут находиться блоки предохранителей

Блок предохранителей
Чаще всего блок предохранителей расположен рядом с аккумулятором или вдоль левого крылаИсточник: legion-media.ru / Aleksandr Kondratov

Производители прячут блоки в разных местах. Расположение зависит от марки, модели и года выпуска машины. Обычно вся нужная информация есть в инструкции по эксплуатации.

Под капотом

Чаще всего блок расположен рядом с аккумулятором или вдоль левого крыла. В этом блоке находятся предохранители, которые защищают основные системы, участвующие в запуске и движении автомобиля. Например:

  • стартер;
  • ЭБУ двигателя, КПП, АБС;
  • вентилятор охлаждения радиатора;
  • фары и другие внешние источники света;
  • зажигание.

Откройте капот и поищите черную коробку с крышкой, внутри на которой нанесена схема расположения предохранителей.

В салоне

Чаще всего блок скрыт под панелью со стороны водителя. Посмотрите возле руля или за бардачком. В некоторых моделях он находится под сиденьем.

Иногда, чтобы добраться до блока, нужно освободить бардачок и снять его полностью, выдвинуть на максимум сиденье или снять декоративную накладку торпедо. Это не всегда удобно, но позволяет защитить предохранители от пыли и влаги.

В багажнике

Редкое, но встречающееся решение. Обычно блок скрыт за обшивкой багажного отсека, рядом с нишами для инструментов или домкрата. Загляните в инструкцию к авто — там точно указано место.

Как понять, что предохранитель перегорел

Механик использует мультиметр
Если предохранитель непрозрачный или внешний осмотр не дает уверенности, можно воспользоваться мультиметром Источник: Freepik

Первый шаг — открыть блок предохранителей. Затем извлечь предохранитель и осмотреть его на свету. Если он прозрачный, то сразу видно, перегорел или нет. Внутри должен быть цельный металлический мостик. Когда он разорван или обуглился, значит, предохранитель перегорел и требует замены.

Сложнее, если предохранитель непрозрачный или внешний осмотр не дает уверенности. В таком случае понадобится мультиметр — прибор для измерения электрических параметров. Переведите его в режим прозвонки или измерения сопротивления и прикоснитесь щупами к контактам предохранителя. Если цепь целая, прибор издаст звуковой сигнал или покажет нулевое сопротивление. Если тишина или значение стремится к бесконечности — предохранитель перегорел.

Еще один возможный признак — запах гари или потемнение корпуса предохранителя. Это случается, когда он перегревается перед тем, как окончательно перегореть. Но полагаться только на запах не стоит, так как он может быть и от других источников, особенно если подгорели провода или контакты.

Почему перегорает предохранитель

Если предохранитель сработал, то у перегорания всегда есть причина. Иногда она простая, но порой скрывает серьезную проблему.

Короткое замыкание

Происходит, когда «плюс» и «минус» в цепи соприкасаются. Например, перетерлась изоляция проводов. Ток резко растет, и предохранитель перегорает.

Это один из самых частых случаев. Опасен тем, что может повредить не только проводку, но и саму электрическую систему — от кнопок до блоков управления и проводов.

Перегрузка цепи

Если вы подключили слишком мощное устройство (например, компрессор в гнездо прикуривателя), ток превысит норму. Предохранитель сгорит, чтобы защитить проводку.

Еще такое часто бывает после доработок автомобиля, особенно при установке допоборудования в гаражных условиях без консультации с электриком. Чтобы избежать проблем, нужно пересчитывать нагрузку и правильно распределять питание по цепям.

Старение

Со временем контакты окисляются, а из-за перепадов температуры, вибраций и старения металла плавкая вставка становится менее прочной. Даже при нормальной нагрузке старый предохранитель может перегореть.

Неправильный номинал

Каждый предохранитель рассчитан на определенный ток — он указывается на корпусе в амперах. Например, 10А, 15А, 30А. Если установить предохранитель с меньшим номиналом, он будет срабатывать даже при обычной нагрузке.

Иногда ставят, наоборот, предохранитель с завышенным номиналом. Это опаснее: он не сработает при перегрузке, и может сгореть вся проводка.

Влага

Мойка двигателя машины
Причиной перегорания предохранителей может стать слишком интенсивная мойка двигателя или салона Источник: legion-media.ru

Попадание воды в подкапотный блок предохранителей — не редкость для многих моделей машин. Влага вызывает окисление контактов, нарушает проводимость и может создавать токопроводящие мостики между контактами. Это приводит к нестабильной работе цепей и срабатываниям предохранителей. 

Также причиной может быть слишком интенсивная мойка двигателя или салона. После таких процедур предохранители лучше проверить.

Что делать, если предохранитель перегорел

Это довольно частая проблема, особенно в авто с большим количеством электроники. В большинстве случаев ее можно решить самостоятельно, даже без глубоких знаний в электрике. Вот инструкция.

  1. Прежде чем лезть в блок предохранителей, обязательно выключите зажигание. Если есть возможность, отсоедините клемму с аккумулятора — это снизит риск короткого замыкания.
  2. Посмотрите в инструкции к авто, где именно находится блок, который отвечает за неработающую систему (фары, музыка и пр.).
  3. Найдите и извлеките предохранитель. Извлекать лучше специальным пинцетом (он часто идет в комплекте) или тонкими пассатижами. Главное — не повредите другие элементы.
  4. Подберите новый предохранитель с таким же номиналом и вставьте его на место. Убедитесь, что он сидит плотно.
  5. Включите зажигание и проверьте работу системы.

Если все работает — значит, замену вы произвели правильно. Если новый предохранитель снова перегорает — это сигнал, что есть серьезная проблема в цепи. Скорее всего, есть короткое замыкание, поврежденная проводка или неисправное устройство. Лучше не откладывать диагностику.

Главное о том, почему перегорает предохранитель

Предохранители перегорают, когда в электрической цепи возникает проблема. Подведем итоги, что нужно про них знать:

  • предохранитель защищает проводку от перегрузок и замыканий;
  • ищите блок предохранителей под капотом, в салоне или багажнике;
  • если устройство в авто перестало работать — проверьте предохранитель;
  • меняйте предохранитель на аналогичный по номиналу;
  • если он сгорает снова — поезжайте в сервис. Возможно, проблема глубже.