Круиз-контроль: просто о сложном

С момента появления автомобилей, производители стараются внедрять системы, которые облегчают вождение. Одна из них — круиз-контроль.
Авторы и эксперты
Татьяна Потемкина
Автор Авто Mail
Артем Москалев
Что это
Виды
Где находится
Как работает
Плюсы
Минусы
Как пользоваться
Поломки
Установить дополнительно
Ограничения
Мнение эксперта
Главное
Что это
Виды
Где находится
Как работает
Плюсы
Минусы
Как пользоваться
Поломки
Установить дополнительно
Ограничения
Мнение эксперта
Главное
Еще
Круиз-контроль обновленного Mercedes-Benz S-класса
Круиз-контроль — система, поддерживающая постоянную скорость автомобиляИсточник: Mercedes-Benz

В статье разберемся, как устроена система, какие типы бывают и в чем особенности каждого. Поделиться опытом и дать полезные советы поможет Артем Москалев, сооснователь финтех-компании Ivitech, специализирующейся на финансировании таксопарков в крупных городах России.

Что такое круиз-контроль в автомобиле

Круиз-контроль автоматически удерживает выбранное значение. Вы задаете нужное значение, и машина едет с этой скоростью сама, без нажатия на педаль газа.

Система особенно выручает на ровных участках дороги, когда нет светофоров и частых поворотов. Руки остаются на руле, ноги отдыхают, а машина спокойно держит темп. Это снижает усталость, особенно в долгих поездках, и помогает не нарушать скоростной режим.

Какие виды круиз-контроля бывают

Все системы круиз-контроля делятся на два основных типа. Один просто поддерживает заданную скорость, второй — подстраивается под дорожную обстановку и ведет себя почти как живой водитель. Ниже разберем, как работают оба варианта и чем они отличаются друг от друга.

Адаптивный (ACC) 

Такой круиз-контроль не просто держит скорость, а еще следит за дистанцией до машины впереди. Если поток замедляется — машина плавно сбрасывает скорость. Когда дорога освобождается, система ускоряется обратно. В продвинутых версиях адаптивный круиз может даже полностью остановить автомобиль и снова начать движение, если пробка закончилась. Это особенно удобно в городском трафике или на загруженной трассе.

Пассивный (PCC)

Это базовый вариант круиз-контроля. Он позволяет зафиксировать нужную скорость, и машина будет ее держать без нажатия на газ. Удобен на трассе — не нужно постоянно контролировать педаль. Но если кто-то впереди замедляется, тормозить придется самому. Как только водитель нажимает тормоз, сцепление или кнопку отключения — система сразу выключается.

Где находятся датчики и другие компоненты круиз-контроля

Круиз-контроль на руле
Управление круиз-контролем обычно осуществляется кнопками на руле или рычагом Источник: Jetta

Система круиз-контроля состоит из нескольких элементов, и они могут располагаться в разных местах, в зависимости от типа.

У классического круиз-контроля основная часть — это блок управления и исполнительный механизм, который отвечает за подачу топлива. Этот блок чаще всего стоит под капотом, рядом с двигателем. Команды поступают в систему через электронику — от кнопок на руле или рычага.

В адаптивной версии добавляются радары и камеры. Радар чаще всего находится в переднем бампере или за эмблемой на решетке радиатора. Камера — на верхней части лобового стекла, обычно возле зеркала заднего вида. Они считывают расстояние до других машин и помогают системе реагировать на обстановку на дороге. Все это связано с электронным блоком управления, который отвечает за принятие решений.

Дополнительно могут использоваться датчики торможения, акселерометра и даже данные с коробки передач — все это помогает системе точно понимать, как вести себя в конкретной ситуации.

Как работает круиз-контроль

Принцип работы круиз-контроля примерно одинаков: система поддерживает заданную скорость без участия водителя. Но в зависимости от типа коробки передач есть отличия в управлении и нюансах включения. Ниже — как все устроено на автомате и на механике.

На автоматической трансмиссии

Здесь все просто: водитель разгоняется до нужной скорости, нажимает кнопку активации — и машина продолжает ехать сама. Система регулирует подачу топлива, поддерживает ровный темп и не требует нажатия на педаль газа. Если нужно ускориться или замедлиться, можно нажать на соответствующую кнопку или просто нажать на газ или тормоз — круиз-контроль отключится. Такой вариант удобен в дальних поездках и на скоростных дорогах, особенно когда поток идет ровно.

На механической трансмиссии

Круиз-контроль на механике работает так же — удерживает заданную скорость без участия водителя. Обычно это возможно только пока включена одна передача: при выжиме сцепления система отключается. Но на некоторых машинах, например Volkswagen Golf или Peugeot 308, все устроено умнее — система может продолжать поддерживать скорость даже при переключении передач, если соблюдаются нужные условия. Такой круиз особенно выручает на ровной дороге, а вот в городе или в горах с ним не так удобно.

Плюсы круиз-контроля

Мужчина за рулем автомобиля
Главное достоинство круиз-контроля — это повышение комфорта управления машинойИсточник: Freepik

Эта система делает вождение спокойнее и помогает сосредоточиться на дороге. Особенно полезна она в длительных поездках, когда однообразная езда быстро утомляет. Ниже — основные плюсы круиз-контроля, которые оценят и новички, и опытные водители.

  • уменьшает нагрузку на ноги в дороге — не нужно постоянно держать ногу на педали;
  • помогает экономить топливо за счет ровного темпа без лишних ускорений;
  • снижает риск случайного превышения скорости;
  • делает поездку комфортнее на длинных участках пути;
  • повышает концентрацию — меньше отвлекаешься на спидометр и педали;
  • удобен при движении в плотном потоке (в случае адаптивной версии);
  • меньше скачков оборотов, а значит — двигатель работает спокойнее.

Минусы есть у круиз-контроля

Круиз-контроль — штука удобная, но не всегда уместная. Есть ситуации, где он скорее мешает, чем помогает. Например, в городе, где часто нужно тормозить, перестраиваться или следить за пешеходами, толку от него мало. Постоянно отключать и включать систему — неудобно.

На скользкой дороге пользоваться круиз-контролем опасно. Он может неожиданно ускориться, а колеса в это время потеряют сцепление — риск заноса повышается. Еще один момент: когда водитель полностью отдает управление скорости системе, он может немного «расслабиться» и потерять концентрацию. Особенно это касается тех, кто долго едет по трассе почти без действий — ни тормозить, ни разгоняться не приходится.

Ну и стоит помнить, что адаптивные системы не всегда срабатывают идеально. Внезапное торможение впереди идущей машины или подрезание может стать проблемой — электроника не всегда успевает среагировать так же быстро как человек.

Как пользоваться круиз-контролем: пошаговая инструкция

Молодая девушка за рулем автомобиля
Даже если круиз-контроль включен, держите руки на руле и следите за дорогойИсточник: Freepik

Освоить систему просто. Ниже — короткая инструкция, которая поможет быстро разобраться, как пользоваться круиз-контролем в дороге. При этом управление может немного отличаться в зависимости от автомобиля. У некоторых моделей есть дополнительные функции, поэтому перед первым использованием полезно изучитть инструкцию — там часто указаны полезные детали, о которых не все знают.

1. Подготовьтесь к включению

Перед тем как активировать систему, убедитесь, что дорога ровная и свободная. Лучше всего использовать круиз-контроль на трассе или на длинных прямых участках без частых остановок.

2. Разгонитесь до нужной скорости

Наберите комфортную скорость — обычно это от 40 до 120 км/ч, в зависимости от автомобиля и трассы. Убедитесь, что обстановка вокруг спокойная и нет риска резкого торможения.

3. Включите круиз-контроль

Нажмите кнопку активации. Чаще всего она находится на руле или рядом с ним. После этого автомобиль начнет удерживать текущую скорость самостоятельно.

4. Контролируйте ситуацию

Даже если круиз-контроль включен, полностью расслабляться не стоит. Держите руки на руле и следите за дорогой — особенно в поворотах и при перестроениях.

5. Отключите систему при необходимости

Чтобы выключить круиз-контроль, достаточно нажать на тормоз или сцепление (если МКПП). Также можно воспользоваться кнопкой отключения — и и вы снова сами регулируете скорость.

Какие поломки круиз-контроля возможны

Это надежная система, но и у нее бывают сбои. Чаще всего все сводится к электронике. Если не включается или самопроизвольно отключается, стоит проверить кнопку активации, проводку или предохранители — иногда причина совсем простая.

Иногда перестает работать датчик тормоза. В таком случае система может не активироваться вообще или постоянно сбрасываться при попытке включить. На адаптивных системах могут выйти из строя радар или камера — тогда круиз перестает видеть машину впереди и работать в автоматическом режиме.

Бывает и так, что дело в блоке управления. Он просто «не видит» команды или дает сбои. В этом случае без диагностики не обойтись. Еще одна мелочь — грязь на датчиках, особенно зимой. Иногда достаточно протереть бампер или лобовое стекло, чтобы все снова заработало.

Можно ли дополнительно установить круиз-контроль

Круиз-контроль для Hyundai
На некоторых машинах достаточно поставить нужные кнопки и прошить блок, чтобы установить круиз-контроль Источник: Ozon.ru

Установить круиз-контроль дополнительно можно, если он не предусмотрен с завода. Но многое зависит от конкретной модели автомобиля. На одних машинах вся проводка уже заложена, и достаточно просто поставить нужные кнопки и прошить блок. На других придется тянуть провода, менять детали и настраивать все с нуля.

Обычный (пассивный) круиз-контроль установить проще всего. Адаптивный — сложнее и дороже, потому что нужен радар, камера и поддержка со стороны электроники машины. В любом случае перед установкой стоит проконсультироваться с мастером — он подскажет, возможно ли это для вашей модели и насколько все будет работать стабильно.

Какие ограничения на применение круиз-контроля существуют

Круиз-контроль работает не в любых условиях. Если дорога извилистая, с частыми подъемами, спусками или поворотами — система теряет смысл. То же самое касается движения по городу: светофоры, пешеходы, плотный поток и необходимость постоянно тормозить делают ее бесполезной.

Еще одно ограничение — минимальная скорость. На большинстве машин круиз-контроль не активируется, если скорость ниже 40 км/ч. А если в системе есть ошибка, перегорел предохранитель или неисправен один из датчиков — включить ее вообще не получится.

На скользком покрытии круиз-контроль использовать не рекомендуется. При попытке удержать заданную скорость колеса могут проскальзывать, и машина уйдет в занос. Важно помнить и про особенности механики: при выжиме сцепления система отключается, а значит пользоваться ей можно только на одной передаче.

Адаптивные версии зависят от работы радара и камеры. Если стекло или бампер загрязнены, система может перестать «видеть» другие машины и отключиться. Поэтому в плохую погоду, при обледенении или сильной грязи стоит внимательно следить за ее поведением и при необходимости отключать вручную.

Мнение эксперта

Своим мнением поделился Артем Москалев:

«За последние годы отношение к круиз-контролю заметно изменилось. Если раньше систему воспринимали как опцию для трасс и дорогих моделей, то сейчас она все чаще встречается даже в массовом сегменте. Многие водители по-прежнему не используют ее в полной мере, хотя по уровню пользы она давно вышла за рамки простой кнопки "для комфорта".

На практике одной из главных причин некорректной работы круиз-контроля становится излишнее вмешательство со стороны водителя. Некоторые автомобилисты рефлекторно нажимают на тормоз даже без необходимости — это отключает систему и сводит на нет весь эффект. Дополнительно на работу влияют неисправности и загрязнение сенсоров, особенно в адаптивных версиях.

Стабильность системы во многом зависит от конкретного автомобиля. Премиальные марки с точными радарами и камерами, такие как Mercedes-Benz, Audi и Volvo, обеспечивают надежную работу. А вот у бюджетных моделей, особенно китайского производства, возможны ложные срабатывания, особенно в плохую погоду. Проблемы также возникают у машин, где датчики установлены слишком низко — зимой они часто обмерзают.

Установка круиз-контроля может оказаться нецелесообразной, если автомобиль используется в городе с постоянными остановками или если это старая модель, изначально не рассчитанная на такую систему. В ряде случаев доработка требует серьезных вложений. Кроме того, в регионах с грязью, снегом и сильными перепадами температур эффективность круиза может снижаться и вызывать больше раздражения, чем пользы.

Одним из самых впечатляющих изменений в развитии системы стали ее возможности. Если раньше она просто удерживала скорость, то теперь адаптивные версии способны распознавать обстановку и реагировать на нее в реальном времени. Это уже шаг к полноценному автоматическому управлению.

В перспективе круиз-контроль мог бы получить интеграцию с навигацией и погодными сервисами. Это позволило бы учитывать пробки, дорожные условия и заранее корректировать поведение машины. Еще один важный вектор — персонализация. Система, способная подстраиваться под стиль конкретного водителя, сделала бы езду еще безопаснее и комфортнее.

И как бы ни совершенствовали круиз-контроль, главный модуль безопасности в машине — все еще между рулем и сиденьем. Так что кнопки — кнопками, но голову отключать не стоит».

Главное о круиз-контроле

Руль автомобиля
Круиз-контроль встречается даже в недорогих автомобилях Источник: Unsplash

Эта система давно перестала быть редкостью и встречается даже в недорогих автомобилях. Она помогает водителю меньше уставать, делает движение плавным и ровным. Но, как и у любой технологии, у круиз-контроля есть свои нюансы. Чтобы быстро понять, для чего он нужен и в каких случаях лучше не полагаться на автоматику — собрали все самое важное в одном списке:

  • удерживает скорость без участия водителя;
  • есть два типа: обычный и адаптивный;
  • адаптивный сам тормозит и ускоряется в потоке;
  • на трассе — отлично, в городе — бесполезно;
  • уменьшает усталость и помогает не превышать скорость;
  • работает от 40 км/ч, отключается при торможении;
  • на «механике» выключается при переключении передач;
  • может не сработать, если грязные сенсоры или плохая погода;
  • устанавливается не на все авто — зависит от электроники;
  • в случае поломки чаще всего причина — в кнопках, датчиках или блоке управления;
  • в плотном потоке адаптивный круиз делает езду спокойнее и ровнее.