Как проверить катушку зажигания: инструкция с советами

В двигателе есть ряд деталей, без которых его работа невозможна. При некорректной работе мотора первое, что нужно сделать — проверить катушки зажигания.
Кирилл Русинович
Автор Авто Mail
Что это
Для чего нужна
Устройство
Как работает
Признаки неисправности
Почему выходит из строя
Как проверить
Что это
Для чего нужна
Устройство
Как работает
Признаки неисправности
Почему выходит из строя
Как проверить
Еще
Катушка зажигания
Катушка зажигания — это элемент системы зажигания двигателя внутреннего сгоранияИсточник: BMW

В этой статье расскажем, что такое катушки зажигания и как их проверить, для чего они нужны и какие бывают. А также разберем основные причины, по которым катушки зажигания выходят из строя.

Что такое катушка зажигания

Катушка зажигания — это элемент системы зажигания двигателя внутреннего сгорания, предназначенный для преобразования низкого напряжения аккумуляторной батареи автомобиля (обычно 12 вольт) в высокое напряжение (до нескольких десятков тысяч вольт), необходимое для образования искры между электродами свечи зажигания. Искра воспламеняет топливно-воздушную смесь в цилиндрах двигателя, обеспечивая его работу.

Для чего нужна катушка зажигания

При включении зажигания ток проходит через первичную обмотку, создавая магнитное поле вокруг железного сердечника. Когда система управления двигателем прерывает подачу тока на первичную обмотку, магнитное поле резко исчезает, индуцируя высоковольтный импульс во вторичной обмотке. Этот импульс подается на свечу зажигания, вызывая образование искры.

Современные автомобили часто используют индивидуальные катушки зажигания («катушечные модули»), каждая из которых обслуживает отдельную свечу зажигания, повышая надежность и точность подачи искры.

Устройство катушки зажигания

Основные компоненты катушки зажигания:

  • первичная обмотка — имеет меньшее количество витков толстого провода и подключается к источнику низковольтного питания (аккумулятор).
  • вторичная обмотка — состоит из большого количества тонких витков проволоки и генерирует высокое напряжение для свечей зажигания.
  • железный сердечник — улучшает эффективность передачи энергии от первичной ко вторичной обмотке.
  • крышка и контакты — обеспечивают герметичность и защиту внутренних компонентов от внешних воздействий.

Как работают катушки зажигания разных типов

Катушка зажигания
Катушки зажигания отличаются конструкцией, принципом работы и применениемИсточник: Ozon.ru

Катушки зажигания бывают различных типов, каждый из которых отличается конструкцией, принципом работы и применением. Рассмотрим наиболее распространенные типы катушек зажигания и особенности их функционирования:

Классическая («общая») катушка зажигания

Это традиционная конструкция, используемая в старых автомобилях с распределителем зажигания (трамблером). Она представляет собой единый модуль, создающий высокое напряжение для всех свечей зажигания последовательно.

Особенности работы:

  • катушка вырабатывает одно общее высоковольтное напряжение, которое распределяется по свече через трамблер и высоковольтные провода;
  • одна катушка обеспечивает искру сразу для всех цилиндров мотора, используя вращающийся бегунок внутри распределителя;
  • подходит для двигателей с малым количеством цилиндров.

Индивидуальные катушки зажигания

Используются в современных инжекторных системах. Каждая такая катушка устанавливается непосредственно над отдельной свечой зажигания и формирует высоковольтный разряд только для своей свечи.

Особенности работы:

  • отсутствие распределения высокого напряжения через механический контакт (бегунка или проводов) — каждая катушка работает автономно и соединяется напрямую со свечой;
  • более точное управление моментом подачи искры благодаря электронному управлению каждым модулем отдельно;
  • применяются преимущественно в двигателях с четырьмя и большим числом цилиндров.

Двойные катушки зажигания («парные»)

Также называются двухискровыми катушками. Это промежуточный вариант между общей и индивидуальной системой. Одна двойная катушка управляет двумя свечами одновременно.

Особенности работы:

  • используется одна катушка для двух соседних цилиндров, связанных общим импульсом;
  • чаще всего применяется в моторах с четным числом цилиндров, особенно на четырехцилиндровых агрегатах;
  • может иметь конструкцию типа COP (Coil On Plug) или располагаться рядом со свечами.

Катушки с встроенным коммутатором

Этот тип объединяет классическую катушку зажигания с электронной схемой управления. Коммутатор регулирует моменты включения/выключения первичного тока, влияя на стабильность и мощность искры.

Особенности работы:

  • повышается надежность зажигания благодаря отсутствию механических контактов и движущихся частей;
  • широко используется в бензиновых двигателях легковых автомобилей с центральным расположением катушки и трамблером.

Современные катушки типа COP (Coil on Plug)

Эти катушки устанавливаются прямо на каждую свечу зажигания без использования отдельных высоковольтных проводов. Часто применяются в системах прямого впрыска топлива и многозонных двигателях.

Особенности работы:

  • обеспечивается прямой доступ к каждой свече, исключающий потери энергии при передаче высокого напряжения;
  • улучшенная изоляция снижает риск утечки электричества и повышает производительность системы зажигания;
  • обычно используются в современных авто с высокоэффективными двигателями.

Таким образом, разные типы катушек зажигания различаются способом подключения, управлением процессом формирования искры и эффективностью работы, что позволяет оптимизировать систему зажигания под конкретные требования двигателя и конструкции автомобиля.

Признаки неисправности катушки зажигания

Девушка нажимает на кнопку зажигания автомобиля
Наиболее распространенный симптом неисправности катушки — пропуски зажиганияИсточник: Freepik

Признаки неисправностей катушки зажигания проявляются различными симптомами, которые могут повлиять на стабильную работу двигателя и привести к снижению мощности, увеличению расхода топлива или даже остановке двигателя. Вот основные признаки проблем с катушкой зажигания.

Пропуски зажигания

Наиболее распространенный симптом неисправности катушки — пропуски зажигания в одном или нескольких цилиндрах. Проявляется следующим образом:

  • потеря тяги, неравномерная работа двигателя на холостых оборотах;
  • дергания и рывки при ускорении или движении;
  • появление ошибок диагностики, указывающих на пропуски зажигания.

Затрудненный запуск двигателя

Трудности с запуском автомобиля также могут свидетельствовать о проблемах с катушкой зажигания:

  • стартер крутит нормально, но двигатель заводится долго или вообще не заводится;
  • после запуска двигатель может некоторое время нестабильно работать, пока не прогреется.

Увеличение расхода топлива

Низкое качество искрообразования приводит к неполному сгоранию топлива, что увеличивает расход бензина:

  • вы замечаете увеличение потребления топлива без изменения стиля вождения.

Нестабильная работа двигателя

Двигатель может неожиданно начать «троить» или глохнуть, чаще всего на высоких оборотах или под нагрузкой:

  • обороты скачут вверх-вниз без видимой причины;
  • при разгоне чувствуются провалы в работе двигателя.

Подергивания и вибрации

Проблемы с одной или несколькими катушками вызывают вибрацию и подергивание автомобиля:

Провал оборотов

Мужчина в кроссовках нажимает на педаль газа
Еще один признак неисправности катушки — при резком нажатии на педаль газа обороты начинают падатьИсточник: legion-media

При нажатии педали газа обороты поднимаются медленно или вовсе начинают падать обратно:

  • особенно заметно при резком наборе скорости или попытке быстро разогнать автомобиль.

Ухудшение динамики разгона

Автомобиль становится менее отзывчивым и медленнее разгоняется:

  • отсутствует нормальная динамика ускорения, машина кажется «заторможенной».

Индикаторы Check Engine или коды ошибок

Многие современные автомобили оснащены системами самодиагностики, которые фиксируют проблемы с работой катушек зажигания:

  • загорается индикатор «Check Engine» на приборной панели;
  • диагностика показывает соответствующие коды ошибок, такие как P030X (пропуск зажигания в определенном цилиндре).

Почему катушка зажигания выходит из строя

Выход из строя катушки зажигания может происходить по нескольким причинам. Давайте рассмотрим основные из них подробнее.

Перегрев катушки зажигания

Одной из главных причин выхода из строя является перегрев. Высокое напряжение, проходящее через катушку, вызывает нагрев, особенно при длительном использовании двигателя на повышенных нагрузках или плохом охлаждении. Если температура превышает допустимые пределы, внутренняя изоляция катушки повреждается, что ведет к короткому замыканию или разрыву цепи.

Признаки перегрева:

  • запах горелой изоляции или пластика вблизи моторного отсека;
  • быстрая потеря производительности двигателя при высокой температуре окружающей среды.

Износ или повреждения изоляции

Со временем материалы, используемые в производстве катушек, подвергаются воздействию влаги, грязи, пыли и агрессивных веществ (таких как масло, топливо). Эти условия постепенно разрушают изоляционные слои, приводя к коротким замыканиям и выходу катушки из строя.

Причины износа изоляции:

  • длительное воздействие экстремальных температур;
  • постоянные вибрации и механические нагрузки;
  • попадание воды или масла внутрь катушки.

Механические повреждения

Физическое воздействие, удары или деформации могут повредить корпус катушки, нарушить целостность обмоток или вызвать трещины, что приведет к внутренним дефектам и отказу устройства.

Примеры повреждений:

  • удары камнями или мусором при движении по неровностям дороги;
  • неправильное крепление или установка катушки.

Пробои в изоляции

Высокое напряжение создает нагрузку на изоляционный слой, и со временем пробои становятся неизбежными. Повреждения изоляции возникают вследствие старения материалов, воздействия температуры и влажности.

Факторы риска:

  • частые высокие нагрузки на двигатель;
  • продолжительная эксплуатация в тяжелых условиях эксплуатации (перевозка грузов, буксировка прицепов).

Недостаточное техническое обслуживание

Мужчина в перчатках снимает крышку двигателя автомобиля
Важно регулярно проверять состояние свечей и катушек зажиганияИсточник: Freepik

Отсутствие регулярной проверки состояния катушек и свечей зажигания способствует накоплению загрязнений и образованию нагара, что отрицательно влияет на работоспособность всей системы зажигания.

Важность технического обслуживания:

  • регулярная проверка свечей зажигания и высоковольтных проводов;
  • своевременная очистка поверхности катушек от загрязнений.

Нарушение правил эксплуатации

Использование неподходящих комплектующих, таких как низкокачественные свечи зажигания или неправильная настройка угла опережения зажигания, также ускоряет износ катушек.

Рекомендации по эксплуатации:

  • соблюдение рекомендаций производителя относительно выбора свечей и топлива;
  • периодическая диагностика системы зажигания специалистом.

Чтобы продлить срок службы катушки зажигания, важно соблюдать правила эксплуатации, регулярно проводить профилактику и своевременно устранять любые выявленные дефекты.

Как проверить исправность катушки зажигания

Проверка исправности катушки зажигания включает ряд простых шагов, которые можно провести самостоятельно или доверив специалистам автосервиса. Для начала ознакомимся с основными методами диагностики.

Визуальный осмотр катушки

Проверьте состояние самой катушки и ее окружения:

  • нет ли следов коррозии, трещин или повреждений корпуса;
  • чистые ли контакты и выводы катушки;
  • присутствуют ли следы маслянистых пятен или подтеков жидкости.

Любые визуальные отклонения указывают на возможные проблемы.

Проверка сопротивления катушки мультиметром

Мультиметр крупным планом
Оценить работоспособность катушки можно с помощью мультиметра Источник: legion-media.ru

Для точной оценки работоспособности катушки лучше воспользоваться тестером-мультиметром. Вам потребуется измерить сопротивление обеих обмоток:

Шаги:

1. Установите мультиметр в режим измерения сопротивления (Ом).

2. Сначала проверьте сопротивление первичной обмотки (контакты A-B):

  • прикоснитесь щупами прибора к выводам А и B катушки:
  • нормальное значение сопротивления составляет примерно 0,5–2 Ом.

3. Затем проверяйте сопротивление вторичной обмотки (контакты C-D):

  • соедините щупы с выводами C и D;
  • стандартное значение сопротивления должно находиться в пределах 5–20 кОм.

Значительные отклонения от указанных значений свидетельствуют о возможных проблемах с катушкой.

Тестирование на наличие искры

Один из классических способов — использование специального тестера искры или вручную проверив появление искры:

  • Способ 1: Тестер искры

    Подключите устройство-тестера к высоковольтному выводу катушки и запустите двигатель. Наличие устойчивой искры подтверждает исправность катушки.

  • Способ 2: Испытание методом «прикладывания свечи»:

    Осторожно снимите свечу зажигания с двигателя, вставьте ее наконечником в крышку или другой металлический предмет и попросите помощника прокрутить стартером. Важно соблюдать меры предосторожности.

Присутствие яркой и четко выраженной искры свидетельствует о нормальной работе катушки.

Проверка диагностическим сканером OBD-II

Современный способ проверки — подключение диагностического оборудования (сканеров OBD-II), которое считывает данные с блока управления автомобилем и выдает код ошибки. Коды вроде P030x (где x — номер цилиндра) указывают на пропуски зажигания, причиной которых может стать именно катушка.

Замена на заведомо рабочую катушку

Самый простой метод проверки — временно заменить подозреваемую катушку на новую или исправную, взятую с другого цилиндра. Если проблема исчезнет, значит, старая катушка действительно была неисправна.

Как проверить работоспособность катушки зажигания со встроенным диодом

Катушки зажигания со встроенными диодами отличаются от обычных тем, что в их конструкции имеется дополнительный защитный элемент — диод, предотвращающий обратные всплески напряжения, возникающие при отключении первичной обмотки. Такой тип катушек характерен для некоторых моделей японских автомобилей и реже встречается в европейской технике.

Так как катушка оснащена встроенным диодом, нужно убедиться в его исправности:

  1. Включите мультиметр в режим тестирования полупроводников (символ «diode»).
  2. Один щуп прикладывается к положительному выводу диода (обычно маркирован как + или anode), второй — к отрицательному (- или cathode).
  3. Правильный диод покажет падение напряжения около 0,6–0,8 Вольта.
  4. Поменяйте полярность выводов и повторите замер. Хороший диод не проводит ток в обратном направлении, показывая бесконечное сопротивление.

Обнаруженная неисправность диода означает необходимость замены катушки целиком.

Как заменить катушку зажигания

Процедура замены катушки зажигания довольно проста и доступна большинству автовладельцев, обладающих базовыми знаниями по обслуживанию автомобиля. Чтобы успешно произвести замену, следуйте пошаговым инструкциям ниже.

Что понадобится для замены катушки зажигания:

  • новая катушка зажигания подходящей модели;
  • набор инструментов (гаечный ключ, плоскогубцы, отвертка);
  • пластиковая защита рук (опционально);
  • руководство по ремонту вашей модели автомобиля (для дополнительной точности).

Процесс замены катушки зажигания:

1. Подготовительный этап. Перед началом работ обязательно заглушите двигатель и дайте автомобилю остыть. Откройте капот и найдите местоположение катушки зажигания (часто располагается сверху двигателя или возле головки блока цилиндров).

2. Демонтаж старой катушки. Отключите минусовую клемму аккумулятора, чтобы исключить случайное короткое замыкание. Найдите высоковольтный провод, идущий от катушки к свече зажигания. Аккуратно открутите фиксатор крепления провода (или разъедините разъем, если применимо). Осторожно извлеките старую катушку из посадочного места. Иногда катушка фиксируется болтами или зажимами — аккуратно открутите их.

3. Установка новой катушки. Возьмите новую катушку и сравните ее расположение и конфигурацию соединений с предыдущей моделью. Установите новую катушку в освободившееся гнездо и закрепите ее крепежными элементами (болтами или защелками). Подключите высоковольтный провод к новой катушке и надежно зафиксируйте его положение.

4. Финальная проверка. Верните минусовую клемму аккумулятора на свое место.  Попробуйте запустить двигатель. Обратите внимание на следующие аспекты:

  • работает ли двигатель стабильно и ровно;
  • исчезли ли ранее присутствовавшие пропуски зажигания или перебои.
Механик держит катушку зажигания для свечи
Cледите за состоянием катушек и меняйте их вовремяИсточник: legion-media.ru

Главное о том, как проверить катушку зажигания 

Собрали самое главное о катушках зажигания:

  • они нужны для передачи и усиления электрического импульса к свече зажигания;
  • следите за состоянием катушек зажигания и вовремя меняйте их;
  • неисправность можно определить по повышенному расходу топлива и «троению» двигателя;
  • если катушка только начинает ломаться, возможные непостоянные пропуски зажигания;
  • самый простой способ проверить катушку — поставить взамен исправную.