Ваше поведение вас выдает: как инспекторы «читают» водителей

Встреча с инспектором на дороге — стресс для многих из нас. А в стрессовой ситуации мы часто перестаем следить за тем, что и как мы говорим, какую мимику и жесты при этом демонстрируем
Елена Старикова
Автор Авто Mail

Опытные сотрудники ДПС это сразу же подмечают. Всего за пару секунд они способны понять, с кем имеют дело, и в каком ключе им следует выстраивать дальнейший диалог. Давайте разберемся, какие типы водителей чаще всего попадаются на уловки инспекторов и как не стать одним из них.

1. Без вины виноватые

Водитель
Источник: Авто Mail

Неуверенность за рулем проявляется в целом комплексе вербальных и невербальных сигналов. Такие водители часто избегают прямого зрительного контакта, сутулятся, говорят тихим голосом и проявляют нервозность в виде суетливых движений. Инспекторы быстро распознают эти признаки и используют директивную манеру общения, оказывая психологическое давление.

Особые приметы таких водителей:

  • Опускают глаза, не смотрят в лицо инспектору;
  • Говорят тихо, часто запинаются;
  • Суетливо ищут документы.
Типичные фразы: «Я, наверное, что-то нарушил?», «Извините, я не специально», «Я недавно за рулем».

Приемы инспекторов ДПС:

  • Говорят безапелляционным, командным тоном;
  • Создают ощущение неизбежности наказания;
  • Намеренно не объясняют причину остановки сразу, нагнетая обстановку и усиливая тревогу водителя;
  • Используют профессиональный жаргон, чтобы запутать водителя.

Инспектор уже у окна. Что делать? Для начала — не суетиться. Выпрямите спину, смотрите на сотрудника ДПС прямо и спокойно. Без вызова, но и без страха. Голос при этом должен быть уверенным, без чрезмерной любезности. Да, вы волнуетесь, но ответственности в КоАП РФ за это не предусмотрено. Так что и поводов для обвинений в ваш адрес у инспектора нет.

Документы лучше подготовить заранее. Это сэкономит вам нервы, время и избавит от необходимости суетливо шарить в бардачке или по карманам.

Часто инспекторы говорят на автомате — быстро, как бы «бубня» себе под нос. Либо сыплют формулировками из КоАП РФ, которые человеку непосвященному бывает сложно понять сразу (в том числе из-за волнения). Не бойтесь переспрашивать. Если вам что-то непонятно, спокойно скажите: «Поясните, пожалуйста, что вы имеете в виду? Простыми словами». Говорите ровно, без раздражения. Как водитель вы имеете полное право понимать, что происходит. Помните, что закон в этом случае на вашей стороне.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции:

1) называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщает причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъясняет ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

2. Пылкие натуры

Агрессивный водитель
Источник: Авто Mail

Люди с высоким уровнем нейротизма (черта характера, предрасполагающая к переживанию негативных эмоций) склонны к бурным эмоциональным реакциям, особенно в ситуациях стресса. Инспекторы распознают таких водителей по резким движениям, повышенной громкости голоса и эмоциональным высказываниям уже в первые минуты общения. Увидев перед собой импульсивного человека, сотрудник полиции может начать провоцировать его на эмоции, чтобы тот в порыве гнева «наделал глупостей».

Особые приметы таких водителей:

  • Резко открывают окно или дверь;
  • Повышают голос с первых секунд разговора;
  • Делают резкие движения руками.
Типичные фразы: «Да за что вы меня остановили?!», «Вы что ли план по штрафам хотите перевыполнить?», «Лучше бы настоящих нарушителей ловили!»

Приемы инспекторов ДПС:

  • Намеренно говорят медленно, растягивая время;
  • Подчеркнуто вежливо указывают на эмоциональность водителя;
  • Делают замечания о манере общения;
  • Намекают на возможность усугубления ситуации из-за неуважения к представителю власти.

Инспектор уже у окна. Что делать? Сделайте глубокий вдох. Напомните себе, что эмоции — плохой советчик. Даже если вы уверены в своей правоте, агрессия только усложнит ситуацию. Говорите спокойно и по делу. Помните, что инспектор может специально провоцировать вас на конфликт.

3. Водители-паиньки

Водитель
Источник: Авто Mail

Больше половины водителей демонстрируют высокий уровень конформности (изменение модели поведения или взглядов под воздействием суждений окружающих) при взаимодействии с представителями власти. Такие водители автоматически соглашаются с инспектором, даже если не уверены в его правоте. Они кивают, часто извиняются и стремятся как можно быстрее завершить общение, даже в ущерб своим интересам.

Особые приметы таких водителей:

  • Соглашаются со всеми вменяемыми им нарушениями, даже не дослушав инспектора;
  • Постоянно кивают и извиняются;
  • Стараются быстрее завершить разговор любой ценой.
Типичные фразы: «Да-да, конечно», «Я все понял», «Как скажете», «Что нужно сделать, чтобы я мог уже наконец поехать дальше?».

Приемы инспекторов ДПС:

  • Намекают на то, чтобы решить вопрос на месте;
  • Создают иллюзию выбора: «Либо большой штраф, либо…» (дальше пауза, чтобы водитель сам предложил оптимальный вариант);
  • Используют фразы: «Вы же разумный человек» и «Зачем тратить время?»;
  • Намеренно преувеличивают серьезность нарушения.

Инспектор уже у окна. Что делать? Вежливость — это, конечно, хорошо, но не торопитесь соглашаться с доводами инспектора. Уточняйте детали: какой именно пункт правил вы нарушили? Попросите показать запись с камеры, если она есть. Помните, что справедливое разрешение ситуации важнее быстрого.

4. «Мамкины юристы»

Водитель средних лет за рулем автомобиля
Источник: Авто Mail

Такие водители пытаются показать, что знают свои права и уж с ними «этот номер не пройдет». Беда в том, что их знания зачастую поверхностны и фрагментарны. Инспекторы быстро вычисляют таких людей по непоследовательной аргументации и некорректным ссылкам на правовые нормы. К тому же, отличить реального юриста от юриста-любителя с поверхностными знаниями довольно легко. Вторые как правило начинают «сыпаться» при необходимости углубиться в детали.

Особые приметы таких водителей:

  • С порога начинают цитировать инспектору выдержки из законов;
  • Снимают все на телефон с первой секунды;
  • Говорят штампами из юридических видеороликов.
Типичные фразы: «Я свои права знаю!», «На каком основании вы меня остановили?», «Я буду жаловаться вашему руководству!».

Приемы инспекторов ДПС:

  • Задают уточняющие юридические вопросы, загоняя «знатока» в тупик;
  • Переходят на сложную юридическую терминологию;
  • Затягивают процедуру, проверяя все документы максимально долго;
  • Указывают на другие, реальные или мнимые нарушения.

Инспектор уже у окна. Что делать? Цитировать выдержки из законов полезно, но только если вы действительно в этих самых законах разбираетесь. Блефовать здесь точно не стоит. Лучше честно сказать: «Я хотел бы уточнить этот момент» или «Мне нужно время, чтобы ознакомиться с законом».

И еще: в любой непонятной ситуации доставайте смартфон и включайте видео. По закону снимать ваше взаимодействие с инспектором не запрещено. Главное — делайте это корректно и без вызывающего поведения. Такая запись поможет вам отстоять свою правоту, если дело дойдет до суда.

5. Водители, ищущие признания

Водитель
Источник: Авто Mail

Такие люди особенно восприимчивы к психологическим техникам в духе «хороший полицейский». К слову, таких среди нас тоже много. Потребность в социальном одобрении является для нас базовой и формируется с детства. В частности, дети, чьи эмоциональные потребности удовлетворялись только при «правильном» поведении, во взрослом возрасте часто становятся зависимыми от внешней оценки.

В контексте общения с инспекторами стремление к социальному одобрению особенно опасно и дает почву для различного рода манипуляций. Сотрудники ДПС часто используют комплименты и создают видимость солидарности, чтобы управлять таким водителем. Например, они могут сказать: «Вы выглядите разумным человеком» — это помогает им расположить автомобилиста к себе и добиться нужного результата.

Особые приметы таких водителей:

  • Ищут общие темы для разговора с инспектором;
  • Пытаются шутить и налаживать контакт;
  • Часто улыбаются и кивают;
Типичные фразы: «У вас такая сложная работа», «Я всегда уважал сотрудников ДПС», «Мы же с вами разумные люди, — договоримся».

Приемы инспекторов ДПС:

  • Изображают дружелюбие и понимание;
  • Используют комплименты: «Сразу видно, что вы опытный водитель»;
  • Создают иллюзию особого отношения;
  • Намекают на возможность «войти в положение».

Инспектор уже у окна. Что делать? Будьте вежливы, но держите дистанцию. Помните, что вы ведете диалог с представителем власти. Как бы ни нахваливал вас инспектор, не поддавайтесь на ложное чувство солидарности. Стремитесь к справедливому и законному разрешению ситуации, а не к установлению неких сомнительных договоренностей.

Как не стать легкой мишенью для инспектора?

Лучшее, что вы можете сделать, вне зависимости от того, к какому типу водителей относитесь, — сохранять психологическую дистанцию в общении с инспектором. Это значит не поддаваться на эмоции и смотреть на ситуацию со стороны. Так вы сможете принимать более взвешенные решения.

Не принимайте все на свой счет — инспектор выполняет свою работу и не имеет отношения к вам как личности. Даже если он проявляет строгость или пытается вас вывести из себя, старайтесь воспринимать это как часть его профессиональной деятельности, а не как личную атаку.

Контролируйте свои эмоции — чувства могут легко взять верх над разумом, если инспектор задает неудобные вопросы или пытается надавить. Однако вместо того чтобы поддаться манипуляции, попробуйте обуздать эмоции. Глубокие вдохи, спокойная речь, уверенный тон и осознание того, что вы действуете строго в рамках правового поля, помогут сохранить хладнокровие.

Не спешите сходу выдавать реакцию — когда инспектор начинает говорить или задавать вопросы, не спешите сразу же ему отвечать. Сделайте паузу, подумайте, прежде чем говорить. Это даст вам время на осознание ситуации и поможет избежать поспешных решений, основанных на эмоциях.

Поддержание психологической дистанции не означает, что нужно быть высокомерным или равнодушным. Это скорее умение сохранять хладнокровие и не позволять эмоциям взять верх. Такой подход помогает принимать более осознанные решения, действовать уверенно и не вестись на уловки инспектора.