Опытные сотрудники ДПС это сразу же подмечают. Всего за пару секунд они способны понять, с кем имеют дело, и в каком ключе им следует выстраивать дальнейший диалог. Давайте разберемся, какие типы водителей чаще всего попадаются на уловки инспекторов и как не стать одним из них.
1. Без вины виноватые

Неуверенность за рулем проявляется в целом комплексе вербальных и невербальных сигналов. Такие водители часто избегают прямого зрительного контакта, сутулятся, говорят тихим голосом и проявляют нервозность в виде суетливых движений. Инспекторы быстро распознают эти признаки и используют директивную манеру общения, оказывая психологическое давление.
Особые приметы таких водителей:
- Опускают глаза, не смотрят в лицо инспектору;
- Говорят тихо, часто запинаются;
- Суетливо ищут документы.
Приемы инспекторов ДПС:
- Говорят безапелляционным, командным тоном;
- Создают ощущение неизбежности наказания;
- Намеренно не объясняют причину остановки сразу, нагнетая обстановку и усиливая тревогу водителя;
- Используют профессиональный жаргон, чтобы запутать водителя.
Инспектор уже у окна. Что делать? Для начала — не суетиться. Выпрямите спину, смотрите на сотрудника ДПС прямо и спокойно. Без вызова, но и без страха. Голос при этом должен быть уверенным, без чрезмерной любезности. Да, вы волнуетесь, но ответственности в КоАП РФ за это не предусмотрено. Так что и поводов для обвинений в ваш адрес у инспектора нет.
Документы лучше подготовить заранее. Это сэкономит вам нервы, время и избавит от необходимости суетливо шарить в бардачке или по карманам.
Часто инспекторы говорят на автомате — быстро, как бы «бубня» себе под нос. Либо сыплют формулировками из КоАП РФ, которые человеку непосвященному бывает сложно понять сразу (в том числе из-за волнения). Не бойтесь переспрашивать. Если вам что-то непонятно, спокойно скажите: «Поясните, пожалуйста, что вы имеете в виду? Простыми словами». Говорите ровно, без раздражения. Как водитель вы имеете полное право понимать, что происходит. Помните, что закон в этом случае на вашей стороне.
Ст. 5 п. 4 ФЗ «О полиции»:
4. При обращении к гражданину сотрудник полиции:
1) называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщает причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъясняет ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
2. Пылкие натуры

Люди с высоким уровнем нейротизма (черта характера, предрасполагающая к переживанию негативных эмоций) склонны к бурным эмоциональным реакциям, особенно в ситуациях стресса. Инспекторы распознают таких водителей по резким движениям, повышенной громкости голоса и эмоциональным высказываниям уже в первые минуты общения. Увидев перед собой импульсивного человека, сотрудник полиции может начать провоцировать его на эмоции, чтобы тот в порыве гнева «наделал глупостей».
Особые приметы таких водителей:
- Резко открывают окно или дверь;
- Повышают голос с первых секунд разговора;
- Делают резкие движения руками.
Приемы инспекторов ДПС:
- Намеренно говорят медленно, растягивая время;
- Подчеркнуто вежливо указывают на эмоциональность водителя;
- Делают замечания о манере общения;
- Намекают на возможность усугубления ситуации из-за неуважения к представителю власти.
Инспектор уже у окна. Что делать? Сделайте глубокий вдох. Напомните себе, что эмоции — плохой советчик. Даже если вы уверены в своей правоте, агрессия только усложнит ситуацию. Говорите спокойно и по делу. Помните, что инспектор может специально провоцировать вас на конфликт.
3. Водители-паиньки

Больше половины водителей демонстрируют высокий уровень конформности (изменение модели поведения или взглядов под воздействием суждений окружающих) при взаимодействии с представителями власти. Такие водители автоматически соглашаются с инспектором, даже если не уверены в его правоте. Они кивают, часто извиняются и стремятся как можно быстрее завершить общение, даже в ущерб своим интересам.
Особые приметы таких водителей:
- Соглашаются со всеми вменяемыми им нарушениями, даже не дослушав инспектора;
- Постоянно кивают и извиняются;
- Стараются быстрее завершить разговор любой ценой.
Приемы инспекторов ДПС:
- Намекают на то, чтобы решить вопрос на месте;
- Создают иллюзию выбора: «Либо большой штраф, либо…» (дальше пауза, чтобы водитель сам предложил оптимальный вариант);
- Используют фразы: «Вы же разумный человек» и «Зачем тратить время?»;
- Намеренно преувеличивают серьезность нарушения.
Инспектор уже у окна. Что делать? Вежливость — это, конечно, хорошо, но не торопитесь соглашаться с доводами инспектора. Уточняйте детали: какой именно пункт правил вы нарушили? Попросите показать запись с камеры, если она есть. Помните, что справедливое разрешение ситуации важнее быстрого.
4. «Мамкины юристы»

Такие водители пытаются показать, что знают свои права и уж с ними «этот номер не пройдет». Беда в том, что их знания зачастую поверхностны и фрагментарны. Инспекторы быстро вычисляют таких людей по непоследовательной аргументации и некорректным ссылкам на правовые нормы. К тому же, отличить реального юриста от юриста-любителя с поверхностными знаниями довольно легко. Вторые как правило начинают «сыпаться» при необходимости углубиться в детали.
Особые приметы таких водителей:
- С порога начинают цитировать инспектору выдержки из законов;
- Снимают все на телефон с первой секунды;
- Говорят штампами из юридических видеороликов.
Приемы инспекторов ДПС:
- Задают уточняющие юридические вопросы, загоняя «знатока» в тупик;
- Переходят на сложную юридическую терминологию;
- Затягивают процедуру, проверяя все документы максимально долго;
- Указывают на другие, реальные или мнимые нарушения.
Инспектор уже у окна. Что делать? Цитировать выдержки из законов полезно, но только если вы действительно в этих самых законах разбираетесь. Блефовать здесь точно не стоит. Лучше честно сказать: «Я хотел бы уточнить этот момент» или «Мне нужно время, чтобы ознакомиться с законом».
И еще: в любой непонятной ситуации доставайте смартфон и включайте видео. По закону снимать ваше взаимодействие с инспектором не запрещено. Главное — делайте это корректно и без вызывающего поведения. Такая запись поможет вам отстоять свою правоту, если дело дойдет до суда.
5. Водители, ищущие признания

Такие люди особенно восприимчивы к психологическим техникам в духе «хороший полицейский». К слову, таких среди нас тоже много. Потребность в социальном одобрении является для нас базовой и формируется с детства. В частности, дети, чьи эмоциональные потребности удовлетворялись только при «правильном» поведении, во взрослом возрасте часто становятся зависимыми от внешней оценки.
В контексте общения с инспекторами стремление к социальному одобрению особенно опасно и дает почву для различного рода манипуляций. Сотрудники ДПС часто используют комплименты и создают видимость солидарности, чтобы управлять таким водителем. Например, они могут сказать: «Вы выглядите разумным человеком» — это помогает им расположить автомобилиста к себе и добиться нужного результата.
Особые приметы таких водителей:
- Ищут общие темы для разговора с инспектором;
- Пытаются шутить и налаживать контакт;
- Часто улыбаются и кивают;
Приемы инспекторов ДПС:
- Изображают дружелюбие и понимание;
- Используют комплименты: «Сразу видно, что вы опытный водитель»;
- Создают иллюзию особого отношения;
- Намекают на возможность «войти в положение».
Инспектор уже у окна. Что делать? Будьте вежливы, но держите дистанцию. Помните, что вы ведете диалог с представителем власти. Как бы ни нахваливал вас инспектор, не поддавайтесь на ложное чувство солидарности. Стремитесь к справедливому и законному разрешению ситуации, а не к установлению неких сомнительных договоренностей.
Как не стать легкой мишенью для инспектора?
Лучшее, что вы можете сделать, вне зависимости от того, к какому типу водителей относитесь, — сохранять психологическую дистанцию в общении с инспектором. Это значит не поддаваться на эмоции и смотреть на ситуацию со стороны. Так вы сможете принимать более взвешенные решения.
Не принимайте все на свой счет — инспектор выполняет свою работу и не имеет отношения к вам как личности. Даже если он проявляет строгость или пытается вас вывести из себя, старайтесь воспринимать это как часть его профессиональной деятельности, а не как личную атаку.
Контролируйте свои эмоции — чувства могут легко взять верх над разумом, если инспектор задает неудобные вопросы или пытается надавить. Однако вместо того чтобы поддаться манипуляции, попробуйте обуздать эмоции. Глубокие вдохи, спокойная речь, уверенный тон и осознание того, что вы действуете строго в рамках правового поля, помогут сохранить хладнокровие.
Не спешите сходу выдавать реакцию — когда инспектор начинает говорить или задавать вопросы, не спешите сразу же ему отвечать. Сделайте паузу, подумайте, прежде чем говорить. Это даст вам время на осознание ситуации и поможет избежать поспешных решений, основанных на эмоциях.
Поддержание психологической дистанции не означает, что нужно быть высокомерным или равнодушным. Это скорее умение сохранять хладнокровие и не позволять эмоциям взять верх. Такой подход помогает принимать более осознанные решения, действовать уверенно и не вестись на уловки инспектора.