
В процессе эксплуатации свечей зажигания, и даже после установки нового комплекта могут возникать самые разные неприятности. Мотор начинает неровно работать, машина двигается рывками, происходит детонация. Одной из причин подобных неполадок может быть неправильно настроенный зазор. В статье объясним, на что влияет зазор на свечах зажигания, каким он должен быть и как его измерить.
На что влияет зазор на свечах зажигания
Зазором на свечах зажигания называется расстояние между верхним и нижним электродом. Он нужен для образования искры, воспламеняющей топливную смесь.
Размер зазора влияет сразу на несколько параметров:
- величину напряжения, которое идет на генерацию искры;
- стабильность работы автомобильной системы зажигания;
- эффективность сгорания топливно-воздушной смеси в двигателе;
- уровень вредных веществ в отработанных газах.
Какой должен быть зазор на свечах зажигания

Производители свечей зажигания рекомендуют зазоры для каждой марки своей продукции. Свечи идут с завода уже с оптимальными параметрами — особенно актуально это для современных дорогих иридиевых и платиновых свечей. Однако когда свечи уже какое-то время поработали может возникнуть необходимость в регулировке. Тогда и понадобятся знания о величине зазора, который зависит от типа двигателя и устройства системы зажигания.
На карбюраторе
Для карбюраторных двигателей с зажиганием, основанном на прерывателе-распределителе, рекомендуют выставлять зазор всего в 0,5—0,6 мм. Такие ДВС больше всего чувствительны параметру и любые отклонения зазора свечей от нормы проявляются очень сильно.
На карбюраторах с электронным зажиганием
Продвинутые конструкции за счет более современной системы зажигания не так зависят от надежности образования искры и способны в некоторой мере компенсировать неэффективную работу свечей. Для них рекомендуют свечи зажигания с зазором от 0,7—0,8 мм.
На инжекторе
Самые современные двигатели, наименее зависимые от правильной настройки зазора. Для большинства инжекторных ДВС производители рекомендуют использовать свечи зажигания с расстоянием между электродами в диапазоне от 1—1,3 мм.
Как и чем измерить зазор на свечах зажигания

Для проведения измерений созданы специальные приборы или приспособления. Имеются они и для измерения зазора на свечах. Для этого используют набор щупов — тонкие пластины с шагом в 0,05 мм. Их применяют для регулировки клапанов двигателя, но они отлично подходят и для этой задачи. По тому, какая пластина проходит между электродами, и выясняют величину зазора.
Рекомендуем следующий порядок действий при измерении.
- Достаньте свечу из двигателя.
- Очистить свечу от нагара и отложений. Делать это нужно осторожно, чтобы не повредить изолятор и электроды.
- Выбрать пластину, соответствующую рекомендованному зазору для свечи.
- Вставить щуп между боковым и центральным электродами. Пластина должна входить с небольшим сопротивлением, но не слишком туго.
- Если щуп прошел слишком легко, значит зазор больше, и нужно использовать другую пластину. И наоборот — взять пластину поменьше, если щуп не проходит.
- После измерений неправильный зазор желательно отрегулировать.
Почему зазор на свечах зажигания может отклоняться от нормы

Производители обычно продают свечи с оптимально выставленным зазором. Но со временем его величина меняется. Назовем главные причины, по которым это может произойти:
- Износ электродов. Под воздействием высокой температуры и электричества металл начинает испаряться. Хотя это медленный процесс, он идет постоянно. В результате электрод становится меньше, а зазор увеличивается.
- Отложения. Из-за слишком богатой топливной смеси или некачественного бензина на свече остаются продукты горения. Со временем их становится больше и зазор уменьшается.
- Производственный брак. Иногда неверный зазор между электродами идет сразу с завода. Тогда нужно приобрести другие свечи.
Что произойдет, если зазор на свечах зажигания неправильный
Зазор между электродами должен быть именно таким, каким его предусмотрел производитель. Именно это гарантирует своевременное образование искры и дает ей достаточно энергии для воспламенения топливной смеси. Любое отклонение от нормы приводит к негативным последствиям.
Слишком большой
Повышенное расстояние лучше для воспламенения топлива, поскольку больше топлива попадает между электродами. Но с другой стороны растет риск обрыва искры. Поэтому на высоких оборотах случается пропуск зажигания — двигатель начинает «троить». Топливо плохо сгорает, попадает в выхлопную систему. С такой проблемой особенно трудно запускать двигатель в зимнее время.
Кроме того, из-за большого зазора случаются пробои изолятора нижнего электрода — искра идет по кратчайшему расстоянию, и ей проще пробить изоляцию, чем добраться до бокового контакта.
Слишком маленький
При маленьком зазоре искра получается очень мощной, но короткой. Иногда она просто не успевает поджечь топливную смесь, свечи заливает бензином, мотор глохнет.
На больших оборотах растет риск появления дуги — искра не отрывается от контактов и образует постоянный поток плазмы. Такое происшествие может стать причиной сгорания катушки зажигания.
Как изменить зазор на свечах зажигания

Если зазор на свечах отличается от рекомендованного, его можно довольно просто отрегулировать своими силами. Когда расстояние между электродами слишком большое, его нужно сократить. Для этого достаточно вставить в зазор измерительный щуп нужной толщины и несильно ударить по верхнему электроду. Главное при этом не переусердствовать.
Маленький зазор между электродами свечей тоже несложно изменить. Боковой электрод просто отодвигают от центрального — для этого используют специальный ключ в виде планки с прорезью. В прорезь вставляют электрод, а ключ используют в качестве рычага. Здесь тоже нужно действовать осторожно, чтобы не сломать тонкий металл.
Если водитель не хочет рисковать, и не готов выставить зазор самостоятельно, это можно сделать в сервисном центре у специалистов.
Главное о зазоре на свечах зажигания
Перечислим основные моменты, которые необходимо запомнить по этому вопросу:
- Зазором на свечах зажигания называют расстояние между ее электродами. От него зависит работа системы зажигания и эффективность сжигания топливной смеси.
- На любой свече зазор должен быть выставлен так, как рекомендовано для двигателя именно этой модели автомобиля.
- Если зазор слишком большой или слишком маленький — ухудшается работа двигателя.
- Со временем и под действием ряда негативных факторов зазор на свече зажигания меняется.
- Проверить его величину можно с помощью специальных щупов. Это легко сделать самостоятельно.
- Регулировку зазора производят при помощи увеличения или уменьшения расстояния между электродами.