5 причин задуматься о замене воздушного фильтра

Рассказываем, почему этой детали стоит уделить внимание — особенно в преддверии летнего сезона
Александр Потапов
Автор Авто Mail

Часто так бывает, что буквально на ровном месте исправный на первый взгляд автомобиль начинает своим поведением демонстрировать неисправность: и ехать – едет, но от былой динамики не осталось и следа, и расход топлива внезапно возрастает, и тряска в руле и по кузову появляется. Поздравляю, половину работы вы уже сделали – определили симптоматику. Дело за малым – найти «виновника» и устранить проблему. Кстати, сделать это можно и своими руками. 

Воздушный фильтр в руке
Даже регламент ТО не учитывает реальных условий — фильтр может забиваться чаще.Источник: Авто Mail

Любой автомобиль, новый и старый, современный и архаичный, нуждается в регулярном обслуживании и ремонте. И чем дальше день первого выезда из дилерского центра, тем чаще автовладельцу надо брать этот вопрос в свои руки. Регламент по обслуживанию, что автопроизводитель бережно положил в перчаточный ящик – это хорошо, но, как показывает практика недостаточно. Условия эксплуатации машины в России – тяжелые, причем городской трафик мало чем отличается от бездорожья: нагрузки соизмеримы, так что и то, и другое, может вызывать повышенный расход ресурса узлов и агрегатов. Как этого избежать? Знать свой автомобиль, слышать и чувствовать его, а после – расшифровывать симптомы и оперативно реагировать. Простой пример – воздушный фильтр.

На практике, этот странный кусок плотной ткани, сформованный в некое подобие гармошки, занят лишь грубой фильтрации кислорода, читай, сбором пыли и песка, путь которым в дроссель, а оттуда в камер сгорания – заказан. Дороги у нас чистотой никогда не отличались, а страсть к дачным грунтовкам и полевым стежкам лишь усугубляют проблему – фильтр очень быстро забивается.  Но поменять – дело секунд на 20-30, а приобрести можно в любом магазине. Даже на маркетплейсе можно заказать в случае острой нужды: есть множество качественных аналогов, которые продаются с доставкой до дома. Казалось бы, где скрывается «дьявол»? Однако, в кругах автомобилистов почему-то сложилась уверенность, что менять его нужно раз в год и не чаще, что в свою очередь приводит к целой череде проблем.

Девушка нажимает на кнопку пуска двигателя
Проблемы с утренним запуском? Часто виноват старый, забитый фильтрИсточник: Freepik

Тяжелый пуск двигателя

Недостаток воздуха, вызванный забитым после зимы, слегка влажным и уже «богатым» плесенью фильтром, в первую очередь скажется на запуске мотора: «пламенное сердце» будет очень тяжело «просыпаться». Потом, тяжело и неистово подтраивая, раскачиваться, пока не выйдет на рабочие обороты и не прогреется. Естественно, недостаток кислорода компенсируется обильным «заливанием» горючим, так что утренний прогрев, помимо всего прочего, станет еще и очень дорогим удовольствием. Ставим галочку на манжетах и фиксируем симптомы дальше.

Одометр автомобиля
Нет тяги и разгона — значит, мотор не получает нужное количество воздуха.Источник: Clay Banks / Unsplash

Медленный разгон и отсутствие тяги

Создается такое ощущение, что машину кто-то держит за хвост: ревет, обороты подскакивают, а «воз и ныне там».  Может кто-то прицеп зацепил на пару тонн? Нет прицепа. А в чем же тогда дело? Почему мотор не отдает сторицей сгоревшее горючее? А потому что воздушно-топливная смесь «замешана» в неправильной пропорции: на сжигание одного килограмма бензина требуется 15 килограмм воздуха, который просто не успевает в должном количество проходить «по адресу» через забитый наглухо воздушный фильтр. Эталонной пропорцией воздуха к бензину считает 14,7/1, так что пропускная способность воздушного фильтра играет немаловажную, если не сказать большего, роль.  Кстати, если из последнего просто выбить пыль, а потом, ужаснувшись, воткнуть на место – поездка пойдет веселее. Поездка в магазин автозапчастей, естественно.

Фильтр забит — блок управления «льёт» топливо в двигатель. И вы льёте деньги в бак.
Фильтр забит — блок управления «льёт» топливо в двигатель. И вы льёте деньги в бак.Источник: Unsplash

Повышенный расход топлива

Недостаток воздуха электронный блок управления компенсирует горючим: начинает переливать или, как говорят, богатит. В камеру сгорания поступает слишком много топлива, что, естественно, сказывается на периодичности посещений АЗС. Понравится ли автовладельцу новая привычка его транспортного средства с учетом нынешним цен на топливо? Конечно, нет, тут к гадалке ходить не надо. Новый воздушный фильтр стоит примерно как 10 литров топлива. Вот его  и надо приобрести: за неделю «отобьется» и будет приносить чистую прибыль. Смешно, конечно, звучит, но ведь правда.

Вибрации руля
Вибрации руля и кузова могут быть вызваны детонацией из-за грязного фильтраИсточник: Freepik

Детонация

Работая на такой смеси, двигатель начинает трясти: это заметно и по «крешендо» руля в руках, и по общей вибрации на кузове. На вопрос хорошо это или плохо, отвечать не будем, но опишем последствия: от повышенной вибрации разваливают опоры, разлетаются соединения проводки и еще десятки подкапотных элементов, которые однажды просто закончат свое существование. Но самое главное – это повышенная нагрузка на сам двигатель, который является самым дорогим узлом автомобиля и нуждается в бережном обращении. Или оперативной переборке, цена на которую несоизмерима с покупкой даже коробки новых фильтров.

Свечи зажигания автомобиля
Загрязнённый фильтр ведёт к чёрному нагару на свечах Источник: legion-media.ru

Преждевременная замена свечей

Богатая смесь – причина преждевременной кончины свечей зажигания. Электрод покрывается черным нагаром, который можно, конечно, и счистить, но восстановится он очень быстро. Со временем такая свеча просто перестанет организовывать искру, что приведет не только к некорректной работе двигателя, но и накоплению горючего непосредственно в цилиндре. В итоге оно, горючее, через кольца стечет в масло, что тоже не слишком хорошо. Одним словом, богатая смесь – это проблема, которая в частности решается просто заменой воздушного фильтра.

Перечисленных выше поводов для головной боли достаточно, чтобы задуматься о приобретении нового воздушного фильтра и его оперативной замене, однако опытные водители стараются до криминала и последствий не доводить и просто меняют его каждую осень и весну. Инвестиции невелики, а вот отдача – заметна. Чего и вам советуем!