Немногие автомобили имеют такое громкое название, как Mitsubishi Evolution. Новые автомобили появлялись каждые два года, а иногда и быстрее. За время своего существования Evo перепробовал четыре различных платформы, но благодаря этому суть Evo не терялась на протяжении почти трех десятилетий. Наиболее распространенными изменениями были, как правило, бамперы и кузов, однако каждая «эволюция» стремилась удовлетворить растущие требования шасси и силового агрегата к охлаждению и воздухозаборнику. Это то, что делало Evo тем, кто он есть.
Mitsubishi Evolution любого возраста по-прежнему пользуется огромным уважением на дорогах. Они способны конкурировать с современными, более мощными и технически продвинутыми автомобилями. С точки зрения производительности, маневренности и целостности у вас не будет ощущения, что вы управляете автомобилем более чем 20-летней давности. Эти машины спроектированы для агрессивного вождения в течение длительного времени.
Пошаговая история
К 2005 году, когда на сцене появилось многим из нас знакомое IX поколение, Lancer Evolution прочно завоевал репутацию убийцы суперкаров. Раллийное сочетание повышенной мощности, отличной тяги и прочности стало формулой победы как в автоспорте, так и на дороге.

История началась в 1992 году с семейного Lancer, который кто-то из Mitsubishi оснастил 2‑литровым турбодвигателем 4G63T (247 л.с., 309 Нм), а также системой полного привода, позаимствованной у Galant VR‑4 – уважаемого участника мирового ралли. В начале 1990‑х почти 250 л.с. не были дефицитом, поэтому первый Lancer Evolution, предназначенный для обычных дорог, стал откровением. Некоторые утверждают, что 5000 ед. Evo I были выпущены исключительно для японского рынка, другие сообщают о 2500 машинах. Сколько бы их ни было, все они были распроданы в течение первых 3 дней.

Evo II 1994-1995 г.в. получил увеличение мощности до 256 л.с., удлиненное шасси и ряд модификаций кузова. Он был на 10 кг тяжелее Evo I, но на 30% прочнее, что значительно улучшило управляемость.

Новые аэродинамические характеристики Evo III (1995-1996 г.в.), в частности, заднее антикрыло, позже ставшее особенностью Evo, были объединены с новым дизайном «передка», предназначенным для улучшения притока воздуха к тормозам и двигателю. Благодаря повышенной компрессии, новому турбонаддуву и модифицированному выхлопу двигатель 4G63T выдавал 270 л.с., и раллийный автомобиль стал серьезным игроком на мировой арене, одержав свои первые две победы на чемпионате мира по ралли в Швеции и Австралии. Томми Мякинен выиграл свой первый титул чемпиона WRC в 1996 году именно на Evo III.

В 1996-м появился Evo IV, мощность двигателя достигла 280 л.с. – такой показатель был достигнут благодаря twin-scroll turbo (одна турбина, но с двумя улитками). 2-литровый ДВС повернули на 180 град. для лучшей балансировки веса, а наиболее оснащенные модели получили активный задний дифференциал Active Yaw Control. Все 6000 ед. (по некоторым данным, 10 000 ед.) также были проданы за первые 3 дня.

Evo V образца 1998 г.в. формально обладал той же мощностью, что и «четверка». Изменения в системе турбонаддува привели лишь к увеличению момента (373 Нм при 3000 об/мин). Ширина колеи выросла на 10 мм, а кузов приобрел агрессивность благодаря раздутым колесным аркам, в которые поместились 17-дюймовые диски OZ, заменившие старые 16-дюймовые TKS. Были добавлены более крупные тормоза Brembo и сиденья Recaro.

Годом позже появился Evo VI - модифицированы воздушный поток, ориентированный на охлаждение, и интеркулер (получил больший размер). Наибольший интерес вызвал лимитированный вариант Tomi Makinen Edition. Некоторые считают его лучшим Evo за всю историю, закаленным в ожесточенной борьбе в WRC со своим извечным конкурентом Subaru.

Улучшенная аэродинамика, новый передний бампер и необычная для некоторых рынков опция АКПП - так можно классифицировать Evo VII 2001 г.в., который был построен на новой и более тяжелой платформе Lancer Cedia. Новый активный межосевой дифференциал в сочетании с системой Active Yaw позволил создать систему управления всеми колесами с режимами для различных поверхностей и условий.
«Семерка» стала первым Evo, который использовал программу FQ от Ralliart. Заводская мощность по-прежнему составляла 280 л.с., но Ralliart добавила к ней модернизированные версии, такие как FQ-300, FQ-320 с укороченными передаточными числами и FQ-340. Впервые удалось получить Evo с 6-ступенчатой коробкой передач.

В Evo VIII 2003 г.в. были улучшены ходовые возможности благодаря новой подвеске Bilstein, колесам Enkei и усовершенствованному заднему дифференциалу Super Active Yaw Control. Наряду с более легким кузовом, эти новации обеспечили отличную маневренность на трассе. Mitsubishi продолжала заявлять о 280 л.с., но Ralliart продолжила серию мощных версий FQ‑300, FQ‑320 и FQ-340, а также MR (Mitsubishi Racing), оснащенную облегченной алюминиевой панелью крыши, новыми амортизаторами и колесными дисками BBS. Кульминационным моментом для 2-литрового 4G63T стал 2004 год, когда мощность FQ‑400 достигла 411 л.с. Этот вариант разгонялся до 100 км/ч за 3,6 секунды.
О машинах Evo IX и X есть смысл рассказать отдельно – в них уже была применена технология изменения фаз газораспределения MIVEC, таких машин на вторичном рынке РФ больше всего.