Mitsubishi Lancer Evo: вспоминаем легенду

Рассказываем об автомобиле, который может похвастаться самыми преданными фанатами
Андрей Иванов
Автор Авто Mail

Немногие автомобили имеют такое громкое название, как Mitsubishi Evolution. Новые автомобили появлялись каждые два года, а иногда и быстрее. За время своего существования Evo перепробовал четыре различных платформы, но благодаря этому суть Evo не терялась на протяжении почти трех десятилетий. Наиболее распространенными изменениями были, как правило, бамперы и кузов, однако каждая «эволюция» стремилась удовлетворить растущие требования шасси и силового агрегата к охлаждению и воздухозаборнику. Это то, что делало Evo тем, кто он есть.

Mitsubishi Evolution любого возраста по-прежнему пользуется огромным уважением на дорогах. Они способны конкурировать с современными, более мощными и технически продвинутыми автомобилями. С точки зрения производительности, маневренности и целостности у вас не будет ощущения, что вы управляете автомобилем более чем 20-летней давности. Эти машины спроектированы для агрессивного вождения в течение длительного времени.

Пошаговая история

К 2005 году, когда на сцене появилось многим из нас знакомое IX поколение, Lancer Evolution прочно завоевал репутацию убийцы суперкаров. Раллийное сочетание повышенной мощности, отличной тяги и прочности стало формулой победы как в автоспорте, так и на дороге.

Mitsubishi Lancer Evolution I
Mitsubishi Lancer Evolution IИсточник: Mitsubishi

История началась в 1992 году с семейного Lancer, который кто-то из Mitsubishi оснастил 2‑литровым турбодвигателем 4G63T (247 л.с., 309 Нм), а также системой полного привода, позаимствованной у Galant VR‑4 – уважаемого участника мирового ралли. В начале 1990‑х почти 250 л.с. не были дефицитом, поэтому первый Lancer Evolution, предназначенный для обычных дорог, стал откровением. Некоторые утверждают, что 5000 ед. Evo I были выпущены исключительно для японского рынка, другие сообщают о 2500 машинах. Сколько бы их ни было, все они были распроданы в течение первых 3 дней.

Mitsubishi Lancer Evolution II
Mitsubishi Lancer Evolution II

Evo II 1994-1995 г.в. получил увеличение мощности до 256 л.с., удлиненное шасси и ряд модификаций кузова. Он был на 10 кг тяжелее Evo I, но на 30% прочнее, что значительно улучшило управляемость.

Mitsubishi Lancer Evolution III
Mitsubishi Lancer Evolution IIIИсточник: Mitsubishi

Новые аэродинамические характеристики Evo III (1995-1996 г.в.), в частности, заднее антикрыло, позже ставшее особенностью Evo, были объединены с новым дизайном «передка», предназначенным для улучшения притока воздуха к тормозам и двигателю. Благодаря повышенной компрессии, новому турбонаддуву и модифицированному выхлопу двигатель 4G63T выдавал 270 л.с., и раллийный автомобиль стал серьезным игроком на мировой арене, одержав свои первые две победы на чемпионате мира по ралли в Швеции и Австралии. Томми Мякинен выиграл свой первый титул чемпиона WRC в 1996 году именно на Evo III.

Mitsubishi Lancer Evolution IV
Mitsubishi Lancer Evolution IVИсточник: Mitsubishi

В 1996-м появился Evo IV, мощность двигателя достигла 280 л.с. – такой показатель был достигнут благодаря twin-scroll turbo (одна турбина, но с двумя улитками). 2-литровый ДВС повернули на 180 град. для лучшей балансировки веса, а наиболее оснащенные модели получили активный задний дифференциал Active Yaw Control. Все 6000 ед. (по некоторым данным, 10 000 ед.) также были проданы за первые 3 дня.

Mitsubishi Lancer Evolution V
Mitsubishi Lancer Evolution VИсточник: Mitsubishi

Evo V образца 1998 г.в. формально обладал той же мощностью, что и «четверка». Изменения в системе турбонаддува привели лишь к увеличению момента (373 Нм при 3000 об/мин). Ширина колеи выросла на 10 мм, а кузов приобрел агрессивность благодаря раздутым колесным аркам, в которые поместились 17-дюймовые диски OZ, заменившие старые 16-дюймовые TKS. Были добавлены более крупные тормоза Brembo и сиденья Recaro.

Mitsubishi Lancer Evolution VI
Mitsubishi Lancer Evolution VIИсточник: Mitsubishi

Годом позже появился Evo VI - модифицированы воздушный поток, ориентированный на охлаждение, и интеркулер (получил больший размер). Наибольший интерес вызвал лимитированный вариант Tomi Makinen Edition. Некоторые считают его лучшим Evo за всю историю, закаленным в ожесточенной борьбе в WRC со своим извечным конкурентом Subaru.

Mitsubishi Lancer Evolution VII
Mitsubishi Lancer Evolution VIIИсточник: Mitsubishi

Улучшенная аэродинамика, новый передний бампер и необычная для некоторых рынков опция АКПП - так можно классифицировать Evo VII 2001 г.в., который был построен на новой и более тяжелой платформе Lancer Cedia. Новый активный межосевой дифференциал в сочетании с системой Active Yaw позволил создать систему управления всеми колесами с режимами для различных поверхностей и условий.

«Семерка» стала первым Evo, который использовал программу FQ от Ralliart. Заводская мощность по-прежнему составляла 280 л.с., но Ralliart добавила к ней модернизированные версии, такие как FQ-300, FQ-320 с укороченными передаточными числами и FQ-340. Впервые удалось получить Evo с 6-ступенчатой коробкой передач.

Mitsubishi Lancer Evolution VIII
Mitsubishi Lancer Evolution VIIIИсточник: Mitsubishi

В Evo VIII 2003 г.в. были улучшены ходовые возможности благодаря новой подвеске Bilstein, колесам Enkei и усовершенствованному заднему дифференциалу Super Active Yaw Control. Наряду с более легким кузовом, эти новации обеспечили отличную маневренность на трассе. Mitsubishi продолжала заявлять о 280 л.с., но Ralliart продолжила серию мощных версий FQ‑300, FQ‑320 и FQ-340, а также MR (Mitsubishi Racing), оснащенную облегченной алюминиевой панелью крыши, новыми амортизаторами и колесными дисками BBS. Кульминационным моментом для 2-литрового 4G63T стал 2004 год, когда мощность FQ‑400 достигла 411 л.с. Этот вариант разгонялся до 100 км/ч за 3,6 секунды.

О машинах Evo IX и X есть смысл рассказать отдельно – в них уже была применена технология изменения фаз газораспределения MIVEC, таких машин на вторичном рынке РФ больше всего.