Как почистить дроссельную заслонку: пошаговое руководство

Если двигатель работает нестабильно или машина вяло реагирует на педаль газа — пора почистить дроссельную заслонку. Это простая процедура, которая может заметно улучшить поведение автомобиля.
Ирина Бокова
Автор Авто Mail
Что это
Виды
Где находится
Почему нужно чистить
Как часто
Как понять, что нужно чистить
Как правильно
Чем почистить
Главное
Что это
Виды
Где находится
Почему нужно чистить
Как часто
Как понять, что нужно чистить
Как правильно
Чем почистить
Главное
Еще
Дроссельная заслонка на белом фоне
Дроссель — это устройство, которое регулирует объем воздуха, поступающего в двигатель для создания топливовоздушной смесиИсточник: BMW

В статье подробно разбираем, как правильно почистить дроссельную заслонку — с чего начать, какие инструменты подготовить, как провести процедуру со снятием и без. Объясняем, какие ошибки могут повредить узел, нужно ли сбрасывать адаптацию и когда лучше все же обратиться в сервис. 

Что такое дроссельная заслонка

Дроссельная заслонка или просто дроссель — это устройство, которое регулирует объем воздуха, поступающего в двигатель для создания топливовоздушной смеси. Когда водитель нажимает на педаль газа, эта заслонка открывается через систему привода — механическую или электронную. И в цилиндры начинает поступать больше воздуха.

В автомобилях, выпущенных до начала 2000-х годов, дроссельная заслонка была напрямую связана с педалью газа. В них использовали механизм тяг или тросика. В большинстве современных машин ее работой управляет электронный блок управления (ЭБУ). Педаль стала электронной и обзавелась датчиком положения. Он и передает сигнал на ЭБУ по проводам. При полностью закрытой заслонке воздух в двигатель поступает через регулятор холостого хода (РХХ). В объеме, достаточном для работы мотора на холостых оборотах. Чем шире открыта заслонка, тем больше воздуха поступает. Следовательно — тем выше обороты двигателя и его тяга.

Состояние дроссельной заслонки напрямую влияет на эффективность работы двигателя. Если она загрязнена и не может полностью открываться или закрываться, возникают перебои в работе мотора. А еще провалы при разгоне и увеличенный расход топлива. Чтобы этого избежать, дроссель следует чистить по мере загрязнения.

Какие бывают дроссельные заслонки

Дроссельные заслонки отличаются по типу привода, конструкции и принципу управления. Эти различия влияют на то, как именно открывается заслонка при нажатии на педаль газа, и какие узлы участвуют в процессе. Ниже — основные типы дроссельных заслонок, встречающиеся на легковых автомобилях.

С механическим приводом

Это классическая конструкция, где дроссельная заслонка связана с педалью газа тросиком или тягами. Когда водитель нажимает на педаль, тросик механически поворачивает заслонку, открывая проход для воздуха. Такие системы надежны и просты, но не позволяют точно регулировать количество поступающего воздуха и не поддерживают адаптивные режимы работы двигателя.

С электронным управлением (e-gas, «электронная педаль»)

Дроссельная заслонка с электронным управлением
Дроссельная заслонка с электронным управлением позволяет точнее регулировать подачу воздуха Источник: Ozon.ru

В таких системах механическая связь между педалью и заслонкой отсутствует. Вместо этого используется датчик положения педали газа, который передаёт сигнал в электронный блок управления двигателем (ЭБУ). ЭБУ анализирует этот сигнал и управляет электроприводом дроссельной заслонки, открывая ее на нужный угол. Такой подход позволяет точнее регулировать подачу воздуха, снижать расход топлива и повышать комфорт вождения.

Комбинированные системы

Некоторые автомобили (чаще всего — переходных поколений) используют комбинацию механического и электронного управления. Например, заслонка может иметь механическую связь с педалью, но при этом дополняться сервоприводом для корректировок положения в зависимости от условий работы двигателя. Такие решения использовались на заре внедрения «электронной педали».

Где находится дроссельная заслонка

Дроссельную заслонку можно найти во впускной системе двигателя — между воздушным фильтром и впускным коллектором. Обычно она установлена в дроссельном узле (или корпусе дросселя), к которому подходит гофрированный воздуховод от воздушного фильтра. При открытии капота дроссель часто видно сразу: он находится сверху или сбоку двигателя, ближе к передней части моторного отсека.

Точное расположение может немного различаться в зависимости от марки и модели автомобиля, а также типа двигателя. Например, на некоторых машинах с поперечно расположенным двигателем дроссель установлен сбоку, ближе к аккумулятору, а на других — с продольным мотором — он может быть по центру. Но в любом случае он находится на линии подачи воздуха и соединен с системой управления педалью газа — либо механической, либо электронной.

Почему нужно чистить дроссель

Со временем внутренняя поверхность дроссельной заслонки покрывается нагаром, пылью, остатками масла из системы вентиляции картерных газов. Эти загрязнения мешают заслонке свободно открываться и закрываться, нарушая точную регулировку воздушного потока. В результате двигатель может работать нестабильно: обороты плавают, машина дергается при разгоне, увеличивается расход топлива.

Особенно заметны проблемы при работе на холостом ходу. Если дроссель закрывается не полностью, ЭБУ не может точно контролировать подачу воздуха, и двигатель начинает «троить» или глохнуть. В запущенных случаях загрязнение дросселя может даже мешать запуску двигателя. Поэтому периодическая чистка — это не прихоть, а важная часть обслуживания, которая помогает сохранить нормальную работу мотора и избежать лишнего ремонта.

Как часто чистить дроссельную заслонку

Девушка за рулем автомобиля
При активной эксплуатации или агрессивной манере вождения дроссель загрязняется быстрее Источник: Unsplash

Рекомендованная частота чистки дроссельной заслонки зависит от условий эксплуатации автомобиля. В среднем процедуру проводят каждые 30–50 тысяч километров пробега. Однако при движении в пыльной среде, активной городской эксплуатации с частыми пробками или агрессивной манере вождения дроссель загрязняется быстрее.

Признаки загрязнения могут появиться и раньше — например, на 20–25 тыс. км. Поэтому лучше ориентироваться не только на пробег, но и на поведение двигателя. При первых симптомах стоит провести диагностику и при необходимости почистить дроссель.

Как понять, что нужно чистить дроссельную заслонку

Дроссельная заслонка загрязняется постепенно, поэтому водитель может не сразу заметить проблему. Но есть ряд характерных признаков, которые указывают на необходимость чистки. Если наблюдается хотя бы один из них, стоит провести диагностику и при необходимости удалить отложения.

Вот главные признаки загрязненной дроссельной заслонки:

  • плавающие или нестабильные обороты двигателя на холостом ходу;
  • задержка отклика при нажатии на педаль газа;
  • повышенный расход топлива без видимых причин;
  • проблемы с запуском двигателя, особенно в холодную погоду;
  • провалы или рывки при разгоне;
  • появление ошибки Check Engine, связанной с системой впуска.

Как правильно почистить дроссельную заслонку своими руками

Для самостоятельной очистки дроссельной заслонки нужно выполнить несколько последовательных шагов. Эта процедура поможет восстановить нормальную работу двигателя. Вот что предстоит сделать:

1.Подготовка

  • охлаждение двигателя — перед тем как начать, убедитесь, что двигатель остыл. Иначе есть риск обжечься;
  • инструменты и средства — подготовьте отвертки, ключи, защитные перчатки и очки. Вам также понадобится чистящее средство для дроссельной заслонки. Например, аэрозольный очиститель;
  • отключение аккумулятора — чтобы избежать коротких замыканий, отсоедините отрицательную клемму аккумулятора.

2.Снятие дроссельной заслонки

  • получаем доступ — снимите воздуховод, соединяющий фильтр с дроссельной заслонкой. Так у вас будет доступ к самому устройству;
  • отключение датчиков — осторожно отсоедините разъемы датчика положения дроссельной заслонки и других сенсоров, если они есть;
  • снятие шлангов — аккуратно отсоедините шланги, которые подводят воздух к заслонке;
  • снятие заслонки — открутите болты и снимите дроссельную заслонку с впускного коллектора.

3.Чистка дроссельной заслонки

  • нанесение очистителя — распылите средство на внутренние поверхности заслонки, особенно на саму заслонку и корпус;
  • удаление загрязнений — используйте мягкую щетку или тряпку, чтобы удалить грязь и нагар. Делайте это аккуратно, чтобы не повредить детали;
  • промывка — при необходимости промойте детали теплой водой, но следите, чтобы жидкость не попала на электронные элементы.
Ключ зажигания
После чистки и сборки заведите двигатель и убедитесь, что он работает стабильно Источник: legion-media

4.Сборка и проверка

  • установка заслонки — установите очищенную заслонку на место и закрепите ее болтами;
  • подключение шлангов и датчиков — подсоедините все шланги и разъемы;
  • подключение аккумулятора — подключите клемму;
  • проверка работы — заведите двигатель и убедитесь, что он работает стабильно. Проверьте холостые обороты и реакцию на нажатие педали газа.

5.Дополнительные действия

  • адаптация заслонки — после чистки может понадобиться адаптация заслонки, особенно на машинах с электронной системой управления. Для этого пригодится диагностическое оборудование;
  • проверка на ошибки — после работы полезно проверить автомобиль на наличие ошибок с помощью диагностического сканера.

Чем почистить дроссельную заслонку

Для того чтобы эффективно очистить дроссельную заслонку, нужно выбрать подходящие средства и инструменты. На рынке много продуктов для этих целей. Но также есть несколько доступных домашних методов.

Специальные очистители для дроссельных заслонок

Наиболее эффективный способ — использование специализированных очистителей. Это аэрозольные баллончики с составами, разработанными для удаления загрязнений с дроссельной заслонки и ее компонентов. Есть два типа:

  • очистители на основе углеводородов — самые популярные продукты, которые быстро удаляют грязь, сажу и масляные отложения. Они не повреждают детали и эффективно очищают механические и электронные части устройства;
  • очистители с добавками для защиты — некоторые очистители содержат антикоррозийные добавки, которые защищают металл от окисления и износа. Это предотвращает накопление грязи и увеличивает срок службы деталей.

Моющее средство для карбюраторов

Если под рукой нет специального очистителя для дроссельных заслонок, можно использовать очиститель для карбюраторов. Он также хорошо справляется с удалением отложений и загрязнений. Однако будьте осторожны и внимательно ознакомьтесь с инструкцией на упаковке — некоторые средства могут быть агрессивными.

Домашние средства

Канистра для бензина
Некоторые используют бензин или керосин для удаления более сложных загрязненийИсточник: Unsplash

В некоторых случаях можно прибегнуть к более доступным методам очистки. Для этого используйте материалы, которые есть в каждом доме:

  • теплая вода с мылом — этот метод подойдет для не слишком загрязненных заслонок. Мыло поможет растворить жирные отложения, а мягкая щетка или тряпка удалит грязь;
  • бензин или керосин — некоторые используют бензин или керосин для удаления более сложных загрязнений. Однако, с этим методом лучше быть осторожнее — такие жидкости могут повредить пластиковые и резиновые детали.

Инструменты для чистки

Для самого процесса чистки дроссельной заслонки вам понадобятся следующие инструменты:

  • щетки — для удаления загрязнений с труднодоступных мест подойдет, например, зубная щетка;
  • тряпки и салфетки — для протирки деталей и удаления влаги.
  • маленькая лопатка или шпатель — эти инструменты помогут в удалении жестких отложений. Но ими лучше пользоваться аккуратно, чтобы не повредить поверхность заслонки.

Важные замечания

  • не используйте агрессивные химические вещества или абразивные средства, которые могут повредить поверхность или оставить следы;
  • во время чистки не допускайте попадания жидкости на электронные компоненты или в двигатель;
  • выбирайте средства, которые подходят именно для вашего типа дроссельной заслонки, так как материалы могут различаться.

Главное о том, как почистить дроссельную заслонку

Очистка дроссельной заслонки — необходимая процедура, которая помогает сохранить стабильную работу двигателя. Вот краткие рекомендации по самостоятельной чистке:

  • признаки загрязнения: нестабильный холостой ход, рывки при разгоне, повышенный расход топлива;
  • подготовка: отключите аккумулятор, снимите воздушный фильтр и патрубки, обеспечьте доступ к заслонке;
  • необходимые инструменты: баллон с очистителем дроссельной заслонки, чистая тряпка или салфетки без ворса, перчатки;
  • процесс: аккуратно распылите очиститель на заслонку и протирайте загрязненные участки. Не допускайте попадания жидкости внутрь впускного коллектора;
  • проверка и сборка: дайте заслонке просохнуть, соберите все в обратном порядке, подключите аккумулятор;
  • после очистки: возможны нестабильные обороты на холостом ходу — это нормально, блок управления «переучивается». Через пару поездок все стабилизируется;
  • когда чистить: процедуру рекомендуется проводить раз в 30–50 тыс. км или при наличии характерных симптомов.