Как слить антифриз и не навредить двигателю

Не все знают как слить антифриз из системы и не навредить автомобилю. Частичный долив может использоваться как временная мера, чтобы доехать до СТО. Особенно, если вы не знаете какой тип антифриза был залит ранее.
Ирина Бокова
Автор Авто Mail
Для чего нужен
Когда сливать
Перед тем, как слить
Как слить
Нужно ли промывать
Что еще нужно сделать после слива антифриза
Куда сливать
Главное
Для чего нужен
Когда сливать
Перед тем, как слить
Как слить
Нужно ли промывать
Что еще нужно сделать после слива антифриза
Куда сливать
Главное
Еще
Расширительный бачок с антифризом
Антифриз — это жидкость, которая охлаждает двигательИсточник: Авто Mail

В статье расскажем, как слить антифриз правильно и безопасно. Пошагово разберем весь процесс, определим, когда точно стоит сливать антифриз, зачем промывать систему и что делать со старой жидкостью.

Для чего нужен антифриз

Антифриз — это жидкость, которая охлаждает двигатель. В процессе работы мотор сильно нагревается. И если не отводить это тепло, последует перегрев, а за ним деформация узлов и блока цилиндров. 

Перегревается и моторное масло, теряя полезные свойства. Вместо тонкой пленки, смазывающей трущиеся детали, возникает нагар. На рабочих поверхностях двигателя образуются трещины, сколы, задиры. В итоге мотор разваливается.

Раньше моторы охлаждала простая вода. Но у нее слишком много недостатков: она замерзает в холода, со временем образует накипь на деталях, и охлаждать нормально может только при температуре не выше 85℃.

Антифриз циркулирует по системе охлаждения, забирает тепло у двигателя и направляется к радиатору. Там жидкость остывает, благодаря встречному воздушному потоку и вентилятору. Но охлаждение — не единственная его задача. Антифриз также:

  • не дает замерзнуть системе зимой — он не превращается в лед даже при сильных морозах;
  • защищает от коррозии — в составе есть специальные присадки, которые не дают ржаветь металлическим частям;
  • покупайте антифриз в проверенных местах и того класса, который рекомендует производитель вашего автомобиля;
  • предотвращает накипь и отложения — они мешают нормальному теплообмену. В жару двигатель может «закипеть».

Без антифриза двигатель просто не сможет нормально работать — особенно зимой или в пробках летом. Его уровень в системе нужно проверять регулярно.

Девушка покупает подержанный автомобиль
При покупке подержанного автомобиля рекомендуется слить старый антифриз Источник: legion-media.ru

Когда нужно сливать антифриз

Менять охлаждающую жидкость приходится не только по графику. Бывают ситуации, когда это нужно сделать раньше.

Подошел срок замены

У каждого типа антифриза свой срок службы. Например:

  • G11 — неорганические антифризы — служит 2–3 года или около 40–60 тыс. км.;
  • G12 и G12+ — карбоксилатные — до 5 лет или примерно 100 тыс. км.;
  • G13 — лобридные — до 7 лет или 200–250 тыс. км.

Если антифриз старый, он теряет полезные свойства и только вредит системе. Лучше заменить его вовремя.

Покупка подержанной машины

Если вы не знаете, что залито в систему охлаждения — лучше не рисковать. Старый антифриз возможно уже отжил свое. А «освежать» его порцией другой жидкости — плохая идея. Коктейль из разных антифризов приведет к образованию осадка, снижению эффективности системы охлаждения и перегреву двигателя.

Антифриз поменял цвет

Потемнение, помутнение или появление осадка — значит жидкость отработала свое, окисляются металлические стенки внутри системы, появилась ржавчина или образовался продукт реакции двух несовместимых жидкостей. Тянуть с заменой в этом случае нельзя. И всю систему нужно обязательно промыть.

Утечка антифриза под автомобилем
При сильной утечке допустимо временно использовать магазинный герметик, залив его в систему — но это лишь краткосрочная мера.Источник: Авто Mail

Утечка

Если уровень охлаждающей жидкости постоянно падает — где-то утечка. С такой проблемой лучше не ездить. Если течь небольшая, можно долить антифриз в качестве временной меры и отправиться на ближайшую СТО. Когда течет серьезнее, можно купить в магазине специальный герметик и залить в систему. Но, опять же, только в качестве временного решения. В сервисе охлаждайку сольют и заменят на новую, а место течи отремонтируют.

Подготовка к зиме

Если вы не уверены, что ваш антифриз выдержит мороз — лучше заменить. Например, охлаждающую жидкость в экстренной ситуации разбавили водой. Перед наступлением холодов на место такого коктейля нужно залить новый антифриз.

Что сделать перед тем, как слить антифриз

Перед сливом охлаждающей жидкости авто нужно подготовить. Ниже пошаговый алгоритм.

  1. Установите машину ровно — например, на яму для свободного доступа снизу. Если ямы нет, нужно искать подъемник.
  2. Остудите двигатель — работы по сливу антифриза проводят только на остывшем авто. Иначе можно обжечься.
  3. Подготовьте емкость для слива — обычно используют герметичную емкость не менее 5–10 л. Размер зависит от объема системы охлаждения конкретного автомобиля.
  4. Подготовьте инструмент — для откручивания сливных пробок понадобятся ключи и отвертки определенного размера. Также пригодятся перчатки, тряпки, фонарь и воронка для последующей заливки;
  5. Полностью откройте заслонку печки – перед этим выставьте максимально эффективный режим работы.
  6. Защитите кузов и детали от попадания жидкости — антифриз токсичен и агрессивен к лакокрасочному покрытию. Места, куда он может попасть, лучше прикрыть ветошью или защитной пленкой.
Мастер с гаечным ключом у капота машины
Перед тем, как слить антифриз, подготовьте необходимые инструментыИсточник: Freepik

Как слить антифриз полностью

Большая часть антифриза находится в радиаторе, расширительном бачке и патрубках. Но небольшое количество остается и в рубашке охлаждения двигателя. Чтобы заменить охлаждающую жидкость полностью, придется слить ее сразу из нескольких мест.

Из блока двигателя

На большинстве автомобилей для этого предусмотрена сливная пробка — это простой болт, который не крепит никаких деталей. Подставьте емкость для отработавшего антифриза и открутите пробку. Дождитесь, пока жидкость вытечет.

Если сливного отверстия в блоке нет, можно воспользоваться альтернативным способом.

  1. Закройте крышку расширительного бачка, но не подсоединяйте нижний патрубок. Можно оставить открытой сливную пробку радиатора.
  2. Запустите двигатель и включите отопление на максимум.
  3. Дайте двигателю поработать на холостом ходу не больше минуты. Охлаждение отсутствует, поэтому важно не допустить перегрева.
  4. В емкость под автомобилем стечет оставшееся количество охлаждающей жидкости.

Из радиатора и расширительного бачка

Алгоритм работ следующий.

  1. Установите автомобиль на яму или эстакаду.
  2. В салоне переведите регулятор отопителя в крайнее положение — включите максимальный обогрев, чтобы открыть контур печки.
  3. Откройте крышки расширительного бачка и радиатора. Уберите их из-под капота, чтобы не потерять и не испачкать.
  4. Найдите сливную пробку в нижней части радиатора. Если она предусмотрена, открутите ее и подставьте подходящую емкость.
  5. Если пробки нет, отсоедините нижний патрубок радиатора — жидкость вытечет через него.
  6. Подождите, пока антифриз полностью вытечет.

Нужно ли промывать систему охлаждения после слива антифриза

Мужчина заглядывает под капот
В некоторых случаях при замене антифриза нужно промывать систему охлаждения Источник: Freepik

Иногда при замене антифриза систему нужно промывать. Вот случаи, когда такая процедура обязательна:

  • в старом антифризе есть ржавчина, осадок, масло или другие загрязнения — это признак того, что внутри системы накопился мусор;
  • до этого в систему заливали антифризы разных типов, например, G11 и G12, которые могут вступить в химическую реакцию и образовать отложения;
  • антифриз не меняли несколько лет — за это время в системе появились отложения и накипь;
  • недавно меняли какие-то элементы системы охлаждения: радиатор, термостат, помпу — в таких случаях промывка удалит остатки старого антифриза и грязь.

Для промывки используют дистиллированную воду или специальную промывочную жидкость. Обычная вода из-под крана не подойдет — в ней много элементов, из-за которых в системе появятся накипь и коррозия.

Как промыть систему

Для того чтобы промыть систему охлаждения нужно выполнить алгоритм ниже.

  1. Дождитесь, пока двигатель остынет, и полностью слейте старый антифриз.
  2. Залейте в систему дистиллированную воду или специальную жидкость. Закройте сливные крышки, включите обогрев на максимум, заведите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу около 10 минут.
  3. Заглушите двигатель, дайте ему остыть, и слейте жидкость.
  4. При необходимости повторите промывку еще раз — это зависит от того, насколько грязной была система охлаждения.

Что еще нужно сделать после слива антифриза

Расширительный бачок
После слива антифриза следует осмотреть расширительный бачок на предмет трещин, потертостей или помутненияИсточник: Freepik

Когда охлаждающая жидкость полностью слита, воспользуйтесь моментом и проверьте общее состояние системы. Это поможет избежать протечек и других проблем после заливки нового антифриза. Вот что нужно осмотреть:

  • Проверьте шланги системы охлаждения. Они не должны быть потрескавшимися, вздутыми или размягченными. Особенно внимательно осмотрите места соединений — там чаще всего появляются микротрещины и протечки.
  • Осмотрите расширительный бачок на предмет трещин, потертостей или помутнения. Если есть отложения, ржавчина или следы старого антифриза, бачок лучше промыть или заменить.
  • Убедитесь, что нет подтеков. Проверьте стыки шлангов, патрубков и радиатора.
  • Проверьте состояние хомутов. Ослабленные или проржавевшие хомуты нужно подтянуть или заменить. Они должны надежно фиксировать шланги, чтобы исключить протечки под давлением.
  • Осмотрите радиатор. На его поверхности не должно быть механических повреждений, коррозии или признаков течи. Также проверьте, не загрязнились ли соты радиатора.
  • Посмотрите на термостат и водяной насос. Если есть подозрения на неисправность или течь (например, мокрые следы на корпусе помпы), замените детали сразу, пока система не собрана заново.

Куда сливать старый антифриз

Отработанный антифриз нельзя просто выливать в канализацию, на землю или в водоемы. Он содержит токсичные вещества — этиленгликоль или пропиленгликоль. Также в составе есть присадки, которые опасны для почвы, воды, животных и человека. Даже небольшое количество антифриза сильно вредит экосистеме при попадании в почву и грунтовые воды.

Оптимальный вариант — слить антифриз в герметичную тару. Подойдет любая старая канистра. После этого отнесите ее на специализированный пункт приема отработанных технических жидкостей. Они есть при некоторых СТО, автосервисах или на станциях утилизации отходов. Там жидкость утилизируют по правилам — либо перерабатывают, либо сжигают в промышленных установках.

Главное о сливе антифриза

Вот основные моменты, которые нужно знать прежде чем приступить к работе:

  • периодичность замены — обычно раз в 2–5 лет или 40–100 тыс. км пробега. Зависит от типа антифриза и рекомендаций производителя;
  • признаки, что пора менять — потемнение или помутнение жидкости, появление осадка, перегрев двигателя, утечки;
  • что нужно для замены — новый антифриз, перчатки, тара для слива, воронка, ключи, отвертка, при необходимости — промывочная жидкость;
  • где сливать — через сливную пробку радиатора и блока цилиндров. Обязательно при остывшем двигателе;
  • стоит ли промывать систему — да, если жидкость изменила цвет, в ней появился осадок или вы переходите на другой тип антифриза;
  • тип антифриза — подбирается строго по допускам производителя (например, G11, G12 и т. д.). Нельзя смешивать несовместимые типы;
  • утилизация — запрещено выливать в водоемы, канализацию или на землю. Сдавайте отработанный антифриз в специализированные пункты при СТО или автосервисах.