Автомобильный аккумулятор — важнейшее действующее лицо любого подкапотного пространства, где есть двигатель внутреннего сгорания. Без него чуда не случится — мотор просто не запустится. Так что за главной автомобильной батарейкой надо не просто следить, а еще и ухаживать, чтобы прожила она как можно дольше. Как это сделать своими руками и без капитальных вложений — рассказываем на Авто Mail.

Замена аккумуляторной батареи сегодня — дорогое удовольствие. Даже обладатель самого скромного автомобиля вряд ли уложится в пять тысяч рублей, а владельцу внедорожника, да еще и с двумя АКБ, придется выложить внушительную пятизначную сумму. Логично, что каждому автолюбителю хочется максимально продлить срок службы АКБ, чтобы как можно позже его заменить. Как это сделать? Да очень просто: не допускать полного разряда.
На словах просто. А на деле? Тут поможет житейская хитрость, которой не пренебрегают опытные водители: тандем процедур и доработок, которые в комплексе позволяют заметно увеличить срок службы АКБ. Не сложно, не дорого, но руки приложить, как не крути, придется.
Безводные процедуры

Одна из основных задач, которую предстоит решить — сделать аккумулятор чистым. А для этого его регулярно стоит протирать: не мыть водой, не обливать сверху, а именно протирать чуть влажной тряпкой, чтобы корпус батареи был чистым. Сделать это несложно, справится и потомственный интеллигент, но проделывать процедуру предстоит регулярно, что задачу, конечно, осложняет. Впрочем, цена вопроса — новая батарея, что, конечно, стимулирует. Ну и напомним напоследок, что хранение тряпок под капотом, как бы остро не хотелось занять пустующую, на первый взгляд, нишу — идея посредственная, особенно летом, когда и на улице, и в моторном отсеке жарко. Там и без ветоши есть чему загореться, повышать шанс пожара своими же руками не стоит.
Второе важное направление уборки — это клеммы. Они также должны быть чистыми, хотя постоянно норовят окислиться. Можно, конечно, постоянно их снимать и убирать окислы вручную, но гораздо технологичнее один раз в год наносить специальный состав, противодействующий их образованию. Кстати, мастера официальных дилеров, что проводят техническое обслуживание по регламенту производителя, эту операцию проводят в обязательном порядке.
Размыкатель массы

Новомодная доработка, чрезвычайно сейчас распространенная как в механическом, так и в электронном исполнении, служит единственной цели: не дать электричеству неконтролируемо «вытечь» из батареи. Увы, любой, даже новой машине свойственны утечки, что со временем приведет к полному разряду АКБ. Особенно, если машина долго стоит и редко ездит. Вместо бесполезного и, периодически, бессмысленного поиска причины утечки, гораздо проще и, главное, дешевле поставить самый простой размыкатель массы, который сбережет батарейку в момент простоя. Идея здравая, многим уместная, надо лишь подобрать подходящий вариант и установить его примерно секунд за 40−45. Это несложно.
Крышка

Старые японские автомобили, которые были сделаны еще инженером, а не маркетологом, частенько этой опцией оснащались в базе: аккумулятор был накрыт пластиковой крышкой «с завода», что, естественно, в значительной мере оберегало батарею от лишней грязи и, как водится, продлевало срок ее службы.
Сегодня, кстати, на многих современных машинах, особенно высокого ценового сегмента, вся плоскость подкапотного закрыта кожухом, не только АКБ. Так что если крышки нет или она утеряна, то недосмотр следует восстановить подручными средствами или с помощью великой китайской барахолки. Там универсальных вариантов наберется немало — есть из чего выбрать.
Кронштейн

Очень часто так случается, что преждевременный выход аккумуляторной батареи из строя связан с повреждением корпуса: АКБ, хоть и тяжелая, но без крепежа на своем месте подвижная, и в случае резкого, торможения, тем более, столкновения, просто разбивается о железные элементы внутри подкапотного отсека. По этой самой причине мудрые инженеры придумали крепить его специальной металлической стяжкой с перемычкой, которая и должна по задумке плотно притягивать батарею к ее площадке и способствовать сохранения целостности корпуса.
Увы, крепеж часто теряется, иногда — ломается, а третий-четвертый владелец автомобиля просто не обращает внимания на его отсутствие. В результате очередной резкий маневр приводит, сначала, к повреждению батареи, а потом и к дверям магазина: починить корпус аккумулятора не представляется возможным.
Теплоизоляционный бокс
Ценители электромобилей, которые знают истинную цену батарее, соврать не дадут: чтобы аккумулятор жил долго и «творил счастье», нужно всеми силами соблюдать температурный баланс: перед зарядкой подогревать и не допускать резких охлаждений. В «электричках» для этой цели есть специальная и довольно сложная температурная система, которая постоянно «бдит»: когда нужно — подогревает, когда нужно — остужает. Как это реализовать в обычном автомобиле?

Кто-то «городит огород» со шлангами системы охлаждения, другие инсталлируют электронику, но начать стоит, определенно, с теплоизоляционного кофра, куда следует поместить батарею. Он много места не займет, в минимальном, но достаточном объеме «сгладит» температурный эффект, не потребует «доработок». Да и стоит, честно говоря, копейки. Можно хоть своими руками из тонкой теплоизоляции сделать: выглядеть, может, будет и не очень, зато с поставленной задачей справится.
Самой же главной процедурой, несомненно, является регулярная диагностика, которая за несколько минут делается простым мультиметром: проверяем аккумулятор на заглушенном двигателе, после — на заведенном. Это процедура тысячу раз описана, повторять не будем, но именно так можно вовремя заметить сложности генератора и уберечь главную автомобильную батарейку от смертельного для нее разряда.