Logan из ящика

«Автофрамос» объявил о готовности завода в Текстильщиках к производству Renault Logan. Пока завод делает только пробные машины для тестов и обучения персонала. Первые серийные автомобили, которые можно будет продавать, хвалить или ругать, появятся в апреле будущего года.
content image for: 10510
В понедельник на московском заводе Renault «Автофрамос» был собран первый автомобиль модели Logan. Но французы очень просили не называть эту машину «автомобилем». Они убеждали, что это всего лишь «прототип», образец, на котором тренируется персонал завода. Впрочем, результат тренировки имел вполне товарный вид, если не считать отсутствия пары мелких декоративных деталей. При довольно ярком внутреннем освещении цеха кузов, окрашенный светлым с голубоватым отливом металликом, приятно радовал ровными зазорами между внешними панелями и идеальным лаковым глянцем. Поглазеть и потрогать руками конечный продукт было тем более интересно, после того как французы провели журналистов почти вдоль всей технологической цепочки.

Пока Logan начинается с больших ящиков. В них с румынского завода Dacia приходят сложенные пачками кузовные детали – крылья, двери, крыши, детали пола и силового каркаса машины (у румынского и российского Logan не только название общее, но множество одинаковых деталей). Весной, когда начнется настоящая серийная сборка «Логанов», детали будут приходить со штамповочного производства ЗИЛа – сейчас инженеры и технологи Renault занимаются доводкой местного производства под корпоративные стандарты. Кузов собирается практически полностью вручную: детали вынимаются из упаковок, зажимаются в разноцветные струбцины, затем операторы «сшивают» жесть сварочными клещами. Точки ставят в строго определенных местах – либо по метке на детали, либо по шаблону. Сварщиками работают даже девушки – весьма увесистые (даже на вид) сварочные клещи-полуавтоматы вывешены на тросах с противовесами и заводятся в нужное место без видимых усилий. Постепенно, пост за постом, из почти плоских жестянок получаются жестяные остовы, в которых угадываются очертания будущей машины. Но выживают из них пока единицы. У каждого кузова измеряют геометрию – на специальном стенде кузов «ощупывают» лазерами, после чего компьютер сверяет параметры с эталонными.

Тем не менее большинство кузовов, вне зависимости от точности изготовления, раскурочивают до состояния металлолома – разрывают клещами в местах сварки или распиливают вдоль и поперек сварных швов. Называется это разрушающий контроль. Такими жертвами Renault добивается нужного качества сварки, сопряжения и прилегания деталей. Потом, конечно, готовые корпуса машин будут разрывать выборочно – несколько штук на тысячу. Те немногие, что не попадают в разрушающий контроль, отвозят в цех окраски, куда никого, кроме персонала, не пускают. Говорят, от журналистов особенно много пыли, что может повредить качеству лакокрасочного покрытия автомобилей. Но, судя по демонстрационному фильму и конечному продукту – паре десятков окрашенных в разные цвета кузовов, в этом таинственном заведении жестяные остовы купаются в катафарезных ваннах, чем-то напоминая морских млекопитающих, после чего сушатся, обрабатываются мастиками и восками, затем грунтуются (это, кстати, единственная операция, где «Автофрамос» использует промышленных роботов), сушатся, а потом вручную красятся и опять сушатся. Как сказал «Газете.Ru» генеральный директор «Автофрамоса» Жан-Мишель Жалинье, московские «Логаны» будут выходить с завода в тех же вариантах расцветки, что и серийные Renault во всем мире. «У нас много разных красок и практически нет ограничений по их изменению во время производства, – говорит шеф «Автофрамоса». – Обязательно будет выбор между однокомпонентной краской или металликом». Перед выходом из покрасочного цеха залакированные кузова контролируется. При необходимости кузов местами дополировывают вручную. Кондиционный кузов попадает в цех сборки, где его постепенно начиняют деталями. Пока абсолютно все привезено на «Автофрамос» из Румынии и с других предприятий Renault. В «Логанах» много общего не только с «близнецом» Dacia, но и с другими машинами Renault. Например, у него те же двигатели, КПП и частично подвески, как на свежей модели Modus.

В понедельник французы объявили, что к моменту начала серийной сборки в апреле 2005 года около 20% деталей и материалов будут российскими. Logan будет остеклен продукцией Борского стекольного завода, брызговики (одно из уникальных требований российских стандартов) будут поставлять «Эласт Технологии» из Петербурга, а нижегородская «Сотекс» изготовит поролоновую набивку для сидений. Кстати, судя по вывешенному в сборочном цехе «плану организации производства», сиденья для московской машины собираются полностью изготавливать на «Автофрамосе». Но официально французы об этом пока не говорят. Цеха «Автофрамоса», которые были всего за год перестроены и набиты новым оборудованием, выглядят вполне работоспособными, но несколько пустоватыми из-за отсутствия персонала. Рабочих действительно только набирают – в 2005 году на работу возьмут 1 тыс. человек, а в 2006-м, к концу которого сборка Logan должна выйти на проектную мощность, на заводе должны работать в три смены больше 2 тыс. человек. Платят сотрудникам в голубых комбинезонах по московским меркам немного. Жан-Мишель Жалинье назвал средний заработок рабочего – 11 тыс. рублей. Сотрудники завода пояснили: стартовый оклад свежевыученного рабочего – 8 тыс., остальное – как человек себя покажет. Впрочем, у французов явно достаточно персонала, чтобы начать серийную сборку в апреле 2005 года, а в конце лета начать продажи. Планы производства на будущий год не объявляют. «Новая модель, новый завод, новые люди», – оправдывает свою осторожность шеф «Автофрамоса». – Мы не будем увеличивать темпы производства, пока не будем уверены, что от этого не страдает качество». Тем не менее в 2007 году в Москве собираются делать уже 60 тыс. Заявленные цены на московскую машину пока остались неизменными – ?7–10 тыс. в зависимости от комплектации.