Стояночный тормоз: как работает и что может сломаться

Автомобиль сложно представить без эффективных тормозов, обеспечивающих его безопасность на дороге. Но не менее важным узлом считается и стояночный тормоз, который помогает зафиксировать машину после остановки — без него эксплуатация ТС запрещена.
Василий Бахолдин
Автор Авто Mail
Что это
Зачем нужен
Виды
Схема работы
Неисправности
Как проверить
Как отрегулировать
Что делать, если горит ошибка
К чему может привести неправильное использование
Главное
Что это
Зачем нужен
Виды
Схема работы
Неисправности
Как проверить
Как отрегулировать
Что делать, если горит ошибка
К чему может привести неправильное использование
Главное
Еще
Мужчина поднимает стояночный тормоз
Стояночный тормоз — это отдельная система, обеспечивающая неподвижность автомобиля при остановкеИсточник: legion-media.ru

В любом современном автомобиле предусмотрены две тормозные системы: основная и стояночная. Обе они крайне важны и применяются постоянно. В статье подробно расскажем, что такое стояночный тормоз, как он устроен, с какими неполадками можно столкнуться, и как отрегулировать механизм.

Что такое стояночный тормоз

Стояночный тормоз автомобиля — это отдельная от основной тормозная система, которая удерживает машину в неподвижном положении во время остановки. Чаще всего водители используют название «ручник», сложившееся из-за самого распространенного варианта активации механизма.

Зачем нужен стояночный тормоз

Есть несколько важных задач, которые ручник помогает решить автомобилистам. Назовем самые основные.

  • Удерживает автомобиля на месте. Хотя для этой цели можно использовать трансмиссию, стояночный тормоз позволяет избежать излишних нагрузок на коробку передач. Особенно актуален он в местах с уклоном местности — в таком случае лучше использовать трансмиссию и ручник вместе.
  • Помогает тронуться в горку. Если автомобиль находится на склоне, то без ручника он может просто покатиться вниз. Поэтому на машинах с МКПП его начинают отпускать только после того, как сцепление сработало, и началось движение вперед.
  • Резервный тормоз. Хотя стояночная система значительно слабее, в случае отказа основной она может пригодиться. Если машина будет ехать медленно, то ручник сможет ее остановить.
  • Помогает в пробках. Когда водитель попал в серьезный затор на дороге, можно иногда ставить машину на стояночный тормоз, чтобы нога на педалях могла отдохнуть.

Какие способы активации стояночного тормоза существуют 

Стояночные тормозные системы различается по механизму включения:

  • Ручной. Приводится в действие рукой при помощи специального рычага. Характерен для бюджетных автомобилей. Рычаг нужно потянуть вверх, чтобы поставить машину на ручник. Затем нажать на кнопку и опустить вниз, чтобы снять с тормоза.
  • Ножной. Активируется при помощи специальной педали, расположенной в стороне от основных. Для ее дезактивации нужно дополнительно потянуть за специальную ручку под приборной панелью. Такие системы встречаются на японских и американских автомобилях.
  • Электрический. Включается всего одной кнопкой, которая чаще всего расположена поблизости от управления трансмиссией или на приборной панели. Электроручник может активироваться и выключаться автоматически — при остановке или начале движения.

Схема работы механического стояночного тормоза

Механизм основан на работе тросов и рычагов. Водитель тянет на рычаг (жмет на педаль), усилие передается на трос. Затем через специальный кронштейн-уравнитель натягиваются тросы, идущие к задним колесам автомобиля. Они прижимают колодки к барабану и блокируют колесо.

В случае использования дисковых тормозов в ручнике применяют две схемы. В первом случае трос через специальную резьбовую муфту воздействует на основной тормозной цилиндр, прижимающий колодки к диску. Во втором — внутри ступицы тормозного диска ставят небольшой барабан, а потом его фиксируют натяжением тросика также, как и обычные барабанные тормоза.

Плюсы механического стояночного тормоза

Механический ручник имеет несколько важных преимуществ:

  • благодаря простоте его легко обслуживать и ремонтировать; 
  • надежный — без труда переносит плохую погоду и перепады температур;
  • механический тормоз прочный и устойчив к повреждениям.

Минусы механического стояночного тормоза

С устройством механического стояночного тормоза связаны и его недостатки:

  • нужно использовать постоянно, иначе тросы будут окисляться и ржаветь;

  • нуждается в регулировке, так как тросы со временем растягиваются;

  • рычаг занимает место в салоне.

Схема работы электрического стояночного тормоза

Электрический стояночный тормоз
Электрический ручник легко активируется нажатием кнопкиИсточник: legion-media.ru

Электрический ручник правильнее назвать электромеханическим, поскольку за торможение все также отвечает механика, а электроника только помогает. Так, у некоторых моделей электромоторы с редукторами находятся прямо на суппортах и после нажатия кнопки начинают вращение вала, который прижимает колодки.

В другом варианте конструкция может быть еще проще. Тормоз приводится в действие тем же тросами, как и в механическом варианте. Просто натягивает их водитель не своими силами, а при помощи электродвигателя.

Плюсы электрического стояночного тормоза

Это более современный вид ручника, он все чаще используется в автопроме. Этому способствуют его преимущества:

  • легко активируется нажатием кнопки, не нужно прилагать усилий;
  • небольшая кнопка не занимает места в салоне;
  • автоматические настройки повышают безопасность водителя и пассажира — тормоз не включается на скорости и активируется, если двигатель не работает.

Минусы электрического стояночного тормоза

Есть у такого тормоза и свои особенности, которые тоже нужно учитывать:

  • сложное устройство чаще повреждается и выходит из строя;
  • значительно дороже в ремонте и при замене;
  • зависит от наличия питания в электрических цепях и при его отсутствии разблокировать колеса сложно;
  • не предназначен для сложных маневров или трюков, в которых используют экстренное торможение.

Какие неисправности стояночного тормоза бывают

Даже на современных автомобилях избежать поломок невозможно. Иногда и стояночный тормоз перестает выполнять свою задачу. Рассмотрим самые распространенные проблемы.

На авто с барабанными тормозами

Все неисправности стояночного тормоза связаны в основном с его конструктивными особенностями. Чаще всего случаются неполадки с тросиком: он может провиснуть, оборваться, заржаветь или заклинить. В таком случае помогает его замена.

Нередко речь идет об износе колодок в барабане — тогда подтягивать трос нет смысла, нужно поменять расходники. Причем делают это сразу на двух колесах, чтобы износ был одинаковым.

Иногда механизм от редкого использования «закисает». Если смазка не помогает, то его придется менять.

На авто с дисковыми тормозами

В случае использования дисков актуальной проблемой становится износ колодок и самого диска, которые нужно своевременно менять.

Распространенная неполадка — поломка сервопривода «электроручника» или проблемы с тросами и рычагами в механическом варианте тормоза.

Проблемой может стать утечка масла или тормозной жидкости. Тогда ручник не сможет держать замасленный диск.

На любых видах тормозов ручник может быть просто не отрегулирован. Тогда нужно выполнить эту процедуру самостоятельно или обратиться в сервис.

Как проверить работоспособность стояночного тормоза

Автомобилист припарковался на склоне
Чтобы проверить исправность ручника, можно припарковаться на склоне и поднять стояночный тормозИсточник: Freepik

Ручник считают исправным, если он может держать машину на подъеме с уклоном до 23% . Проверять его рекомендуют каждые 30 тыс. км. при дисковых тормозах, и каждые 15 тыс. км., если тормоза барабанные. Сделать это можно на СТО или самостоятельно. Обычно для этого применяют испытанные временем способы.

Можно припарковаться на склоне и включить ручник. Если он со своей задачей не справился, и машина покатилась, значит ему нужна регулировка или ремонт.

Другой вариант, когда при включенном ручнике поднимают на домкрате заднее колесо и пытаются его провернуть руками. В том случае, если это удалось, тормоз неисправен.

Еще один способ подходит только для машин с МКПП. При активированном стояночном тормозе водитель включает первую скорость и пытается ехать. Если машина дернулась и заглохла — с ручником все в порядке. А вот если свободно поехала, значит пора обращаться на сервис.

Как отрегулировать стояночный тормоз

Во многих автомобильных узлах со временем сбиваются настройки, их эффективность снижается. Не стал исключением и стояночный тормоз. Расскажем, как его можно самостоятельно отрегулировать.

Механический

Для регулировки обычного стояночного тормоза стоит придерживаться следующего алгоритма.

  1. Изучите конструкцию авто, чтобы выяснить местоположение регулировочных гаек. Чаще всего они находятся в приводе тормоза, в местах соединения тросов и в устройстве разведения тормозных колодок.
  2. Установите автомобиль на эстакаду или яму. Приведите тормоз в рабочее состояние.
  3. Приподнимите одно из задних колес при помощи домкрата.
  4. Ослабьте контргайку уравнителя и при помощи регулировочных гаек усильте натяжение тросов.
  5. Проворачивая заднее колесо отрегулируйте натяжение так, чтобы тормоз надежно фиксировал машину.
  6. Опустите рычаг тормоза и проверьте, что заднее колесо нормально прокручивается.

Именно таким способом пользуются большинство автомобилистов. Но на стояночных тормозах барабанного типа можно отрегулировать еще и положение колодок. Для этого в конструкции существует специальный винт, который можно повернуть плоской отверткой. Процедура не очень сложная.

  1. Регулировку проводят на собранном механизме, прямо перед установкой колес. Винт находится на барабане под пластиковой или резиновой заглушкой.
  2. При полностью отпущенном рычаге тормоза нужно добиться такого положения, чтобы колесо свободно крутилось.
  3. Затем поднять рычаг на пару щелчков и подвести колодки к барабану так, чтобы они начали подтормаживать, но колесо еще можно было провернуть руками.
  4. Еще приподнять рычаг и проверить, что барабан полностью застопорился.

Теперь стояночный тормоз надежно держит машину, а колодки не будут излишне нагреваться во время движения.

Электрический

Для разборки и регулировки электромеханического стояночного тормоза требуются специальные навыки и инструменты. Но и без диагностического оборудования можно провести калибровку этого узла. Сделать это довольно просто, если следовать инструкции.

  1. Заблокировать колеса.
  2. Включить зажигание при неработающем двигателе.
  3. Нажать на педаль тормоза.
  4. Поставить МКПП на нейтральную скорость, а при наличии АКПП выбрать положение для парковки.
  5. Включить электрический стояночный тормоз и потом выключить его. Повторить это 5—6 раз.
  6. В результате модуль отрегулируется и настроит натяжение тросов.

Если регулировка не помогла, и стояночный тормоз плохо держит, лучше обратиться за помощью к профессионалам.

Что делать, если горит ошибка стояночного тормоза

Игнорировать такую проблему нельзя, поскольку при неисправной тормозной системе использовать машину опасно.  Причин для появления сигнала очень много, и некоторые смогут обнаружить только на СТО. 

Но прежде, чем ехать в сервис за помощь, можно проверить наиболее частые:

  • Работает тормоз. Несколько раз поднять и опустить рычаг «ручника» или нажать соответствующую кнопку.
  • Не хватает тормозной жидкости. Проверить уровень и долить, если необходимо.
  • Повреждение бачка или датчика-поплавка. Бачок проверить на утечку, а датчик почистить от загрязнений.
  • Изношенные тормозные колодки. Проверить их состояние и поменять, если они сильно стерлись.

Если ничего обнаружить не удалось, и лампочка не погасла, остается только надеяться на опыт специалистов.

К чему может привести неправильное использование стояночного тормоза

Хотя современные электронные системы научились защищать автомобиль от большинства проблем, они стоят не на всех машинах. Разберем самые частые ошибки, которые допускают водители.

Движение при включенном ручнике

Это гарантирует быстрый износ тормозных колодок, дисков и барабанов. А из-за повышенного нагрева могут быть повреждены узлы тормозной системы.

Блокировка в зимнее время

Если ручной тормоз оставить надолго включенным зимой, колодки могут примерзнуть к барабану или диску. В результате колеса будет сложно разблокировать. 

Выполнение трюков

Агрессивная езда и использование стояночного тормоза для дрифта или разворотов приводит к растяжению тросов и даже их обрыву. На современных автомобилях стоит защита от такой ошибки, так как ручник просто не включается во время движения.

Главное о стояночном тормозе

Стояночный тормоз BMW
Ручник в зависимости от способа работы бывает механическим и электрическимИсточник: BMW

Подведем итоги и перечислим все самое важное, что нужно запомнить:

  • Стояночный тормоз — это отдельная система, обеспечивающая неподвижность автомобиля при остановке. Чаще всего водители называют его «ручником».
  • Его используют не только на парковке, но и при трогании в горку или в крупных пробках.
  • Ручник в зависимости от способа работы бывает механическим и электрическим. У каждого есть свои преимущества и недостатки.
  • Главная проблема механического стояночного тормоза — ослабление и закисание тросов. В электрическом узле слабым местом становятся проводка и электромоторы.
  • Чтобы стояночный тормоз нормально работал, нужно им постоянно пользоваться и регулировать на ТО. 
  • Нельзя ездить с активированным ручником или выполнять трюки. Это может привести к поломке или даже стать причиной ДТП.