Новость о том, что самая дорогая и ценная составляющая любого автомобиля — это кузов, вопросов и недопониманий не вызывает. Особенно у тех, кто уже столкнулся с его ремонтом. Однако кузов тоже элемент составной: есть навесные элементы, крылья и двери, капот и багажник, а есть — несущие. И восстановление последних несопоставимо по цене с заменой той же двери. Впрочем, есть среди «силовых элементов конструкции» самый настоящий лидер, починить который зачастую стоит слишком дорого — это «стакан».
Двигателю и коробке переключения передач, хоть автоматической, хоть нелюбимому в России вариатору, далеко до тех цифр, что оказываются в чеке после посещения кузовного цеха: кузовной ремонт — самый дорогой, царь-ремонт. А если делать его качественно, дорогими составами и «для себя» — то сказочно дорогой.

Например, замена порога запросто выкатывается за отметку в 50 000 рублей. И такой тариф мастер, что дает гарантию, возьмет за одну сторону. Два порога — уже «сотня». Объективно говоря и приложив усилия, за эту сумму можно крепко перетряхнуть двигатель. А на подержанных запчастях — и вовсе перебрать. Покраска капота — извольте, тридцать тысяч рублей. Крыша — аналогично.
Заменить сгнивший «телевизор» — переднюю монтажную панель, на которой висит и кассета радиаторов, и фары, и бампер — от 35 000 рублей в режиме «по-братски» и до тех же пятидесяти тысяч рублей, если пришел «с улицы». Впрочем, все это меркнет рядом с работами по восстановлению «стакана» — элемента колесной арки, куда опирается амортизатор. По задумке инженера, эта площадка сделана достаточно надежной, чтобы превратности дороги не сломили ее сразу. Некоторые, скажем аккуратно, немецкие специалисты настолько уверились в его «бессмертии», что даже разместили там уникальный идентификационный номер автомобиля. Оптимисты!
С какими проблемами могут столкнуться автовладельцы?
Увы, машины в России эксплуатируются долго, средний возраст автопарка давно перевалил за 15 лет, так что даже сверхнадежные элементы конструкции подвержены возрастным болячкам: дороги, коррозия и манера управления транспортным средством дело свое делают. Не является исключением и «стакан», который, во-первых, несет на себе огромную нагрузку, а во-вторых, нуждается во внимании. Регулярном. Иначе его придется заменить, что, определенно, выльется в «копеечку». Но «вишенку» оставим напоследок. Сначала о бедах «стакана».

Агрессивная езда, особенно «боком», регулярная эксплуатация на дорогах с плохим покрытие, грунтовых и разбитых асфальтовых, приводит к тому, что стакан начинает трескаться: вереница трещин «разбегается» по всей плоскости площадки, заметно снижая ее надежность, и со временем стойка амортизатора просто выстрелит вверх, прошив капот на вылет. Автомобиль потеряет управление и будет полностью обездвижен — ехать дальше уже нельзя.
Вторая «болячка» — коррозия. Даже если водитель был аккуратным, а дороги — хороши, со временем «рыжая» доберется до этого элемента и «возьмет свое». Как только «стакан» начинает коррозировать, он также теряет свою крепость, все ближе и ближе приближая день поклона перед мастером кузовного цеха. Да, он действительно очень надежен изначально, да, состоит из целого «бутерброда» листов металла, так что поверхностная коррозия, как правило, лишь томный намек на необходимость скорейшего восстановления, но этот намек еще нужно считать. Да и коррозия на "стакане, как правило, появляется на видимом глазу месте — под капотом или в глубине багажника — в самый последний момент. Когда внешние элементы уже сгнили полностью.
Как ремонтируют «стакан»?
Его меняют. Вырезают полностью, заваривая прогнившие участки новым железом, или удаляют целиком, заменяя целым элементом с авторазборки. Счастливчики, у кого на «стакане» выбит VIN-код, себе такой роскоши позволить не могут, поэтому подваривают полосками. Насколько это надежно? Большой вопрос. Насколько сварщик попадет в геометрию, чтобы не изменить повадок автомобиля? Еще больший. В любом случае, вырезать надо много, а варить — очень аккуратно. Отсюда и цена: самый бюджетный ремонт «стакана» прямо сейчас обойдется в 50 000 рублей. Без детали — только работа. Сам элемент — еще около пяти тысяч рублей на разборке, правда, в идеальном состоянии. В результате, восстановление опорной площадки амортизатора стартует с отметки в 55 000 рублей. И занимает минимум неделю.

Как продлить срок службы «стакана»
Во-первых, применить все мыслимые и немыслимые антикоррозийные составы «с детства». Это работает, факт. Во-вторых, регулярно промывать его нишу, содержа в предельной возможной чистоты с двух сторон: и с внутренней, подкапотной, и с внешней. В-третьих, осознать: красивые большие колесные диски, особенно кованые и на низкопрофильной резине, передают все невзгоды отечественной дороги не только на подвеску, но и на кузов. В частности — на тот самый стакан. Больше скорость — меньше ям? Готовьте деньги «слесарям». Чем хуже дороги и выше скорость прохождение неровностей — тем выше нагрузка, а чем чаще кузов выполняет это упражнение — тем быстрее придется ехать к мастеру. Чудес не бывает, а железо в нашем «ржавом поясе» совсем не вечно. НУ и напоследок — классика: самый дешевый ремонт — это превентивный ремонт. Затянули — переплатили.