Наверняка многие слышали слово «кайдзен», но не знают, что оно означает. Это просто — совершенствование процессов и повышение эффективности. Такое знание пригодится не только в промышленности, но и в офисе, а также дома. И вот вам кайдзен в стиле Toyota.
Главная идея Toyota — не стоит быть таким неряшливым! Поэтому начать следует с уборки. Посмотрите на свой стол. Сначала давайте перечислим, что на нем действительно необходимо именно вам.

Сколько пунктов будет в этом списке? Ноутбук, смартфон, канцелярские принадлежности, документы, файлы… Надо полагать, что в рабочее время столешница завалена вещами, в том числе, лишними.
При этом рабочие столы руководителей Toyota Motor Corporation пусты. Единственная вещь, которая всегда находится на столе, — это телефон.
Но в обществе сложилось мнение, что если ваш стол завален документами, то вы отличный и очень загруженный работник. Но в случае Toyota все совсем наоборот. Человек, сидящий за заваленным столом, — это человек, у которого не так уж много работы.

Кайдзен Toyota основан на принципе 5S:
- Сортировка (Sort). Очистка рабочего места, избавление от ненужного.
- Создание порядка (Set in order). Организация удобного хранения.
- Соблюдение чистоты (Shine). Регулярная уборка.
- Стандартизация (Standartise). Все делается по одному шаблону.
- Совершенствование. Внедрение новых успешных практик.
Вещи теряются не вдруг, и сколько времени люди экономили бы на поиске нужных вещей, тратя его более рационально. Поэтому рабочее место нужно сделать удобнее. Вот каким должно стать мышление.
- Пустая трата места: пространство — это основа. Свободного места не существует.
- Пустая трата времени: лучший пример — время на поиск пропавших вещей. Если вы тратите время на это, то вы теряете время.
- Совершение ошибок: возвращаясь к месту, где вы допустили ошибку, вы тоже теряете время.
- Мусор, который нужно убрать: именно в нем теряются вещи и время.

Когда вы убираете свое рабочее место? Призыв делать это в нерабочее время в Toyota считается глупым. Уборка производится в рабочее время. Уборка — это часть работы.
Во время уборки следует обращать внимание на следующие вещи.
- Организация. Отделите нужное от ненужного и сразу уберите подальше или выбросьте то, что вам не нужно.
- Аккуратность. Сделайте так, чтобы вы могли быстро брать то, что вам нужно, сколько вам нужно и тогда, когда нужно.
- Чистота. Постоянно поддерживайте порядок на своем рабочем месте.
- Дисциплина. Соблюдайте правила.
Банальное соблюдение этих несложных правил повышает производительность и сокращает количество ошибок. Качество продукта или услуги станет выше, а отношения между сотрудниками — лучше. Это обещает Toyota.