
В материале рассказываем, что такое топливный фильтр, где он расположен и как работает. Разберемся, как продлить срок его службы и как заменить при необходимости.
Что такое топливный фильтр и для чего он нужен
Топливный фильтр отвечает за очистку горючего перед тем, как оно попадет в двигатель. Он задерживает пыль, грязь и другие примеси, которые могут оказаться в баке. Задача его проста — поймать инородные частицы.
Если этот мусор попадет в двигатель, со временем забьются форсунки, повредится топливный насос. Машина начнет вести себя некорректно — дергаться, терять мощность, увеличится расход топлива. Двигатель начнет глохнуть, а потом и вовсе откажется заводиться.
Фильтр предотвращает все эти неприятные моменты, очищая смесь перед попаданием в камеру сгорания. А значит, от его состояния напрямую зависит работоспособность авто.
Как и любой фильтр, со временем он загрязняется и теряет свою пропускную способность. О периодичности замены можно прочитать в руководстве по эксплуатации авто. Но если в вашем регионе топливо не очень качественное, придется сократить рекомендуемые интервалы.
Где находится топливный фильтр двигателя и как выглядит
Расположение топливного фильтра зависит от конструкции автомобиля, типа двигателя и топливной системы. Рассмотрим основные варианты:
Внутри топливного бака. Во многих современных автомобилях, особенно с бензиновыми двигателями, топливный фильтр встроен в модуль топливного насоса. Находится он непосредственно в баке. Это экономит место и защищает фильтр от внешних воздействий. Для замены такого элемента нужно достать фильтр через специальный люк под задним сиденьем.
Под днищем автомобиля, рядом с топливным баком. Это облегчает доступ для обслуживания и замены. Такой фильтр обычно представляет собой металлический или пластиковый цилиндр с входным и выходным штуцерами для подключения топливопроводов.
В моторном отсеке. В некоторых автомобилях, особенно старых моделей или определенных марок, топливный фильтр находится под капотом, рядом с двигателем. Внешне фильтр выглядит как металлический или пластиковый корпус цилиндрической формы с подсоединенными топливными шлангами.
Чтобы найти топливный фильтр именно в вашем автомобиле — загляните в руководство по эксплуатации или проконсультируйтесь со специалистами.
Чем топливный фильтр отличается от масляного
Из названия понятно, что один фильтр для горючего, а другой для масла. Но на этом их различия не заканчиваются. Рассмотрим основные.
Назначение
Топливный фильтр очищает горючее от примесей, грязи, пыли и других инородных частиц перед его подачей в двигатель.
Масляный — удаляет загрязнения из моторного масла, которое смазывает и защищает движущиеся части ДВС.
Местоположение
Топливный фильтр находится внутри бака для горючего, под днищем или в моторном отсеке — в зависимости от конструкции автомобиля.
Единого стандарта расположения масляного фильтра нет. Однако по роду службы он должен находиться как можно ближе к нижней части ДВС. Там его и нужно искать, недалеко от картера.
Конструкция
Конструкция топливного фильтра — это стальной, алюминиевый или пластиковый корпус с фильтрующим элементом из специальной бумаги или металлической сетки внутри и штуцерами для подключения топливопроводов.
Масляный фильтр состоит из металлического корпуса с фильтрующей бумагой, например армированным картоном, который укладывается внутрь гармошкой. Фильтрующий элемент обязан выдерживать действие горячего масла. Также в конструкции есть перепускной клапан для сброса избыточного давления и обратный клапан, препятствующий оттоку масла в картер после остановки мотора.
Интервалы замены

Для корректной работы топливного фильтра рекомендуется менять его каждые 30—40 тыс. км. пробега. Если он встроен в модуль топливного насоса, то регулярные замены не нужны, только если появились признаки его загрязнения, например, падение тяги двигателя, подергивание.
Масляный фильтр обычно меняется одновременно с самим маслом, примерно каждые 10—15 тыс. км. Все зависит от рекомендаций производителя и условий эксплуатации.
Виды топливных фильтров
Фильтры в топливной системе отличаются по конструкции, месту установки и задачам, которые они решают. Вот основные виды, которые встречаются в современных автомобилях.
Фильтры грубой очистки
Фильтр грубой очистки первым встречает загрязнения. Обычно это сетка, установленная прямо на топливном насосе внутри бака. Она задерживает крупный мусор — ржавчину, песок, остатки грязи. Если фильтр забивается, насосу становится сложнее качать топливо. Это приводит к его перегреву и поломке.
Фильтры тонкой очистки
Этот фильтр задерживает мелкие частицы — до 10 микрон. Его задача — максимально очистить топливо перед подачей в двигатель. Выглядит как металлический или пластиковый цилиндр с фильтрующим элементом внутри. Стоит либо под машиной, либо под капотом. На современных авто его нередко размещают прямо в баке. Такая конструкция удобна для производителей, но усложняет замену. Фильтр недоступен снаружи, чтобы до него добраться, нужно снять бак или заднее сиденье.
Фильтры с водоотделением (для дизельных двигателей)
Дизельные моторы более чувствительны к качеству топлива. Фильтры для них отличаются конструкцией и обязаны ловить мельчайшие частицы, а еще отделять воду. В нижней части находится небольшой резервуар, где скапливается влага. Иногда в нем есть датчик, а сам фильтр может иметь подогрев и ручной насос для подкачки топлива. Обычно такие фильтры устанавливаются в доступном месте для слива воды вручную или замены без лишних сложностей.
Карбюраторные фильтры низкого давления
Эти компактные и простые в обслуживании фильтры ставят дополнительно — как на бензиновые, так и на дизельные машины. Они стоят недорого и легко меняются. В прозрачном корпусе хорошо видно степень загрязнения. Иногда такие фильтры используют в других системах — например, как маслоуловители во впускном тракте.
Устройство топливного фильтра: из чего он состоит

Топливные фильтры различаются по форме и расположению. Но общая конструкция одинакова. Вот основные составляющие:
корпус фильтра — защищает внутренние компоненты и обеспечивает герметичность системы;
фильтрующий элемент — задерживает загрязняющие частицы. Изготовлен из специальной пористой бумаги, металлической сетки или синтетического материала;
впускной и выпускной штуцеры — отвечают за подачу и отвод топлива через фильтр;
уплотнительные кольца и прокладки — предотвращают утечки топлива на соединениях.
Принцип работы топливного фильтра
Топливо в процессе заправки поступает из колонки в бак автомобиля, при этом туда могут попасть частицы пыли или взвесь из емкостей АЗС. Здесь и наступает черед топливного фильтра.
Из бензобака горючее забирается насосом и проходит через сетку грубой очистки — она отсекает самые крупные примеси, вроде ржавчины или мусора из бака. Дальше горючее проходит через основной фильтрующий элемент. Это специальная бумага или синтетический материал, похожий на гармошку и уложенный в корпус фильтра. Он улавливает мелкие частицы до 10 микрон. После этого очищенное топливо выходит из фильтра и направляется в двигатель.
В дизельных автомобилях фильтр дополнительно отделяет воду, которая может скапливаться в баке из-за конденсата. Она оседает на дне очищающего элемента в специальном отстойнике. В таких системах обычно есть клапан, через который можно вручную слить воду. А также датчик, сообщающий о ее накоплении.
Какое обслуживание требуется для топливного фильтра
Отслуживший свое топливный фильтр может доставить немало проблем. Вот основные рекомендации, как этого избежать:
используйте качественное топливо — заправляйтесь на проверенных АЗС;
следите за состоянием фильтра — периодически проверяйте его на наличие загрязнений и при необходимости меняйте;
соблюдайте интервалы обслуживания — даже при отсутствии явных признаков засорения, меняйте фильтр в соответствии с рекомендациями производителя;
проводите профессиональную диагностику — при появлении симптомов загрязнения обратитесь к специалистам для проверки и замены.
Периодичность замены
Обычно в бензиновых двигателях его меняют каждые 30—40 тыс. км. пробега. Для дизельных двигателей, учитывая более высокие требования к чистоте топлива, интервал меньше — каждые 15—20 тыс. км. Но все зависит от условий эксплуатации авто и качества бензина в регионе.
Признаки необходимости замены
При таких симптомах тянуть с заменой топливного фильтра уже нельзя:
- затрудненный запуск двигателя;
- снижение мощности и динамики разгона;
- неровная работа двигателя на холостых;
- повышенный расход топлива;
- двигатель глохнет при увеличении нагрузки.
Как снять и поменять топливный фильтр

Процесс замены может отличаться в зависимости от марки авто. Поэтому лучше сначала заглянуть в руководство по эксплуатации. Вот общая инструкция:
- Сбросьте давление в топливной системе — найдите блок предохранителей — обычно он находится в салоне или под капотом. Отключите предохранитель топливного насоса.
- Убедитесь, что не включена какая-либо передача. Селектор АКПП установите в режим паркинга, а механику — в нейтральное положение.
- Запустите двигатель на одну—две минуты и выключите его.
- Установите предохранитель топливного насоса на место.
- Отключите аккумулятор.
- Найдите топливный фильтр — для этого сначала загляните в руководство по эксплуатации авто.
- Ослабьте крепления и отсоедините топливопроводы от фильтра. При этом может вытечь небольшой остаток горючего — подставьте какую-нибудь емкость.
- Снимите старый фильтр.
- Установите новый фильтр, подсоедините топливопроводы и закрепите фильтр на его месте.
Главное о топливном фильтре
Итак, вот основные моменты:
- топливный фильтр очищает бензин или дизельное топливо от грязи, ржавчины, воды и других примесей;
- устанавливается в баке, под днищем авто или в моторном отсеке — в зависимости от модели;
- основные признаки износа: двигатель плохо заводится, теряет мощность, дергается, растет расход топлива;
- менять фильтр нужно каждые 30—40 тыс. км. (у дизеля — чаще), даже если нет видимых проблем. Интервал может быть меньше в тяжелых условиях эксплуатации или при плохом качестве бензина;
- использование качественного топлива и соблюдение регламента замены продлят срок службы фильтра и всей топливной системы.