
Каждый водитель знает, что двигатель — один из главных узлов современного автомобиля. От правильной эксплуатации зависит, как долго он прослужит без серьезных поломок. Особенно важно бережно относиться к двигателю на новой машине или после ремонта. В статье подробно расскажем, что такое обкатка двигателя и какие виды бывают. Объясним, сколько времени нужно на обкатку и каких ошибок стоит избегать.
Что такое обкатка двигателя и зачем она нужна
Это крайне важный этап эксплуатации нового или отремонтированного двигателя. Он готовит агрегат к работе под нагрузкой и помогает значительно продлить срок его службы. Во время обкатки новый мотор используют очень бережно на протяжении определенного количества часов или до какого-то пробега.
Дело в том, что даже современные технологии не позволяют создать на конвейере идеальный двигатель. На поверхности деталей остаются мельчайшие неровности, частям мотора нужно сработаться и стать одним целым. Для этого и нужна обкатка — в процессе неровности сглаживаются, повышается эффективность работы всего узла. В итоге можно избежать множества проблем и защитить двигатель от преждевременного износа или повреждения.
Виды обкатки двигателя автомобиля
На сегодняшний день различают два вида обкатки автомобильного мотора, в зависимости от условий работы ДВС и нагрузки на него.
Холодная обкатка
С особенностями этого вида обкатки помог разобраться опытный гонщик, руководитель юношеской гоночной команды Артур Джалилов:
«Холодная обкатка проводится без нагрузки, часто на стенде. Иногда ее делают на заводе, иногда непосредственно в автомобиле. Считается, что этот этап нужен для первичной притирки деталей, но вообще его используют для выявления и удаления возможных дефектов производства, которые могли остаться. При этом важно контролировать температуру масла и охлаждающей жидкости, так как недостаточный прогрев или перегрев технических жидкостей сильно ухудшает процесс, и даже может стать причиной поломки».
Горячая обкатка
Горячей обкаткой называют процесс испытания мотора в реальных условиях эксплуатации. То есть водитель уже пользуется автомобилем, но не нагружает агрегат по максимуму, а наоборот, использует более щадящие режимы.
«Процесс важен для притирки поршневых колец, вкладышей и клапанного газораспределительного механизма. Во время горячей обкатки двигатель подвергается разным нагрузкам и температурным режимам, что позволяет металлу “запомнить” рабочие параметры и равномерно адаптироваться. Даже в повседневном, стандартном режиме работы мотор при запуске на холодную всегда выходит на повышенные обороты, чтобы стабилизировать свою работу в первые мгновения. А при обкатке это выражено еще сильнее, поскольку управляющая электроника знает о подобных сценариях и стремится компенсировать нестабильность зазоров, технически-допустимые искривления поверхностей и прочего, что характерно для нового агрегата ДВС», — пояснил Артур Джалилов.
Обкатка двигателя после капитального ремонта
После капитального ремонта автомобильный мотор всегда нуждается в обкатке. Делать это нужно по следующей схеме.
1. Подготовиться
2. Залить хорошее моторное масло

Хотя некоторые водители предлагают использовать любую смазку, специалисты опровергают такое мнение, и рекомендуют не экономить. Обкатка — серьезная нагрузка для мотора, поэтому и масло должно быть качественным. Многие производители даже выпускают обкаточное масло, обладающее специальным свойствами.
3. Запустить двигатель и контролировать давление
Проще всего это делать по панели приборов — через пару секунд после старта контрольная лампа давления масла должна погаснуть. Если этого не случилось, нужно глушить двигатель и разбираться, почему нет компрессии.
4. Прогреть двигатель на низких оборотах
Если давление нормальное и утечек масла нет, мотор нужно прогреть до рабочих температур. Затем двигатель следует заглушить, чтобы он немного остыл, а его детали не перегрелись и не деформировались. Такие циклы прогрева и остывания повторить несколько раз.
5. Прогреть двигатель на высоких оборотах
Постепенно обороты двигателя увеличивают. Сначала можно прибавить до отметки 1500, и дать поработать так пару минут. Затем обороты увеличивают до 2000 и не глушат двигатель несколько минут. При этом агрегат не должен издавать необычных звуков или сильно дымить.
6. Начать эксплуатацию
После испытаний в спокойной обстановке можно выезжать на дороги. Переживший капремонт двигатель нужно особенно бережно использовать первые 500 километров. Затем еще 2 тыс. км. ездить в щадящем режиме, не разгоняясь слишком сильно и давая мотору поработать в разных режимах.
После пробега в 2,5 тыс. км. желательно сменить масло и фильтр, чтобы избавиться от продуктов износа деталей. После этого не забывайте подтянуть все резьбовые соединения, отрегулировать зазоры клапанов, обороты холостого хода и натяжение ремня (цепи) привода ГРМ.
«Я бы не рекомендовал применять к автомобилю экстремальные нагрузки сразу после капитального ремонта. Современные детали обладают высоким качеством, но человеческий фактор присутствует. Привыкните к автомобилю, послушайте как работают агрегаты, нет ли посторонних шумов, которые отсутствовали до ремонта. Следите за температурой охлаждающей жидкости и давлением масла. Также желательно проверять уровни эксплуатационных жидкостей после стоянки», — советует директор по послепродажному обслуживанию «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов.
Как правильно обкатать двигатель нового автомобиля
Своя специфика есть и для обкатки совершенно нового автомобиля, двигатель которого еще не испытывал на себе нагрузок.
1. Первые 500 километров
Это самый важный период. В первое время новый двигатель нельзя нагружать, сократив скорость передвижения до 60—70 км/ч. Важно избегать сложных условий эксплуатации: холодных запусков, затяжных подъемов, перегрузки багажника, буксировку.
2. Обкатка на дорогах
После 2,5—3 тыс. км. пробега максимальную скорость можно увеличить до 90 км/час. В это время можно давать среднюю нагрузку, в идеальных условиях вывести машину на трассу и испытать при разных скоростях.
3. Нулевое ТО
Многие автодилеры после обкатки предлагают нулевое техобслуживание, в ходе которого всего на 2—2,5 тыс. км. меняют масло и фильтры. Это имеет смысл, так как в процессе притирки деталей в масло попадают металлические микрочастицы. Они могут забить фильтр и будут мешать нормальной смазке и всех узлов двигателя.
Сколько времени нужно на обкатку двигателя

Раньше, когда двигатели автомобилей были менее совершенными, специалисты советовали обкатывать новые машины не менее 10 тыс. км. Благодаря использованию новых технологий и современных материалов для процесса обкатки достаточно бережно эксплуатировать мотор 1—3 тыс. км. Некоторые автомобилисты придерживаются классических правил и берегут машину от нагрузок до 5—10 тыс км. В этом нет необходимости, но и вреда тоже не будет.
Ошибки при обкатке двигателя и как их избежать
Как и в любом другом деле, при обкатке двигателя существует ряд нюансов, которые полезно знать. Иначе можно совершить ошибки, негативно влияющие на срок службы мотора. Расскажем, чего стоит опасаться:
- Чрезмерная нагрузка. Деталям нужно сработаться в мягких условиях, поэтому высокие обороты вредны. Но и движение «внатяг» (на слишком низких оборотах) тоже противопоказано, потому что это снова приводит к неприемлемым нагрузкам.
- Буксировка. Нельзя тащить за собой прицеп или другой автомобиль — в такой ситуации риску подвергаются не только двигатель, но и трансмиссия. По той же причине специалисты не советуют выезжать на бездорожье, даже если у новой машины имеется полный привод.
- Резкие разгоны и торможение. Интенсивные ускорения нагружают сверх меры мотор, коробку передач, тормозную систему и покрышки. Большинство из этих узлов еще не готовы к такому испытанию и будут очень быстро изнашиваться.
- Холодные запуски. Всегда нужно прогревать двигатель, особенно если обкатка происходит в морозы. Иначе риск повреждения новых деталей значительно увеличивается.
- Невнимательность. Пока в двигателе идет приработка деталей, они выделяют больше тепла и могут вызвать перегрев важных узлов. Чтобы не допустить аварийной ситуации важно отслеживать температуру двигателя и АКПП.
«Большая ошибка при обкатке — это эксплуатация исключительно в городском цикле, когда технические жидкости не имеют достаточного давления в системе и не обеспечивают смазки и охлаждения. Однако ездить только по шоссе, где мотор работает в максимально ровном режиме, а нагрузки на трущиеся пары и узлы равномерны, тоже не стоит. Нужен именно комбинированный подход где агрегат “попробует” разные нагрузки. Сегодня ДВС при помощи электроники настраивают параметры для различных режимов работы на уровне агрегатов — поэтому то что работает в одном режиме, может не работать в другом», — поделился Артур Джалилов.
Что может случиться, если двигатель не обкатать
Не обкатанный автомобиль подвержен большему количеству рисков. Расскажем о наиболее вероятных последствиях игнорирования рекомендаций:
- Появление задиров. Внутри цилиндров из-за неровностей образуются царапины, которые со временем становятся глубже и могут спровоцировать серьезную поломку.
- Повышенный расход масла и топлива. Без обкатки детали внутри мотора не притирают как нужно и не становятся одним целым. Это сказывается на эффективности всего агрегата.
- Снижается ресурс. Даже современный двигатель должен получить нагрузку постепенно, а от нарушения такого простого правила быстрее ломается. В итоге ему очень скоро понадобится капитальный ремонт.
- Повреждение других узлов. Если нет обкатки, то быстрее перегреваться и выходить из строя будут коробка передач и тормозная система.
Советы экспертов: как увеличить срок службы мотора

Гонщик Артур Джалилов считает, что обкатка двигателя определяет дальнейший ресурс и надежность агрегата под капотом:
«Для максимального продления срока работы двигателя при обкатке важно прогревать мотор перед движением, желательно до рабочих температур. Нужно регулярно проверять уровень масла и антифриза, которые на данном этапе могут как вытечь наружу, так и смешаться между собой или попасть в зоны, где это не предусмотрено. Избегать экстремальных нагрузок в первые километры и разумно подходить к эксплуатации: вы еще не знакомы с двигателем, дайте немного времени. Правильно проведенная процедура позволяет двигателю работать стабильно и без проблем весь заложенный ресурс производителем».
Несколько простых советов, способных продлить жизнь мотора, дал Роман Тимашов:
«Чаще меняйте масло ДВС и масляный фильтр, покупайте расходники и запчасти у проверенных продавцов. Регулярно посещайте СТО для контроля за параметрами ДВС. Используйте только качественное топливо, соответствующее требованиям производителя. И не экономьте на обслуживании, вовремя проходя все регламентные процедуры».
Главное об обкатке двигателя автомобиля
Подведем итоги и напомним основные моменты, которые важно запомнить об этой процедуре:
- обкатка необходима, чтобы все детали двигателя притерлись друг к другу и стали работать максимально эффективно;
- бывает холодная обкатка на стенде и горячая - когда автомобиль эксплуатируют в обычных условиях, но бережно;
- обкатку нужно обязательно делать на новых авто и на моторах, прошедших капитальный ремонт;
- производители рекомендуют ездить в режиме обкатки от 1 до 3 тыс. км;
- при обкатке нужно придерживаться определенных правил и не совершать ошибок;
- не обкатанный автомобиль подвергается многим рискам, высока вероятность быстрой поломки двигателя;
- правильная обкатка, хорошее масло и регулярное техобслуживание — гарантия долгой службы ДВС.