Обкатка двигателя: зачем нужна и как правильно делать

Производители автомобилей дают немало рекомендаций, которые помогают сохранить работоспособность важнейших узлов машины. Расскажем, для чего нужна обкатка двигателя
Авторы и эксперты
Василий Бахолдин
Автор Авто Mail
Роман Тимашов
Директор по послепродажному обслуживанию
Артур Джалилов
Опытный гонщик
Что такое обкатка
Виды
После капитального ремонта
Как правильно
Ошибки
Что может случиться
Советы экспертов
Главное
Что такое обкатка
Виды
После капитального ремонта
Как правильно
Ошибки
Что может случиться
Советы экспертов
Главное
Еще
Механики делают осмотр двигателя под капотом
От правильной эксплуатации двигателя зависит, сколько он будет работатьИсточник: Freepik

Каждый водитель знает, что двигатель — один из главных узлов современного автомобиля. От правильной эксплуатации зависит, как долго он прослужит без серьезных поломок. Особенно важно бережно относиться к двигателю на новой машине или после ремонта. В статье подробно расскажем, что такое обкатка двигателя и какие виды бывают. Объясним, сколько времени нужно на обкатку и каких ошибок стоит избегать.

Что такое обкатка двигателя и зачем она нужна

Это крайне важный этап эксплуатации нового или отремонтированного двигателя. Он готовит агрегат к работе под нагрузкой и помогает значительно продлить срок его службы. Во время обкатки новый мотор используют очень бережно на протяжении определенного количества часов или до какого-то пробега. 

Дело в том, что даже современные технологии не позволяют создать на конвейере идеальный двигатель. На поверхности деталей остаются мельчайшие неровности, частям мотора нужно сработаться и стать одним целым. Для этого и нужна обкатка — в процессе неровности сглаживаются, повышается эффективность работы всего узла. В итоге можно избежать множества проблем и защитить двигатель от преждевременного износа или повреждения.

Виды обкатки двигателя автомобиля

На сегодняшний день различают два вида обкатки автомобильного мотора, в зависимости от условий работы ДВС и нагрузки на него.

Холодная обкатка

С особенностями этого вида обкатки помог разобраться опытный гонщик, руководитель юношеской гоночной команды Артур Джалилов:

«Холодная обкатка проводится без нагрузки, часто на стенде. Иногда ее делают на заводе, иногда непосредственно в автомобиле. Считается, что этот этап нужен для первичной притирки деталей, но вообще его используют для выявления и удаления возможных дефектов производства, которые могли остаться. При этом важно контролировать температуру масла и охлаждающей жидкости, так как недостаточный прогрев или перегрев технических жидкостей сильно ухудшает процесс, и даже может стать причиной поломки».

Горячая обкатка

Горячей обкаткой называют процесс испытания мотора в реальных условиях эксплуатации. То есть водитель уже пользуется автомобилем, но не нагружает агрегат по максимуму, а наоборот, использует более щадящие режимы. 

«Процесс важен для притирки поршневых колец, вкладышей и клапанного газораспределительного механизма. Во время горячей обкатки двигатель подвергается разным нагрузкам и температурным режимам, что позволяет металлу “запомнить” рабочие параметры и равномерно адаптироваться. Даже в повседневном, стандартном режиме работы мотор при запуске на холодную всегда выходит на повышенные обороты, чтобы стабилизировать свою работу в первые мгновения. А при обкатке это выражено еще сильнее, поскольку управляющая электроника знает о подобных сценариях и стремится компенсировать нестабильность зазоров, технически-допустимые искривления поверхностей и прочего, что характерно для нового агрегата ДВС», — пояснил Артур Джалилов.

Обкатка двигателя после капитального ремонта

После капитального ремонта автомобильный мотор всегда нуждается в обкатке. Делать это нужно по следующей схеме.

1. Подготовиться 

На этом этапе нужно позаботиться о хорошем АКБ и рабочем стартере. Дело в том, что на отремонтированном моторе проворачивать коленвал сложнее, а значит и усилий от стартера и батареи понадобится больше. Это особенно актуально для автомобилей с большим пробегом.

2. Залить хорошее моторное масло

Заливка моторного масла в двигатель автомобиля
Важно использовать качественное масло для обкатки двигателя Источник: legion-media.ru

Хотя некоторые водители предлагают использовать любую смазку, специалисты опровергают такое мнение, и рекомендуют не экономить. Обкатка — серьезная нагрузка для мотора, поэтому и масло должно быть качественным. Многие производители даже выпускают обкаточное масло, обладающее специальным свойствами.

3. Запустить двигатель и контролировать давление

Проще всего это делать по панели приборов — через пару секунд после старта контрольная лампа давления масла должна погаснуть. Если этого не случилось, нужно глушить двигатель и разбираться, почему нет компрессии.

4. Прогреть двигатель на низких оборотах

Если давление нормальное и утечек масла нет, мотор нужно прогреть до рабочих температур. Затем двигатель следует заглушить, чтобы он немного остыл, а его детали не перегрелись и не деформировались. Такие циклы прогрева и остывания повторить несколько раз.

5. Прогреть двигатель на высоких оборотах

Постепенно обороты двигателя увеличивают. Сначала можно прибавить до отметки 1500, и дать поработать так пару минут. Затем обороты увеличивают до 2000 и не глушат двигатель несколько минут. При этом агрегат не должен издавать необычных звуков или сильно дымить. 

6. Начать эксплуатацию

После испытаний в спокойной обстановке можно выезжать на дороги. Переживший капремонт двигатель нужно особенно бережно использовать первые 500 километров. Затем еще 2 тыс. км. ездить в щадящем режиме, не разгоняясь слишком сильно и давая мотору поработать в разных режимах.

После пробега в 2,5 тыс. км. желательно сменить масло и фильтр, чтобы избавиться от продуктов износа деталей. После этого не забывайте подтянуть все резьбовые соединения, отрегулировать зазоры клапанов, обороты холостого хода и натяжение ремня (цепи) привода ГРМ. 

«Я бы не рекомендовал применять к автомобилю экстремальные нагрузки сразу после капитального ремонта. Современные детали обладают высоким качеством, но человеческий фактор присутствует. Привыкните к автомобилю, послушайте как работают агрегаты, нет ли посторонних шумов, которые отсутствовали до ремонта. Следите за температурой охлаждающей жидкости и давлением масла. Также желательно проверять уровни эксплуатационных жидкостей после стоянки», — советует директор по послепродажному обслуживанию «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов.

Как правильно обкатать двигатель нового автомобиля

Своя специфика есть и для обкатки совершенно нового автомобиля, двигатель которого еще не испытывал на себе нагрузок.

1. Первые 500 километров

Это самый важный период. В первое время новый двигатель нельзя нагружать, сократив скорость передвижения до 60—70 км/ч. Важно избегать сложных условий эксплуатации: холодных запусков, затяжных подъемов, перегрузки багажника, буксировку. 

2. Обкатка на дорогах

После 2,5—3 тыс. км. пробега максимальную скорость можно увеличить до 90 км/час. В это время можно давать среднюю нагрузку, в идеальных условиях вывести машину на трассу и испытать при разных скоростях. 

3. Нулевое ТО

Многие автодилеры после обкатки предлагают нулевое техобслуживание, в ходе которого всего на 2—2,5 тыс. км. меняют масло и фильтры. Это имеет смысл, так как в процессе притирки деталей в масло попадают металлические микрочастицы. Они могут забить фильтр и будут мешать нормальной смазке и всех узлов двигателя.

Сколько времени нужно на обкатку двигателя

Мужчина садится за руль автомобиля
Обкатка двигателя, как правило, длится 1 – 3 тысячи километровИсточник: Freepik

Раньше, когда двигатели автомобилей были менее совершенными, специалисты советовали обкатывать новые машины не менее 10 тыс. км. Благодаря использованию новых технологий и современных материалов для процесса обкатки достаточно бережно эксплуатировать мотор 1—3 тыс. км. Некоторые автомобилисты придерживаются классических правил и берегут машину от нагрузок до 5—10 тыс км. В этом нет необходимости, но и вреда тоже не будет.

Ошибки при обкатке двигателя и как их избежать

Как и в любом другом деле, при обкатке двигателя существует ряд нюансов, которые полезно знать. Иначе можно совершить ошибки, негативно влияющие на срок службы мотора. Расскажем, чего стоит опасаться:

  • Чрезмерная нагрузка. Деталям нужно сработаться в мягких условиях, поэтому высокие обороты вредны. Но и движение «внатяг» (на слишком низких оборотах) тоже противопоказано, потому что это снова приводит к неприемлемым нагрузкам.
  • Буксировка. Нельзя тащить за собой прицеп или другой автомобиль — в такой ситуации риску подвергаются не только двигатель, но и трансмиссия. По той же причине специалисты не советуют выезжать на бездорожье, даже если у новой машины имеется полный привод.
  • Резкие разгоны и торможение. Интенсивные ускорения нагружают сверх меры мотор, коробку передач, тормозную систему и покрышки. Большинство из этих узлов еще не готовы к такому испытанию и будут очень быстро изнашиваться.
  • Холодные запуски. Всегда нужно прогревать двигатель, особенно если обкатка происходит в морозы. Иначе риск повреждения новых деталей значительно увеличивается.
  • Невнимательность. Пока в двигателе идет приработка деталей, они выделяют больше тепла и могут вызвать перегрев важных узлов. Чтобы не допустить аварийной ситуации важно отслеживать температуру двигателя и АКПП. 

«Большая ошибка при обкатке — это эксплуатация исключительно в городском цикле, когда технические жидкости не имеют достаточного давления в системе и не обеспечивают смазки и охлаждения. Однако ездить только по шоссе, где мотор работает в максимально ровном режиме, а нагрузки на трущиеся пары и узлы равномерны, тоже не стоит. Нужен именно комбинированный подход где агрегат “попробует” разные нагрузки. Сегодня ДВС при помощи электроники настраивают параметры для различных режимов работы на уровне агрегатов — поэтому то что работает в одном режиме, может не работать в другом», — поделился Артур Джалилов.

Что может случиться, если двигатель не обкатать

Не обкатанный автомобиль подвержен большему количеству рисков. Расскажем о наиболее вероятных последствиях игнорирования рекомендаций: 

  • Появление задиров. Внутри цилиндров из-за неровностей образуются царапины, которые со временем становятся глубже и могут спровоцировать серьезную поломку.
  • Повышенный расход масла и топлива. Без обкатки детали внутри мотора не притирают как нужно и не становятся одним целым. Это сказывается на эффективности всего агрегата.
  • Снижается ресурс. Даже современный двигатель должен получить нагрузку постепенно, а от нарушения такого простого правила быстрее ломается. В итоге ему очень скоро понадобится капитальный ремонт.
  • Повреждение других узлов. Если нет обкатки, то быстрее перегреваться и выходить из строя будут коробка передач и тормозная система.

Советы экспертов: как увеличить срок службы мотора

Механик в перчатках проверяет уровень масла
Нужно регулярно проверять уровень масла и антифризаИсточник: Freepik

Гонщик Артур Джалилов считает, что обкатка двигателя определяет дальнейший ресурс и надежность агрегата под капотом:

«Для максимального продления срока работы двигателя при обкатке важно прогревать мотор перед движением, желательно до рабочих температур. Нужно регулярно проверять уровень масла и антифриза, которые на данном этапе могут как вытечь наружу, так и смешаться между собой или попасть в зоны, где это не предусмотрено. Избегать экстремальных нагрузок в первые километры и разумно подходить к эксплуатации: вы еще не знакомы с двигателем, дайте немного времени. Правильно проведенная процедура позволяет двигателю работать стабильно и без проблем весь заложенный ресурс производителем».

Несколько простых советов, способных продлить жизнь мотора, дал Роман Тимашов:

«Чаще меняйте масло ДВС и масляный фильтр, покупайте расходники и запчасти у проверенных продавцов. Регулярно посещайте СТО для контроля за параметрами ДВС. Используйте только качественное топливо, соответствующее требованиям производителя. И не экономьте на обслуживании, вовремя проходя все регламентные процедуры».

Главное об обкатке двигателя автомобиля 

Подведем итоги и напомним основные моменты, которые важно запомнить об этой процедуре:

  • обкатка необходима, чтобы все детали двигателя притерлись друг к другу и стали работать максимально эффективно;
  • бывает холодная обкатка на стенде и горячая - когда автомобиль эксплуатируют в обычных условиях, но бережно;
  • обкатку нужно обязательно делать на новых авто и на моторах, прошедших капитальный ремонт;
  • производители рекомендуют ездить в режиме обкатки от 1 до 3 тыс. км;
  • при обкатке нужно придерживаться определенных правил и не совершать ошибок;
  • не обкатанный автомобиль подвергается многим рискам, высока вероятность быстрой поломки двигателя;
  • правильная обкатка, хорошее масло и регулярное техобслуживание — гарантия долгой службы ДВС.