В статье рассказываем, как устроена тормозная система автомобиля, какие бывают виды, изучим принцип действия и основные неисправности.

Как устроена тормозная система в автомобиле
С помощью тормозной системы автомобиль можно замедлить или полностью остановить. Она же удерживает машину на месте во время стоянки. Разберемся из чего она состоит.
Тормозной привод
Он передает усилие после нажатия на педаль к тормозным механизмам. Бывает механическим, гидравлическим, пневматическим. Первый вариант сейчас не применяется. Гидропривод работает на легковых и грузовых авто. Тяжелые грузовики и автобусы оборудованы пневмоприводом.
Гидравлический привод состоит из:
- педали тормоза;
- вакуумного усилителя;
- трубопровода;
- главного тормозного цилиндра;
- рабочего тормозного цилиндра;
- блока ABS.
После нажатия на педаль поршень главного цилиндра давит на жидкость, которая по трубопроводам отправляется к рабочим цилиндрам. Она передает усилие тормозным механизмам колес, и автомобиль замедляется.
Антиблокировочная система (ABS) не дает колесам блокироваться при резком торможении. Сенсоры следят за скоростью вращения каждого колеса, и если одно из них начинает скользить, система снижает давление в тормозах, а потом снова его увеличивает. Это помогает сохранить управляемость автомобиля.
Тормозные механизмы колес

Они непосредственно замедляют машину, создавая трение. Бывают двух типов:
- Дисковые тормоза — колодки прижимаются к вращающемуся диску, замедляя его. Чаще всего встречаются на передних колесах, а в современных авто — и на всех четырех.
- Барабанные тормоза — внутри барабана есть колодки, которые раздвигаются и прижимаются к его внутренней поверхности. Их чаще ставят на задние колеса бюджетных авто.
Виды тормозных систем
Тормозная система в автомобиле бывает нескольких видов. Одни предназначены для торможения, другие служат запасным вариантом на случай поломки. А третьи нужны, чтобы машина не покатилась во время стоянки. Различаются они и по принципу работы. Рассмотрим их поближе.
Рабочая
Это основная система, которая используется для снижения скорости до полной остановки автомобиля и кратковременного удержания его на месте.
Запасная
Нужна на случай, если рабочая система выйдет из строя. Но ее эффективность гораздо ниже. Если в автомобиле не предусмотрена автономная запасная система, ее функции может выполнять оставшаяся исправной часть рабочей тормозной системы или стояночная.
Стояночная
Знакома каждому водителю как ручник. Ее задача — удерживать автомобиль на месте, особенно на уклонах. Раньше стояночный тормоз был исключительно механическим — с рычагом, тросами и колодками. Сейчас во многих моделях его заменили на электрический. Он включается нажатием кнопки и блокирует задние колеса.
Вспомогательная
Ее устанавливают на грузовики и автобусы, чтобы снизить нагрузку на рабочую систему. Особенно полезна при движении на спуске, когда длительное торможение может перегреть и вывести из строя основные тормоза. Один из примеров — ретардер, который замедляет вращение колес с помощью электромагнитного или гидравлического сопротивления.
Теперь рассмотрим виды тормозных систем по принципу работы.
Гидравлическая
Самая распространенная в легковых автомобилях. При нажатии на педаль создается давление в системе, тормозная жидкость передает это усилие к тормозным механизмам на колесах. Такая система работает плавно, но зависит от герметичности — если в нее попадет воздух или жидкость вытечет, тормоза откажут.
Пневматическая
Используется в основном в грузовых автомобилях. Вместо жидкости здесь используется сжатый воздух, который подает в систему компрессор. Пневматика дает мощное тормозное усилие, но требует время на подготовку — пока не создастся нужное давление, машина не сможет тронуться.
Механическая
Простейшая по конструкции, сейчас используется в основном в стояночном тормозе. Здесь усилие передается через систему рычагов и тросов идущих напрямую к тормозным механизмам колес.
Схема и принцип действия тормозной системы

Когда водитель нажимает на педаль тормоза, в системе запускается цепочка механических и гидравлических процессов. Как все происходит ниже.
Педаль тормоза
Когда водитель нажимает на педаль, усилие передается на главный тормозной цилиндр, который начинает перемещать тормозную жидкость.
Вакуумный усилитель
Стоит за педалью. Его роль — многократно увеличивать эффект от усилия на педали при торможении. Иными словами, водителю не приходится давить со всей силы, достаточно легкого нажатия.
Главный тормозной цилиндр
Теперь он вступает в процесс — преобразует усилие, прикладываемое водителем к педали тормоза в гидравлическое давление в системе.
Тормозные магистрали
Трубки и шланги проводят тормозную жидкость от главного цилиндра к колесам. Особенность жидкости в том, что она не сжимается под нагрузкой. А значит передает усилие тормозным механизмам без особых потерь.
Тормозные механизмы
В дисковой системе давление приводит в движение поршень суппорта, который прижимает колодки к тормозному диску. В барабанной системе — раздвигает тормозные колодки внутри барабана.
Замедление колеса и остановка
Трение между колодками и дисками (или барабанами) снижает скорость вращения колеса. Кинетическая энергия превращается в тепло, которое рассеивается через вентиляционные каналы в дисках или через сам барабан.
Сброс давления
Когда водитель отпускает педаль, тормозная жидкость возвращается в главный цилиндр, поршни отходят назад, и колеса снова могут вращаться свободно.
Дополнительно могут присутствовать антиблокировочная система (ABS), система распределения тормозных усилий (EBD) и экстренное торможение (BAS). Они помогают избежать блокировки колес и эффективно распределять нагрузку.
Диагностика и неисправности тормозной системы

Кроме штатной замены тормозных колодок, есть и другие неисправности системы. Что на них указывает:
- посторонние звуки при торможении — скрежет, скрип или визг могут появляться из-за износа тормозных колодок или наличия посторонних предметов между колодкой и диском;
- увеличение тормозного пути — если вы заметили, что автомобилю нужно больше времени для полной остановки, чем обычно;
- непривычная мягкость или жесткость педали тормоза — говорит о проблемах в гидравлической системе или вакуумном усилителе. Если ее ход увеличился, возможно в систему попал воздух;
- увод автомобиля в сторону при нажатии на педаль тормоза — машину тянет влево или вправо из-за неравномерного срабатывания механизмов, когда одно колесо томозит сильнее;
- вибрация или пульсация при торможении — такие ощущения могут быть связаны, например, с деформацией тормозных дисков или попаданием грязи.
Оповещают о проблемах и загорающиеся индикаторы на приборной панели. Они предупреждают о низком уровне тормозной жидкости, износе колодок или неисправности ABS.
Как проверить тормозную систему:
- визуальный осмотр — оцените состояние колодок, дисков, шлангов и суппортов. Колодки не должны быть сильно изношены, а тормозные диски — повреждены или покрыты трещинами;
- проверьте уровень тормозной жидкости — ее недостаток может говорить об износе колодок или утечке в системе;
- проведите тест-драйв — посмотрите, как автомобиль реагирует на торможение: не уводит ли его в сторону, нет ли посторонних звуков или вибрации;
- диагностика на стенде — проводится в сервисе и помогает точно определить эффективность тормозов на каждом колесе.

Главное о тормозной системе автомобиля
Итак, что нужно запомнить о тормозной системе:
- рабочая тормозная система — основная, действует при нажатии педали и замедляет машину;
- запасная система — дублирует рабочую в случае неисправности, но ее эффективность намного меньше;
- стояночный тормоз — фиксирует авто на месте, может быть механическим (рычаг) или электрическим (кнопка);
- в легковых авто используется гидравлический привод, а в грузовиках и автобусах — пневматический;
- дисковые тормоза эффективнее, и поэтому чаще встречаются на передних колесах. А барабанные устанавливаются на задние в бюджетных авто;
- антиблокировочная система (ABS) — предотвращает блокировку колес при резком торможении;
- основные признаки неисправностей — скрип, вибрация, увеличение тормозного пути, увод машины в сторону;
- регулярная диагностика — проверка колодок, дисков, уровня жидкости и тест-драйв помогут вовремя обнаружить проблемы.