Как поменять тормозные колодки: инструкция с видео

Тормозная система должна быть в порядке для безопасной езды. Для этого, ее нужно регулярно обслуживать. Часть операций можно сделать самому, например поменять тормозные колодки.
Авторы и эксперты
Кирилл Русинович
Автор Авто Mail
Григорий Погосов
Владелец автосервиса
Как часто менять
Как понять, что пора
Какие факторы влияют
Как поменять
Сколько стоит
Какие детали стоит проверить
Можно ли продлить срок службы
Советы эксперта
Главное
Как часто менять
Как понять, что пора
Какие факторы влияют
Как поменять
Сколько стоит
Какие детали стоит проверить
Можно ли продлить срок службы
Советы эксперта
Главное
Еще
Мастер осматривает тормозные колодки
Тормозные колодки изнашиваются и периодически их приходится менятьИсточник: Freepik

В этой статье расскажем как самому поменять тормозные колодки, как понять, что пришел срок замены, какие факторы ускоряют износ и как продлить колодкам жизнь. А еще перечислим, что стоит проверить при замене колодок.

Как часто надо менять тормозные колодки

Рекомендуемый интервал проверки состояния тормозных колодок составляет каждые 10—15 тыс. км. пробега. Однако лучше всего следовать рекомендациям производителя вашего автомобиля. Некоторые современные автомобили оснащены датчиками износа тормозных колодок, которые предупреждают водителя о необходимости замены.

Средний срок службы тормозных колодок варьируется:

  • для передних колодок: 20 000–40 000 км;
  • для задних колодок: 30 000–70 000 км (если автомобиль оснащен задними барабанными тормозами).

Как понять, что колодки пора менять

Определить, что тормозные колодки нуждаются в замене, можно несколькими способами.

1.Шум при торможении

Один из первых признаков износа колодок — появление металлического скрежета или свиста при нажатии на педаль тормоза. Это связано с тем, что многие производители устанавливают специальные индикаторы износа (металлические пластины), которые начинают тереться о тормозной диск, когда толщина фрикционного материала становится критически низкой.

2.Увеличение тормозного пути

Если вы заметили, что машина стала хуже тормозить, и вам приходится сильнее нажимать на педаль или тормозной путь увеличился, это также может указывать на изношенные колодки.

3.Вибрация или пульсация при торможении

Износ колодок иногда сопровождается неравномерным пятном контакта между ними и диском, что вызывает вибрацию руля или педали тормоза при торможении.

4.Проверка толщины фрикционной накладки

Можно визуально оценить толщину фрикционных накладок через отверстия в колесных дисках или сняв колесо. Толщина должна составлять минимум 3 мм (без учета металлической основы). Если она меньше, колодки нужно заменить.

5.Датчики износа

Во многих современных автомобилях установлены электронные датчики износа тормозных колодок. Они подадут сигнал на приборную панель, когда колодки достигнут предельного уровня износа.

6.Изменение хода педали тормоза

Если педаль тормоза стала мягче или проваливается глубже, чем раньше, это тоже может свидетельствовать об износе колодок или проблемах с тормозной системой.

7.Пятна на колесах

Появление следов тормозной пыли черного цвета на колесных дисках также может говорить об износе колодок.

Если вы заметили один или несколько из перечисленных симптомов, рекомендуется провести диагностику тормозной системы в автосервисе или самостоятельно проверить состояние колодок.

Какие факторы влияют на частоту замены колодок 

Мужчина за рулем автомобиля
Агрессивный стиль вождения ускоряет износ колодокИсточник: Unsplash

Частота замены зависит от нескольких факторов:

  • стиль вождения — агрессивная манера езды с частым торможением ускоряет износ колодок;
  • тип тормозной системы — дисковые тормоза требуют замены чаще, чем барабанные;
  • качество колодок — высококачественные колодки служат дольше, чем бюджетные варианты;
  • условия эксплуатации — езда по городу с частыми остановками быстрее изнашивает колодки, чем движение по трассе;
  • вес автомобиля — тяжелые автомобили нагружают тормозную систему больше;
  • климатические условия — влажный климат может ускорить коррозию компонентов тормозной системы.

Как поменять тормозные колодки для дисков в машине

Замена тормозных колодок на автомобиле с дисковыми тормозами — процедура достаточно простая, которую можно выполнить самостоятельно при наличии необходимых инструментов и минимальных знаний. 

Что понадобится:

  • новые тормозные колодки — обязательно выбирайте подходящие именно для вашей модели автомобиля;
  • домкрат и подставки для безопасного подъема автомобиля;
  • гаечные ключи — чаще всего нужны рожковые или торцевые ключи размером 13, 14, 17 мм;
  • баллонный ключ для снятия колес;
  • отвертка плоская и крестообразная;
  • смазка для направляющих суппортов — специальная высокотемпературная смазка;
  • щетка для очистки деталей;
  • перчатки и защитные очки — для защиты рук и глаз от грязи и смазки.

Ниже приведен пошаговый процесс замены тормозных колодок.

1. Подготовка автомобиля

Поставьте машину на ровную поверхность, включите ручной тормоз и подложите противооткатные упоры под колеса, противоположные той стороне, где будете менять колодки. Затем ослабьте гайки крепления колес перед поднятием автомобиля домкратом. Поднимайте машину с помощью домкрата и установите ее на надежные опоры. После этого снимите нужное колесо.

2. Снятие старых тормозных колодок

Найдите суппорт, закрепленный над тормозным диском. Открутите болты, удерживающие суппорт. Обычно их два, но конструкция может варьироваться в зависимости от марки и модели автомобиля.

После откручивания болтов аккуратно отведите суппорт вверх, чтобы получить доступ к старым колодкам. В некоторых случаях потребуется использовать отвертку, чтобы слегка приподнять суппорт.

Достаньте старые тормозные колодки из пазов суппорта. Иногда они могут сидеть плотно, тогда придется немного пошевелить их, чтобы извлечь.

3. Очистка и подготовка места для новых колодок

Используйте щетку для удаления загрязнений с посадочных мест колодок внутри суппорта.

Проверьте состояние направляющих втулок суппорта. Они должны свободно двигаться. Если есть признаки коррозии или заедания, очистите их и нанесите специальную смазку для направляющих.

Осмотрите тормозной диск на наличие трещин, глубоких борозд или повреждений. Если диск сильно изношен или имеет дефекты, возможно, его тоже стоит заменить.

4. Установка новых тормозных колодок

Установите новые тормозные колодки в пазы суппорта. Убедитесь, что они сидят ровно и плотно.

Опустите суппорт обратно на место и закрутите крепежные болты. Затягивайте их равномерно, чтобы обеспечить равномерное прилегание колодок к диску.

5. Завершение работы

После установки новых колодок проверьте уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. Если уровень упал, долейте жидкость до нужного уровня.

Наденьте колесо обратно и затяните гайки крест-накрест для равномерного натяжения. Осторожно опустите машину с опор и окончательно затяните гайки на колесе.

Нажмите на педаль тормоза несколько раз, чтобы колодки встали на свое место.

Как поменять тормозные барабанные колодки в авто

Замена тормозных барабанных колодок — это довольно распространенная процедура технического обслуживания автомобиля. Она требует определенных знаний и инструментов, однако ее вполне можно выполнить самостоятельно. 

Для этой процедуры понадобятся:

  • домкрат и подставка;
  • гаечные ключи или трещотка с головками;
  • отвертка плоская и крестообразная;
  • молоток и зубило (если нужно снять стопорные кольца);
  • плоскогубцы;
  • съемник пружин (опционально);
  • перчатки и защитные очки.

Ниже пошаговая инструкция по замене.

1. Поднятие автомобиля и снятие колеса

Поставьте автомобиль на ровную поверхность. Ослабьте болты крепления колеса, пока машина еще стоит на земле. Поднимите нужную сторону домкратом и установите страховочную подставку. Полностью открутите болты и снимите колесо.

2. Демонтаж тормозного барабана

Найдите гайки или винты, крепящие барабан к ступице и открутите их. Если барабан сидит плотно, аккуратно постучите молотком по нему снаружи, чтобы расшатать. Делайте это равномерно по всей окружности.

3. Замена тормозных колодок

Осмотрите состояние старых колодок. Обычно износ заметен визуально: колодки стерлись до минимального уровня фрикционного материала.

Чтобы снять старые колодки, сначала разберите механизм фиксации. Это могут быть различные пружины, штифты или рычаги. Используйте плоскогубцы или съемник пружин, чтобы отсоединить натяжение. 

После этого извлеките старую колодку вместе с механизмом возврата. Очистите посадочные места от грязи и ржавчины и проверьте, чтобы ничего не мешало установке новых деталей.

Затем установите новые колодки. Следуйте обратной последовательности сборки механизма фиксации. Убедитесь, что пружины натянуты правильно, а колодки сидят ровно. После установки убедитесь, что все собрано корректно и нет лишнего люфта.

4. Установка тормозного барабана

Наденьте тормозной барабан обратно на ступицу. Если есть необходимость, смажьте соприкасающиеся поверхности небольшим количеством смазки. Закрепите барабан болтами или винтами, затянув их с усилием.

5. Завершение работы

Установите колесо на место и закрепите его болтами. Опустите машину с домкрата и окончательно затяните болты колеса. Проведите тестовый запуск системы торможения. Несколько раз нажмите педаль тормоза, чтобы колодки встали на свое место.

Проверяйте эффективность торможения на небольшой скорости перед полноценной эксплуатацией.

Сколько стоит замена колодок в сервисе в 2025 году 

В таблице собрали стоимость замены тормозных колодок в разных городах России.

ГородСтоимость замены колодок, от (руб.)
Москва920
Санкт-Петербург700
Воронеж800
Екатеринбург690
Новосибирск750
Ставрополь600
Ростов-на-Дону800
Иркутск660
Владивосток600
Казань500

Какие детали стоит проверить при замене колодок (список)

При замене тормозных колодок важно обратить внимание на несколько ключевых компонентов тормозной системы, чтобы убедиться в ее исправности и избежать проблем в будущем. Ниже список основных элементов, которые стоит проверить.

1. Тормозные барабаны и диски

Проверьте внутреннюю поверхность барабанов и поверхность дисков на наличие глубоких борозд или неравномерного износа. Если они истончились или деформированы, возможно, потребуется их замена или проточка.

2. Тормозные цилиндры

Осмотрите тормозные цилиндры на предмет утечек тормозной жидкости. Если заметили следы масла или влаги вокруг цилиндров, это может указывать на повреждение манжет или уплотнений.

Убедитесь, что поршни цилиндров двигаются свободно и возвращаются в исходное положение после нажатия на педаль тормоза. Заедания или затрудненное движение могут привести к неэффективному торможению.

3. Пружинные механизмы и фиксаторы

Проверьте возвратные пружины на наличие повреждений, растяжений или ржавчины. Эти элементы обеспечивают правильное возвращение колодок в исходное положение после торможения.

Убедитесь, что все крепежи и фиксаторы находятся на месте и работают должным образом. Поврежденные или отсутствующие элементы могут вызвать неправильную установку колодок.

4. Тормозные шланги и трубки

Внимательно осмотрите резиновые тормозные шланги на наличие трещин, вздутий или потертостей. Любые повреждения могут привести к потере давления в системе и отказу тормозов. Затвердевшие или потерявшие эластичность шланги могут начать трескаться под давлением.

5. Тормозная жидкость

Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. Низкий уровень может свидетельствовать об утечках или чрезмерном износе колодок. Обратите внимание на цвет и чистоту жидкости. Темный или мутный цвет может указывать на загрязнение или окисление, что потребует замены жидкости.

6. Щитки и пыльники

Убедитесь, что щиты и пыльники, защищающие компоненты тормозной системы от грязи и воды, целы и не повреждены. Их дефекты могут привести к ускоренному износу механизмов.

7. Механизм стояночного тормоза

Проверьте натяжение и свободное перемещение тросиков стояночного тормоза. Они должны двигаться плавно, без заеданий. Неправильная работа тросика может привести к проблемам с удержанием автомобиля на склоне.

Можно ли продлить срок службы колодок

Изношенные тормозные колодки в руках механика
Один из способов продлить срок службы тормозных колодок — выполнять осмотр тормозов Источник: legion-media.ru

Продлить срок службы тормозных колодок вполне возможно, хотя многое зависит от стиля вождения, условий эксплуатации автомобиля и качества самих колодок. Вот несколько советов, которые помогут увеличить их ресурс.

  • Плавное торможение. Резкое нажатие на педаль тормоза увеличивает износ колодок. Старайтесь тормозить плавно, особенно на высоких скоростях.
  • Использование торможения двигателем. Когда вы спускаетесь с горы или движетесь по длинному склону, лучше использовать торможение двигателем — переключаясь на пониженную передачу. Это снижает нагрузку на тормоза и уменьшает износ колодок.
  • Качество материалов. Выбирайте колодки проверенных производителей, которые соответствуют стандартам вашего автомобиля. Более дешевые варианты могут быстрее изнашиваться или плохо справляться с торможением.
  • Тип колодок. В зависимости от ваших потребностей можно выбрать разные типы колодок: мягкие (для комфортной езды), жесткие (для агрессивного стиля вождения). Мягкие колодки изнашиваются быстрее, но обеспечивают лучшее сцепление.
  • Не перегревайте тормоза. Частое использование экстренного торможения на высокой скорости вызывает сильный нагрев колодок и дисков, что ускоряет их износ. Постарайтесь избегать резких остановок там, где это возможно.
  • Техническое обслуживание. Следите за состоянием подвески и шин. Неправильная установка углов развала-схождения колес или неравномерный износ шин могут увеличивать нагрузку на тормозную систему.
  • Своевременная замена тормозной жидкости. Со временем жидкость впитывает влагу, что ухудшает ее свойства. Замена каждые два-три года поможет поддерживать эффективность работы всей тормозной системы.

Советы эксперта

Своими советами о том, как правильно менять тормозные колодки, поделился Григорий Погосов, владелец СТО:

«Основное правило — все делать аккуратно и внимательно. После снятия колеса нужно почистить посадочное место металлической щеткой и обработать медной смазкой. Обязательно нужно осматривать пыльники направляющих. Если заметите малейшие повреждения, то их нужно менять. 

Тоже самое можно сказать и о тормозных шлангах. Даже через небольшое отверстие, тормозная жидкость может очень быстро вытечь из системы и тогда остановить автомобиль будет сложно.

Вообще, на тормозах экономить не стоит, они могут спасти вашу жизнь в любой момент».

Главное о том, как поменять колодки

Собрали самое главное о том, как менять колодки своими руками:

  • если услышали посторонний звук при торможении или почувствовали вибрацию, то проверьте колодки;
  • на многих колодках есть датчики износа;
  • агрессивная манера езды ускоряет износ колодок;
  • подбирайте колодки с учетом вашего стиля езды;
  • при замене колодок проверяйте всю тормозную систему;
  • если заметили износившиеся детали — сразу меняйте;
  • для того, чтобы колодки служили дольше старайтесь избегать затяжных и резких торможений.