Проезжая часть: в чем ее отличие от дороги, и как не запутаться в понятиях

Водители и пешеходы часто отождествляют понятия «проезжая часть» и «дорога». Но на самом деле это неправильно. Ошибки из-за такой путаницы могут обернуться серьезными последствиями.
Авторы и эксперты
Ирина Бокова
Автор Авто Mail
Анна Уткина
Директором по коммуникациям
Что значит
Виды
Элементы
Сколько может быть
Ширина
Вопросы и ответы
Что значит
Виды
Элементы
Сколько может быть
Ширина
Вопросы и ответы
Еще
Грузовики и легковые автомобили едут по проезжей части
Проезжая часть — это элемент дороги, предназначенный для передвижения безрельсовых транспортных средствИсточник: legion-media.ru / Храмовник Роман / PhotoXPress.ru

Рассказываем, чем проезжая часть отличается от дороги, из каких элементов она состоит и разберем основные вопросы о правилах движения и обязанностях водителей и пешеходов. Нам поможет Анна Уткина, директор по коммуникациям ГК «АВТОДОМ» и ГК «АвтоСпецЦентр».

Что значит проезжая часть: определение и основные функции

Пункт 1.2 Правил дорожного движения (ПДД) объясняет:

«Проезжая часть — это элемент дороги, предназначенный для передвижения безрельсовых транспортных средств».

Иными словами — это участки дороги, по которым передвигаются автомобили, мотоциклы, автобусы и т. д. В целом дорога состоит из одной или нескольких проезжих частей. А еще включает в себя трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.

Разметка, знаки, светофоры и дорожные ограждения регулируют порядок движения по проезжей части, не позволяя водителям устраивать хаос на дорогах. Несознательных ожидают штрафы за нарушение ПДД РФ.

Правила не определяют тип покрытия проезжей части — оно может быть разным:

  • асфальт — самый распространенный вариант, который создает хорошее сцепление колес с дорогой;
  • бетон — используется на загруженных трассах и мостах из-за высокой прочности;
  • брусчатка — встречается на исторических улицах и в зонах с ограниченным движением;
  • щебень — часто используется на временных или второстепенных дорогах;
  • грунт — характерен для сельских и малоиспользуемых дорог.

Границы проезжей части определяются примыкающими к ней элементами дороги, например: 

  • обочина — участок для остановки и стоянки;
  • тротуар — зона для движения пешеходов.

Виды проезжих частей

Автомобили едут по многополосной проезжей части
В зависимости от назначения и конфигурации дорог выделяют несколько видов проезжих частейИсточник: Freepik

В зависимости от назначения и конфигурации дорог выделяют несколько видов проезжих частей. Вот основные из них:

  • Однополосная проезжая часть. Это дорога с одной полосой движения в каждом направлении. Такая конфигурация характерна для узких улиц, сельских дорог или второстепенных трасс.
  • Двухполосная проезжая часть. Здесь две полосы: одна для движения в одном направлении, другая — в противоположном. Этот вид часто встречается на дорогах местного значения, улицах городов и региональных трассах.
  • Многополосная проезжая часть. Дорога с тремя и более полосами движения в одну сторону. Обычно такие дороги предназначены для интенсивного транспортного потока и используются на магистралях, скоростных шоссе и крупных городских улицах.

Элементы проезжей части

Обычно проезжая часть, если это не грунтовка в глуши, включает несколько элементов. Каждый из них отвечает за организацию дорожного движения и обеспечение безопасности.

1. Полоса движения

Это продольная часть дороги, предназначенная для движения одного ряда транспортных средств. Она может быть обозначена дорожной разметкой, но даже при отсутствии таковой, ширины полосы должно хватать для безопасного движения автомобилей в одном направлении.

2. Горизонтальная разметка

Это линии, стрелки, надписи и другие обозначения, которые мы видим прямо на дороге. Они устанавливают режим и порядок движения. Либо содержат другую полезную информацию. Постоянную разметку наносят белым или желтым цветом, временную — оранжевым.

3. Разделительная полоса

Она разделяет встречные потоки движения или определяет границы проезжей части и трамвайных путей, полос для маршрутных транспортных средств. Наносится либо в виде горизонтальной разметки — сплошных линий белого цвета, либо обозначается отбойником, бетонным ограждением, полосой газона.

4. Пешеходный переход

Человек с зонтом передвигается по пешеходному переходу
Пешеходный переход предназначен для движения пешеходов через дорогуИсточник: Freepik

Обозначается знаками 5.19.1, 5.19.2 и разметкой 1.14.1 и 1.14.2, по-простому — «зебра». Он предназначен для движения пешеходов через дорогу. Если разметки нет, ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

5. Островок безопасности

Пункт 1.2 ПДД РФ объясняет, что такое островок безопасности:

«Элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход».

6. Обочина 

Она примыкает непосредственно к проезжей части и имеет другой тип покрытия, например, щебень или просто грунт, часто выделяется с помощью разметки. Используется обочина для движения, остановки и стоянки в соответствии с ПДД РФ, например, если нужно высадить или забрать пассажиров, или велосипедисты могут ехать по обочине, если специальной дорожки для них не предусмотрено.

7. Тротуар

Он предназначен для движения пешеходов и примыкает к проезжей части или велосипедной дорожке, либо отделен от них газоном.

В каких случаях водитель может использовать обочину или пешеходную зону для движения — отвечает Анна Уткина:

«Использование обочины или пешеходной зоны для движения авто строго регламентировано. Пункт 9.9 ПДД запрещает движение по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам. Исключения — транспортные средства специальных служб с включенными сигналами, дорожные службы и автомобили, осуществляющие доставку грузов в места, находящиеся непосредственно на обочине. 

Обычный водитель может выехать на обочину для объезда препятствия, если иное невозможно, и такие действия считаются совершенными в условиях крайней необходимости. Однако такие маневры должны быть обоснованы и осуществляться с предельной внимательностью. Обычная дорожная пробка не считается препятствием, в этом случае ехать по обочине нельзя».

Сколько проезжих частей может иметь дорога

Автомобили двигаются по проезжей части, разделенной металлическими заборами
Количество проезжих частей на дороге зависит от ее конструкции и наличия разделительных элементовИсточник: Агентство городских новостей «Москва»

Количество проезжих частей на дороге зависит от ее конструкции и наличия разделительных элементов. Допустим, у дороги есть разделительная полоса или конструктивно выделенные элементы, которые трудно пересечь — например, заборы или земляные насыпи. Тогда она считается состоящей из двух отдельных проезжих частей. А если такие разделители отсутствуют — дорога имеет одну проезжую часть, разделенную на полосы движения с помощью дорожной разметки. 

Что делать водителю, если разметка на дороге стерта и границы полос не видны — Анна Уткина поясняет:

«В ситуациях, когда дорожная разметка стерта или границы полос не видны, водитель обязан соблюдать особую осторожность. Рекомендуется визуально разделить дорогу на равные части и двигаться по правой половине, придерживаясь правого края проезжей части. Это соответствует общему принципу движения по правой стороне и помогает избежать выезда на полосу встречного движения. При этом следует учитывать указатели и общую ситуацию на дороге».

Ширина проезжей части

Эта величина зависит от категории, назначения дороги и количества полос на ней. По российским нормативам, ширина полосы на дорогах первой категории (магистрали) составляет 3,75 метра. На дорогах второй категории (обычного типа) — от 3,5 до 3,75 метров, а на дорогах третьей и четвертой категорий (областного или районного значения) — от 3 до 3,5 метров. Ширина всей проезжей части определяется количеством полос и их параметрами. Например, для четырехполосной дороги первой категории она будет равна15 метрам — 4 полосы по 3,75 метра. 

Анна Уткина объясняет почему важно соблюдать ширину полосы движения и какие последствия могут быть у ее сужения:

«Соблюдение установленной ширины полосы имеет критическое значение для безопасности. Ее сужение может привести к увеличению риска ДТП, поскольку уменьшает пространство для маневра и снижает возможность водителей избегать столкновений. Кроме того, узкие полосы могут способствовать росту числа конфликтных ситуаций между участниками движения, особенно в условиях высокой плотности транспортного потока. Поэтому важно соблюдать требования к ширине полос и учитывать их при планировании маршрута и выборе скорости движения».

Вопросы и ответы

Люди идут под дождем рядом с проезжей частью
Проезжая часть — зона повышенной опасностиИсточник: Агентство городских новостей «Москва»

Проезжая часть — зона повышенной опасности. Чтобы избежать ошибок при движении, разберем главные вопросы, касающиеся ее границ, правил перехода и обязанностей водителей.

Где пешеходам разрешено пересекать проезжую часть?

Пункт 4 Правил дорожного движения подробно объясняет права и обязанности пешеходов. Например, в п. 4.3 ПДД РФ указано, что переходить дорогу нужно по надземным или подземным переходам. Если таковые отсутствуют, только на перекрестках, придерживаясь линий тротуаров или обочин. 

Регулируемый перекресток можно пересечь по диагонали, если на нем есть специальная разметка 1.14.3.

Если вблизи нет переходов или перекрестков, можно перейти дорогу на участках без разделительной полосы или ограждений. Двигаться нужно под прямым углом к краю дороги и убедиться, что она хорошо просматривается.

Обязаны ли водители пропускать пешеходов, пересекающих проезжую часть?

Если водитель приближается к нерегулируемому пешеходному переходу, он должен уступить дорогу людям, уже находящимся на проезжей части или только начинающим движение. Другие автомобилисты могут не увидеть человека на дороге, но если движущееся перед ними транспортное средство замедлило ход или остановилось, они должны поступить точно также.

На регулируемом пешеходном переходе, даже после включения зеленого сигнала для водителей, они обязаны пропустить пешеходов, не успевших пересечь проезжую часть в отведенное время.

Уступить дорогу нужно и людям, двигающимся к маршрутному ТС, которое стоит на остановке. Или выходящим из него, если место посадки/высадки находится на проезжей части. 

В любом случае даже вне специальных переходов, водители обязаны пропустить слепых пешеходов, если те подают знак белой тростью.

Перекресток или пересечение проезжих частей: в чем разница и как не нарушить правила?

Вид пересекающихся проезжих частей с высоты птичьего полета
Перекресток — более общее понятие, включающее в себя пересечение проезжих частейИсточник: Unsplash

Перекресток — более общее понятие, включающее в себя пересечение проезжих частей.

Пункт 1.2 ПДД РФ объясняет:

«Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей».

Как мы уже установили выше, проезжих частей на дороге может быть несколько. А значит, один перекресток будет включать в себя все их пересечения. Причем границы таких пересечений не всегда совпадают с границами самого перекрестка.

Чтобы не нарушать ПДД, нужно правильно ориентироваться в этих понятиях. Фактически перекресток начинается от закругления бордюра. Край проезжей части определяется визуально, если взять каждую отдельную, проследить ее до перекрестка и условно определить, где она пересекается с другими проезжими частями.