На горячую: самодиагностика датчика положения распредвала

Рассказываем, как определить неисправность ДПРВ
Александр Потапов
Автор Авто Mail

Машины на российских дорогах с годами не молодеют: автопарк становится только старше, так что большинству автовладельцев приходится разбираться в устройстве машины и самостоятельно учиться диагностировать неисправности. Благо, устройство большинства транспортных средств схоже, так что и проблемы у всех — одинаковые. Например, многострадальный датчик положения распределительного вала. Как узнать, что замены требует именно он и решить проблему?

Замена ДПРВ — дело пары минут: два болта и немного моторного масла
Замена ДПРВ — дело пары минут: два болта и немного моторного маслаИсточник: legion-media.ru

Двигатель современного автомобиля увешан огромным количеством электроники, которая следит за корректностью его работы. Даже движки начала века оснащены целой россыпью датчиков, основная задача которых предупредить «мозг» о неисправности. Те самые ошибки, что водитель видит на приборной панели, именно оттуда и берутся. В том числе и легендарный «чек».

Автомобиль диагностирует сам себя, после чего, обнаружив неисправность, предупреждает о ней своего владельца. Чтобы расшифровать неисправность, нужно подключить модуль ELM к диагностическому разъему, активировать специализированную программу и узнать причину недомогания. Но можно «считать» и симптомы, которые зачастую подскажут «куда копать» и без всяких компьютеров.

Если машина начинает ехать рывками, не разгоняется, но проявляет повышенный аппетит, плохо заводится или вообще не хочет «оживать» — самое время проверить один конкретный датчик, который запросто может стать причиной всех вышеописанных неприятностей. Это датчик положения распределительного вала, который обычно называется ДПРВ. На вопрос, как один копеечный кусок пластика с торчащей фишкой подключения проводов может наворотить столько дел, и попробуем ответить ниже.

Что такое ДПРВ и как он работает

По своей сути это обыкновенный магнитный датчик, который контролирует положение и скорость вращения кулачкового вала и таким нехитрым методом следит за синхронностью работы основных узлов двигателя. Обычно работает в паре с аналогичным датчиком положения коленвала, что в тандеме дает электронному блоку управления двигателя достаточный объем информации для оценки.

Датчик распределительного вала
Источник: legion-media.ru

Принцип работы тоже прост: на распредвале есть небольшой выступ, который позволяет датчику отслеживать момент прохождения верхней мертвой точки первым цилиндром. Сложно? Да и бесполезно, честно говоря. Скажем проще: именно этот датчик следит за слаженностью работы цилиндров и поршней, а в случае отклонения — сигнализирует водителю о неисправности. Впрочем, «отклонения» случаются не так часто, как выход из строя самого датчик. Но нет сигнала — нет работы двигателя.

Как диагностировать неисправность ДПРВ

ДПРВ — простейший в своем устройстве элемент, у которого может случится лишь две неприятности — обрыв обмотки и замыкание внутри. Он расположен непосредственно в головке блока цилиндров, температуры там впечатляющие, да и выпускной коллектор недалеко, так что перегревы и время дело свое делают: однажды на ЭБУ просто не поступит сигнал с датчика положения распредвала, а «мозг» решит, что дело табак и запретит двигателю работать. Датчик обычно очень просто снимается, буквально два болта, поэтому проще всего его просто заменить и проверить — такая диагностика, с учетом отсутствия необходимости куда-либо ехать, может оказаться самой дешевой. Умники и умницы умеют прозванивать ДПРВ мультиметром, но толковые и точные «рецепты» следует смотреть по конкретной марке и модели автомобиля. Обладая японской машиной, таких не нашел.

Есть, правда, один простой способ проверить ДПРВ без инвентаря: на ранних стадиях, он начинает шалить «на горячую» — неисправность проявляется только на прогретой машине. Но если открутить датчик и его охладить — засунуть в снег, облить холодной водой — и, воткнув на место, протестировать, можно получить диагноз. Заработало? Дело в датчике, к гадалке не ходи.

Датчик распределительного вала
Источник: legion-media.ru

Как заменить ДПРВ

Самая простая часть «марлезонского балета» — замена датчика. Он, как уже было сказано, располагается на ГБЦ, в доступе, так что открутив два болта и скинув «фишку», его можно достать. Потребуется одна отвертка и две салфетки: протереть руки и мотор. Кстати, оттуда польется масло, что надо иметь ввиду заранее. Заодно проверим и еще одну «хворь», посредственно, но связанную с ДПРВ: датчик часто является местом протечки моторного масла, особенно, когда его уплотнители иссыхают и рвутся. Ковыряясь в недрах моторного отсека, этот неловкий момент так же стоит проверить: возможно, двигатель «злоупотреляет» маслом в куда меньших объемах, чем на него думали.

В качестве заключения, хочется предупредить коллегу-водителя от одной большой ошибки: не пытайтесь покупать дешевые китайские датчики, искать стоит либо оригинал, либо качественный корейский аналог. «Китаец», если «заведется» вообще, прослужит недолго, будет шалить и всячески намекать на необходимость очередной заменой разными «фантомными включениями». Поднебесная такую «сложную» электронику пока не осилила, подождем. А себе лучше все же купить «фирму» — не столь велика там разница в цене, чтобы экспериментировать.