MHEV, FHEV, PHEV — какой гибрид выбрать

Количество моделей с гибридными силовыми установками растет — рассказываем, что это за «звери»
Александр Хомяков
Автор Авто Mail

На рынке появляется все больше гибридных моделей. Но цены на них отличаются в зависимости от используемой технологии: мягкий, классический или подключаемый гибрид. В чем разница и какой гибрид подойдет именно вам? Ответ на этот вопрос прост

1. Micro-hybride (MHEV) или мягкий гибрид

Принцип

На самый обычный двигатель внутреннего сгорания, бензиновый или дизельный, с механической или автоматической коробкой передач, устанавливается особый 48-вольтный стартер, который работает и как генератор, и как электромотор (мощность — до 20 л.с.). При торможениях он запасает энергию в небольшую отдельную батарею, а при разгонах использует ее, чтобы помочь двигателю внутреннего сгорания ускоряться.

На некоторых моделях этот мотор-генератор интегрирован в коробку передач.

Мягкий гибрид
Источник: Subaru

Преимущества

Это простая и недорогая, но эффективная система, которую легко адаптировать к любому двигателю внутреннего сгорания. Она добавляет мощности и бережет ресурс двигателя, помогая ему при разгонах

Недостатки

Прирост мощности незначительный и нет запаса хода на электротяге. Он может составлять несколько сот метров и при условии небольшой скорости.

Для кого

Скорее, эта технология нужна самим автопроизводителям, чтобы отчитаться о большом количестве экологичных машин в своем модельном ряду. Переплачивать за покупку мягкого гибрида нет никакого смысла: значительной экономии на топливе, а также взрывной динамики, вы не получите.

2. Классический или полный гибрид (FHEV)

Принцип

Технология была популяризирована Тойотой еще в начале века. На такие машины дополнительно устанавливается электромотор мощностью от 50 до 130 л.с. Емкость аккумулятора тоже больше, чем у мягкого гибрида.

Такой автомобиль способен ездить только на электричестве, но на скоростях не более 30 км/ч при разгоне и до 70−80 км/ч при равномерном движении.

Помощь электромотора уже существенная, и при спокойной езде можно легко заметить экономию топлива.

Классический гибрид
Источник: Porsche

Преимущества

Такой гибрид не надо заряжать от внешних источников — он может заряжаться во время движения. Хотя порой возможность подзарядки производитель дает, пытаясь мимикрировать под PHEV, но толку от этого немного.

Расход топлива в городе может составлять всего 5 литров на 100 км. Также стоит отметить плавность хода таких гибридных автомобилей.

Недостатки

Гибрид бесполезен на шоссе и из-за тяжелой батареи может потреблять даже больше топлива, чем обычный ДВС того же объема.

Мощность автомобиля «плавает», что зависит от уровня заряда в батарее: если его немного, то электродвигатель будет работать только в полсилы.

Для кого

FHEV подходит для городских и пригородных поездок — экономично и плавно. Это оценят любители спокойной езды.

3. Подключаемый гибрид (plug-in hybrid или PHEV)

Принцип

Все, как у FHEV, но электромоторы мощнее, а аккумулятор имеет большую емкость. Соотношение мощности электродвигателя к емкости аккумулятора составляет около 1:10. К тому же, батарею можно подзаряжать не только от ДВС во время холостого хода или в движении, но и от бытовой сети или на станции быстрой зарядки.

Такие гибриды могут ехать только на электротяге на скоростях до 130 км/ч и на протяжении пары сотен километров.

Все чаще стали появляться PHEV, где двигатель внутреннего сгорания не связан с колесами: он лишь генератор, заряжающий батарею, от которой питаются электромоторы на осях, приводящие автомобиль в движение. Это — последовательный гибрид. По сути, это электромобили с генератором на борту, которые можно «заряжать бензином», не тратя на пополнение энергии на зарядных станциях по полчаса и более.

Последовательный гибрид
Источник: LiXiang

Преимущества

Нулевой расход бензина при заряженном аккумуляторе. Транспортный налог платится только с мощности двигателя внутреннего сгорания. Часто ДВС имеет около 150 л.с., а мощность электромоторов, установленных на одной или двух осях, превышает 300 и даже 500 л.с. Автомобиль можно заряжать от розетки или не заряжать никогда — как удобнее хозяину. Если же энергия в аккумуляторе закончится, достаточно плеснуть бензина в бак, чтобы ДВС зарядил батарею, что безопасно в дальних путешествиях.

Недостатки

Такие автомобили стоят заметно дороже прочих.

Для кого

Стоит такой гибрид дорого, но затем можно экономить на топливе и транспортном налоге, получив взамен очень мощный и динамичный автомобиль. Особенно это понравится тем, у кого есть возможность заряжать гибрид от домашней сети (например, ночью).

Выводы

Как видите, ни одна технология не вытесняет другую. Все зависит от того, как вы ездите. Мягкий гибрид — для больших, но коротких нагрузок, классический гибрид — для города и пригорода, подключаемый гибрид — для тех, кто хочет больше мощности при низком расходе топлива и налогах и, как бонус, для тех, кто имеет возможность заряжать батарею от домашней сети, но не готов к электромобилю (любит автопутешествия или вынужден ездить на дальние расстояния, в том числе зимой).