
Каждому автомобилисту нужно регулярно проверять, какое напряжение выдает его АКБ. Это один из показателей уровня заряда, за которым очень важно следить. В статье подробно расскажем, почему так важно знать напряжение аккумулятора, сколько вольт АКБ должен выдавать под нагрузкой и без нее, и как проверить этот показатель.
Какое напряжение аккумулятора считается нормальным
Напряжение исправного автомобильного аккумулятора напрямую зависит от нескольких факторов, о которых нужно помнить. Прежде всего, это заводские показатели: в настоящее время используют батареи в 12В для легковых автомобилей, и АКБ в 24В — для грузовиков и спецтехники.
Также на характеристику влияет уровень заряда аккумулятора, так как при разряде напряжение падает. Зная зависимость между этими показателями можно точно определить, нуждается ли АКБ в зарядке.
В нормальных условиях при комнатной температуре исправный и заряженный аккумулятор на 12В выдает напряжение в диапазоне 12,4—12,7В. Классическая батарея на 24В при штатной работе должна гарантировать напряжение от 24,8 до 25,4В.
Минимальный показатель
Для стандартного 12-вольтового АКБ критически низким напряжением будет показатель в 10,5—11В. Это говорит о глубоком разряде батареи, которая не сможет самостоятельно запустить двигатель. Для некоторых видов аккумуляторов это очень опасное состояние, которое грозит необратимыми последствиями в виде потери емкости — при напряжении ниже 10,5В начинается сульфатация. Это процесс когда пластины покрываются кристаллами, а электролит теряет свои свойства. Реанимировать АКБ можно только при помощи хорошего зарядного устройства.
Если напряжение еще меньше и опускается ниже 9 вольт, то специалисты советуют купить новую батарею. Такой аккумулятор уже вряд ли получится вернуть к нормальной работе.
Максимальный показатель
Если измерять напряжение при работающем двигателе и дополнительных потребителях тока, то оно будет заметно выше нормального. Так, при работающем двигателе приборы могут показывать 14В — это указывает, что аккумулятор заряжается генератором.
Для АКБ 12В допустимое напряжение будет в пределах значений от 13,8 до 14,5В. Для аккумуляторной батареи 24В этот показатель может достигать 29В.
Если все работает нормально, реле генератора не допускает превышения бортового напряжения свыше 14,5В. Если система неисправна и напряжение стало выше, это очень опасно для АКБ. Батарея может перезарядиться и серьезно пострадать. Поэтому так важно регулярно проверять этот показатель и принимать меры для исправления ситуации.
Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром

Использование обычного мультиметра — наиболее легкий и быстрый способ оценить состояние АКБ. С этого должны начинаться все диагностические мероприятия, связанные с батареей.
Для проведения замеров нужно сделать следующие действия.
- Перевести устройство в режим DC.
- Установить диапазон измерений в пределах 20В.
- Подключить провод красного цвета к плюсовой клемме АКБ.
- Подключить черный провод к минусовой клемме.
Результаты измерений сразу появятся на дисплее прибора. Они будут немного разными в зависимости от того, в покое или под нагрузкой был АКБ.
С нагрузкой
Для проверки работы АКБ под нагрузкой, нужно прежде всего запустить двигатель и дать ему поработать 15—20 минут. Только после этого стоит подключать мультиметр и потребители электричества.
В норме напряжение аккумулятора при работающем моторе должно быть в пределах 13,5—14В. После этого последовательно увеличивают нагрузку: включают отопитель салона, фары, мультимедийную систему и другие приборы. Каждый из потребителей заберет на себя по несколько десятых вольта. В итоге, мультиметр должен показать напряжение в диапазоне 12,8—13В — это норма. Если показатель упал ниже, значит есть проблема, с которой нужно разбираться.
Без нагрузки
Для замера напряжения АКБ в покое, нужно учитывать несколько аспектов. Самые точные данные получаются при температуре воздуха +18 °C и когда автомобиль простоял несколько часов с заглушенным двигателем.
Без дополнительных потребителей полностью исправная и заряженная батарея должна выдавать от 12,5 до 13В. Показатель может отклоняться от идеального в зависимости от условий окружающей среды и степени износа АКБ. При этом в морозы напряжение всегда будет меньше.
Таблица напряжения и уровня заряда для проверки аккумулятора
Реальное напряжение на клеммах батареи напрямую указывает на ее работоспособность и предупреждает, когда аккумулятор пора ставить на зарядку.
Ниже приведена специальная таблица напряжения для АКБ 12В без нагрузки, по которой можно оценить ее уровень заряда.
Напряжение, В | Уровень заряда, % |
12,7 | 100 |
12,6 | 90 |
12,5 | 80 |
12,4 | 70 |
12,3 | 60 |
12,2 | 50 |
12,1 | 40 |
12,0 | 30 |
11,9 | 20 |
11,7 | Менее 10 |
Что делать, если напряжение аккумулятора выше или ниже нормы
Иногда напряжение АКБ выходит за рамки нормы. Расскажем, как справиться с такой ситуацией.
1. Ниже нормы
В этом случае проблему помогут решить такие действия:
- Нужно попробовать восстановить уровень заряда аккумулятора при помощи зарядного устройства. Возможно, напряжение стало ниже из-за разрядки. Если после этого показатель вернулся к норме — все в порядке, ничего больше делать не нужно.
- Если напряжение все так же ниже нормы, можно попробовать восстановить работоспособность батареи. Для этого в обслуживаемый АКБ доливают электролит. А при помощи хорошего зарядного устройства можно прокачать батарею и устранить сульфатацию на пластинах. Через некоторое время можно снова замерить напряжение.
- Если показатель никак не удается вернуть к норме, стоит обратиться к специалистам за советом. Вероятнее всего, батарея уже не способна выполнять свои функции и нуждается в замене.
Чтобы свести к минимуму вероятность такой ситуации и продлить срок работы АКБ, его нужно регулярно подзаряжать. Для этого рекомендуется использовать только правильные зарядные устройства, соответствующие аккумулятору по характеристикам.
2. Выше нормы

Если низкое напряжение мешает нормальной работе, то слишком высокое представляет опасность для автомобиля. Из-за него может быть поврежден АКБ, электроприборы или проводка.
Опытные водители советуют поступить следующим образом:
- Найти причину повышенного напряжения. Источником проблемы может быть неисправный генератор, замыкание, пробой диодного моста, поломка реле-регулятора и многое другое.
- Если причина найдена, нужно сразу принять меры для снижения напряжения АКБ. Для этого следует отключить генератор перед продолжением движения. А затем как можно быстрее устранить поломку.
- Если напряжение аккумулятора только немного превышает норму, можно добавить потребителей и дополнительно включить печку или электроприборы. Это поможет защитить АКБ от перезаряда.
- Когда найти причину и устранить ее самостоятельно не получается, лучше обратиться за профессиональной диагностикой или рассмотреть замену аккумулятора. Важно помнить, что безопасность и надежность АКБ стоят на первом месте.
Главное о напряжении аккумулятора
Чтобы лучше запомнились нюансы, подведем итоги и составим список самого важного:
- по напряжению АКБ можно судить о его исправности и уровне заряда;
- аккумулятор должен подходить машине;
- показатель можно измерить при помощи мультиметра. При этом данные будут различаться, если батарея в покое и под нагрузкой;
- нормальное напряжение для АКБ 12В без нагрузки — от 12,5 до 13В;
- нельзя допускать, чтобы показатель снижался ниже 10,5В, иначе в батарее начнутся необратимые изменения;
- если напряжение ниже или выше нормы, нужно найти причину неполадки и исправить ситуацию;
- полезно регулярно измерять напряжение, чтобы вовремя выявлять неисправности в генераторе или бортовой сети и вовремя заряжать АКБ.